Точка сидения определяет угол зрения. Но верный ли он?

    Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак. 1:19)

Дарование Вселенским патриархом Томоса об автокефалии Православной церкви Украины обнажило огромную проблему – хрупкость и даже имитацию всеправославного единства. На поверхность вышли все неприглядные стороны отношений между поместными церквями. Верующие обнаружили, что во многом это единство держалось на поддержке всего, что делает Русская церковь. А Русская церковь самыми разными способами удерживала предстоятелей и епископов других церквей в зоне своего влияния. Одним из этих способов является информационная война против Вселенского патриарха, в которую были втянуты и епископы поместных церквей.

Епископы поместных церквей все время подчеркивают, что из-за украинского вопроса единство Церкви под угрозой и возможен раскол. Однако была бы угроза единству, если б поместные церкви были свободны от беспрецедентного давления России и Русской церкви, без дезинформации, шантажа и финансовой мотивации? Раскол провоцируется только Россией, легаты которой не вылезали из самолетов, мотаясь между предстоятелями поместных церквей и закулисно убеждая их пойти на бунт против Вселенского патриарха. Уже сегодня можно утверждать, что по милости Божией попытка увести в раскол половину вселенского православия не увенчалась успехом. Поэтому Русская церковь сосредоточила все усилия на блокировании процесса признания ПЦУ, сыграв на неготовности поместных церквей сделать выбор между справедливостью и комфортом. Но для того, чтобы остаться в зоне комфорта, приходится платить высокую цену, в том числе ложью.

5 августа на сайте Romfea появилось интервью митрополита Тамассоского Исайи, где он в том числе высказался по украинскому вопросу. 

Прокомментируем ключевой тезис из этого интервью. Митрополит заявляет, что против верующих в юрисдикции митрополита Онуфрия было совершено много преступлений, хотя и Вселенский патриарх не несет за это ответственность.

«Десятки храмов были насильственно захвачены, святые алтари, облачения и чаши были выброшены на улицу, священники и верующие подверглись оскорблениям и унижениям, а тысячи людей были насильственно изгнаны из своих храмов, потому что они не согласны с той административной структурой, которую им хотят навязать. Это бесчеловечно и нарушает всевозможные религиозные права и права человека не зависимо от того, правильно или неправильно был дарован Томос».


Начнем с того, что главное преступление со стороны РПЦ и УПЦ МП состояло в том, что у них были все инструменты и возможности для уврачевания раскола и объединения украинского православия. Но что мы видели на протяжении 27 лет? Оскорбления в адрес «раскольников», сравнение их литургий с поклонением бесам, расчеловечивание верующих, призывы к межконфессиональной вражде под видом «защиты канонического православия» и использование откровенной лжи в свою защиту. Можно ли назвать христианами тех, кто во всем видит не Христа, а бесов? Можно ли назвать христианами тех, кто распространяет фейк-ньюз, занимается дезинформацией и манипуляцией?

Хотите доказательств? Пожалуйста!

По Закону о свободе совести религиозные общины имеют право свободно выбирать, к какому религиозному центру принадлежать. Однако на практике этому волеизъявлению всячески препятствуют сами же религиозные центры, не желая терять прихожан. А главное – не терять храмы. Ведь самое важное имущество, находящееся в собственности общины – это храм. И именно за храмы в Украине началась война. А не за верующих. Как возникает эта война? Часть общины хочет поменять юрисдикцию, а часть против. Начинается противостояние, оппоненты не пускают друг друга в храм для литургии. По очереди служить запрещает  непосредственно митрополит Онуфрий. Итак: разделение происходит в одной и той же общине, война идет за храм в собственности этой самой общины. Кто у кого захватил храм? УПЦ МП считает, что если ее сторонники остались в меньшинстве – это захват храма канонической церкви. Если сторонники УПЦ МП в большинстве и не дали меньшей части общины пользоваться общим храмом – это отстаивание канонического православия.  «У нас корову украли – это плохо, мы корову украли – это хорошо».

К сожалению, обе противоборствующие стороны для защиты своего выбора часто прибегают к силовому варианту, зовут на помощь крепких мужчин со стороны или даже тех, кто пользуется плохой криминальной репутацией. Возникает драка. И часто на месте конфликта первыми оказываются съемочные группы пророссийских каналов. Снимают самые острые моменты, потом видео умело монтируется, агрессивные нападения и провокации представителей «канонической церкви» (УПЦ МП) вырезаются, а показывают только эмоциональную реакцию сторонников перехода в ПЦУ. Жесты руками или слова интерпретируются искаженно. Например, в селе Махновка Винницкой области священник ПЦУ подошел близко к архиерею УПЦ МП и не успел протянуть вперед руку, как его тут же схватили «спортсмены» (охрана епископа Московского патриархата). Российская пропаганда тут же это представила как попытку ударить епископа УПЦ МП. Хотя свидетели происходящего уверяют, что ничего подобного не было. На видео хорошо слышно, как жители села в лицо епископу УПЦ МП говорят, что община против Московского патриархата. Одна прихожанка резко спрашивает священников около епископа УПЦ МП, откуда они приехали и кто они такие.

Еще один пример. В селе Писаревка в Винницкой области община приняла решение перейти в ПЦУ. Священник выступил против перехода, на приходское собрание с целью заблокировать принятие неудобного для УПЦ МП решения привел с собой 20 других священников и около 50 «спортсменов». На видео, фиксировавшем конфликт, одна из прихожанок, обращаясь к священнику, говорит: «Отец Сергий, мы вас с миром просили! Вы же у нас 25 лет! Для чего вы такое делаете?!». Иными словами, прихожане просили своего священника уважать их законный выбор, но он решил силовым путем отстаивать «каноническую церковь». В результате были избиты сельский голова и один из полицейских. Будет ли митрополит Исайя рассматривать этот случай как нарушение религиозных прав представителями УПЦ МП? Вероятно, не будет. Потому что пророссийские пропагандистские интернет-ресурсы представили ситуацию ровно в противоположном свете: маленькая группа верующих захотела перейти в ПЦУ, большинство высказало свою верность митрополиту Онуфрию, представитель власти пытался переоформить храм на ПЦУ и т.д. 

Аналогично искаженную информацию ресурсы УПЦ МП представили и по переходу общины в ПЦУ в селе Лука-Мелешковская Винницкой области. Большинство общины приняло решение о переходе в ПЦУ, но священника это не устроило. Начался конфликт, представители УПЦ МП заблокировали вход оппонентам в храм и подали в суд с требованием отменить перерегистрацию документов общины в другую юрисдикцию.  На защиту «канонической церкви» священник УПЦ МП привозил «десант» священников из других приходов и «спортсменов». Верующим, перешедшим в ПЦУ, угрожали, в селе даже подожгли дом. Люди жалуются, что теперь боятся спать. Старики не могут «в последний раз» помолиться в своем храме, где больше не крестят детей, не венчают молодоженов…И что пишут пророссийские сайты? Что у УПЦ МП хотят отобрать храм, что происходит захват. Кто у кого захватывает? Община, перешедшая в ПЦУ – у меньшинства, решившего остаться в УПЦ МП? Даже сам священник УПЦ МП писал у себя в фейсбуке, что происходит захват храма, «наши в меньшинстве, но держатся», и звал на помощь верующих и священников из ближайших сел. Так кто нарушает чьи права?

Настоятель храма УПЦ МП утверждает, что из-за силовых действий ПЦУ 150 человек верующих не смогли попасть в храм. Даже записали соответствующее обращение о непризнании результатов приходского собрания о переходе в ПЦУ.

Кипрский митрополит – рупор российской пропаганды?

А вот как выглядела эта община в 2015 году, когда власть возвращала церкви храм – памятник архитектуры.

Кипрский митрополит – рупор российской пропаганды?

Достаточно сравнить эти два фото и задать вопрос: если в 2015 году община в основном состояла из женщин, то откуда через 4 года там появилось столько молодых крепких мужчин? Так сколько же прихожан в этой общине?

Что касается выбрасывания на улицу алтарей и Святых Даров. Такой случай произошел в селе Курозваны Ровенской области. Вот видео этого происшествия. По словам представителей власти, храм передан в пользование религиозной общине (УПЦ МП). То есть, храм находится в собственности государства. Это дает право государству, прежде чем передавать его другому пользователю (ПЦУ), провести инвентаризацию имущества. Но священник УПЦ МП не пустил в храм инвентаризационную комиссию. Как свидетельствуют журналистские расследования, большинство общины приняло решение о переходе в ПЦУ. 

Заниматься силовым препятствованием переходу общин из УПЦ МП в ПЦУ поручено протоиерею Виктору Земляному, который стал главой «отдела по урегулированию межконфессиональных конфликтов». В его задачи входит в том числе организация «десантов» для их участия в конфликтах за храмы. Служба безопасности Украины уже пыталась привлечь его к ответственности за нарушение равноправия граждан в зависимости от их религиозных убеждений, ввоз, изготовление или распространение произведений, пропагандирующих религиозную нетерпимость и дискриминацию. УПЦ МП организовала в его поддержку митинг, фактически оказывая психологическое давление на органы власти и препятствуя справедливому рассмотрению дела.

Если власть не реагирует на правонарушения священников УПЦ МП, для нее это хорошо. А если власть пытается восстановить законность – это плохо, это нарушение прав верующих и дискриминация по религиозному признаку. Московский патриархат в Украине фактически поставил себя вне рамок закона.

Можно привести сотни доказательств из открытых источников о поддержке священниками и даже епископами УПЦ МП незаконных вооруженных формирований, воюющих против Украины на Донбассе, об их участии в аннексии Крыма, хранении оружия и укрывательстве боевиков, о призывах к свержению украинской власти, об унижении украинцев как нации, об освящении в Крыму российского оружия… Что бы сказал митрополит Исайя, если б какие-нибудь представители его Церкви благословляли оккупацию Северного Кипра и освящали турецкие танки?

Кипрский митрополит – рупор российской пропаганды?
Кипрский митрополит – рупор российской пропаганды?

В любом конфликте виноваты обе стороны. Почему митрополит, делая свои необдуманные заявления и повторяя манипулятивные утверждения российской пропаганды, не удосужился поинтересоваться противоположной точкой зрения, не выяснил обстоятельства и мотивы конфликтов? Ведь даже украинские суды не могут разобраться, кто прав в этих случаях – а митрополит Кипрской церкви уже вынес вердикт! Почему владыке Исайе не рассказали о том, как в 2013 году у Киевского патриархата отбирали храм в поселке Новоархангельское Кировоградской области? Как пришли бандиты, вышвырнули священника и прихожан из храма, закрылись там и пьянствовали, показывая прихожанам из окна неприличные жесты? Как местная власть давила на настоятеля, чтоб община перешла в УПЦ МП, как тайком регистрировались документы о переводе общины в другую юрисдикцию? Тогдашняя власть проигнорировала все обращения епископа УПЦ КП и общины с просьбой восстановить законный порядок. 

У русских есть поговорка: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Неловко просить митрополита Кипрской церкви прекратить резать нашу церковь и нашу страну по живому. Ведь все мы ответим перед Богом за каждое наше слово.

Сerkvarium.org

Теги: