На протяжении нескольких последних месяцев особое внимание приковано к Украинской православной церкви. За комментариями к событиям, которые там происходят, «День» обратился к архиепископу Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому, руководителю Отдела внешнецерковных связей УПЦ, секретарю Митрополита Владимира Александру (ДРАБИНКО). Не только потому, что он — «правая рука» Блаженнейшего. А прежде всего потому, что владыка, так сказать, достаточно нестандартный. Это — молодой человек современного христианского мышления, недогматичный и относительно открытый по сравнению с другими архиереями этой Церкви.

— В УПЦ развернулась борьба за престол. Это невозможно скрыть. В этой борьбе заострилось противостояние между сторонниками самоуправления и адептами усиления связей с Русской православной церковью.

— Не могу что-то сказать в ответ, поскольку не являюсь претендентом в борьбе за престол. Основная задача, которую возложил на меня Священный Синод — лечение и уход за нашим Предстоятелем.

— И как Митрополит Владимир себя чувствует?

— Слава Богу, благодаря проведенной операции его здоровье понемногу улучшается. Понятно, что предполагается продолжительный реабилитационный период. Однако мы верим, что будет лучше. Уже лучше, чем было.

— В одном из своих недавних интервью епископ Черкасский и Каневский Софроний (ДМИТРУК) отметил, что статус самоуправляющейся церкви с правами широкой автономии, которую имеет УПЦ, в настоящее время не соответствует ни историческим предпосылкам, ни современным реалиям. А вы как считаете? Известно, что вас, владыка, относят к так называемому проукраинскому крылу.

— Того статуса, который благодаря взвешенной внешней и внутренней политике Митрополита Владимира на сегодня имеет Украинская православная церковь, вполне достаточно. Очевидно, внутри УПЦ существуют расхождения во взглядах на ее прошлое и будущее. И для того, чтобы избежать дисбаланса, нужно эту политику Блаженнейшего поддерживать и в дальнейшем. Единство Церкви — вот что важно!

Следующее. Не знаю, к какому крылу меня относят, скажу только то, что я — украинец. Люблю свою землю, свое государство, свой народ и свою Церковь, и хочу, чтобы в ней не было раздора. Так меня учили родители, Блаженнейший и современность.

— Законопроект №9660 о возможной передаче национальных святынь Киево-Печерской и Почаевской лавр в собственность УПЦ вызвал бурную реакцию в обществе. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

— Наверное, ее должны комментировать те, кому должны быть переданы святыни. Реституция — это закон.

Верю, что этот законопроект будет принят и при передаче святынь будут заключены договоры с соответствующими государственными учреждениями относительно обязательств УПЦ по Киево-Печерской и Почаевской лаврам, а также относительно верных других религиозных конфессий. Хотелось бы, чтобы наше отношение к ним было толерантным и адекватным. Одним словом, нужно сделать так, как это есть в цивилизованных — православных или католических — странах, где мы бываем с паломническими поездками.

— В последнее время между УПЦ и УГКЦ налаживаются контакты: ваши представители присутствовали на интронизации Блаженнейшего Святослава (ШЕВЧУКА), архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп (ОСАДЧЕНКО) по приглашению Предстоятеля греко-католиков принимал участие в открытии украинской елки в Ватикане... Это новая страница с приходом нового главы?

— Я знаком с Блаженнейшим Святославом. Он производит очень приятное впечатление.

Не сказал бы, что это — новая страница, поскольку у Блаженнейшего Митрополита Владимира были встречи с Блаженнейшим Любомиром. Такие же встречи происходят и с нынешним главой УГКЦ. У нас много общих тем для разговоров, ведь живем в одном государстве, на одной земле и имеем те же проблемы. И когда как христиане мы их начинаем решать вместе, это удается лучше, чем в одиночку. Есть также отношения на местном уровне, то есть, между нашими общинами, которые, живя в том или ином городе/городке/селе, проводят определенную социальную работу. Но они являются ситуативными. Да, много общего между нами, но существует немало проблем, которые не преодолены и которые препятствуют последующему сотрудничеству.

— А какие отношения с православными Киевского патриархата?

— На сегодня никаких отношений нет, кроме того, что знаем друг друга.

— Интересно было наблюдать, как после одной «экуменической» пресс-конференции епископ УПЦ КП Евстратий (ЗОРЯ) ожидал пресс-секретаря Митрополита Владимира отца Георгия КОВАЛЕНКО и потом они вместе пошли к выходу.

— Это профессиональные отношения спикеров двух разных конфессий. А если говорить об общем измерении, то начавшаяся подготовка к диалогу, сейчас заморожена. На то были определенные причины. Но субъективно мне бы хотелось, чтобы все-таки в нашем государстве проводился межконфессиональный диалог.

— С какими вызовами чаще всего встречается УПЦ?

— С секуляризацией. С безразличием к ближнему. К сожалению, мы не имеем возможности всесторонней реализации того, к чему призваны. В частности, к выполнению второй Христовой заповеди — «Возлюби ближнего своего...» На практике это значит: посетить заключенных, утешить тяжелобольных, помочь сиротам, накормить голодных... Чтобы иметь христианское государство, мы должны воспитывать в христианском духе детей еще с младенчества. И тогда из них вырастут добрые христиане и ответственные граждане, какими бы ни были их более поздние религиозные склонности. А для того, чтобы они избрали православие, мы должны учить их своим примером. Конечно, я как православный епископ желал бы, чтобы все были православными. Однако, глядя на жизненные реалии, хотел бы, чтобы все были если не хорошими христианами, то, по крайней мере, людьми.

— Владыка Александр, правду говоря, вы разрушаете устоявшийся образ православного епископа: молодой, достаточно демократичный и оптимистичный; любите путешествия и увлекаетесь фотографией... Вам присуще радостное ощущение Бога?

— Да. Я чувствую мир по-своему. Я его вижу сквозь призму своего фотоаппарата — через талант, данный мне Богом.

Первые слова, которые Иисус Христос сказал после воскресения: «Радуйтесь! Еще раз говорю: радуйтесь!» и «Мир вам!». Не нужно рисовать мрачного «средневекового» Бога. Просто нужно любить Его. И Он отблагодарит тем же. «Я есть любовь!», — сказал Господь. Блаженнейший митрополит Владимир всегда меня учил, что христианство — это религия радости. Об этом он не раз повторял в своих проповедях. Верим же, что когда отойдем, будем иметь вечную жизнь со Всевышним. Есть такая хорошая присказка: разве можно молиться о дожде без зонтика... Иначе говоря, если мы верим, то должны радоваться.

— А чему вы еще научились у Блаженнейшего?

— Надеюсь, человечности.

Теги: