Наша беседа с председателем информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиереем Георгием Коваленко состоялась в 70-а корпусе Киево-Печерской Лавры.

Здесь размещаются преимущественно синодальные отделы и информационные службы Украинской Православной Церкви. В том числе и редакции официального веб-сайта УПЦ и информационного портала «Православіє в Україні», многолетним редактором которого также является о. Георгий.

— Отец Георгий, в начале 1990-х годов православные СМИ можно было пересчитать по пальцам. А такого понятия, как электронные информационные сайты, веб-порталы, вообще не существовало. В конце прошлого года возглавляемый Вами отдел предоставил в годовом отчете такую статистику: более полутысячи медиапроектов, из которых 349 интернет-сайта, 82 газеты, 40 журналов, 18 радио- и 40 телепрограмм. Много это или мало на сегодняшний день?

— Это и много, и мало. Мы все время наблюдаем позитивную динамику развития информационного поля Церкви, ее общей информационной структуры. Но с развитием интернет-ресурсов бурно растет количество пользователей. Практически в каждой семье сегодня есть доступ к интернету, телевизионное пространство благодаря новым технологиям также в десятки, если не в сотни раз, увеличило свой диапазон вещания. Несмотря на глобальные экономические кризисы, все города и веси страны буквально завалены печатной продукцией, рекламными проспектами.

Можно сказать, что мы живем во время информационной революции, когда каждый человек является заложником информационного плена, который прочно удерживает его сознание. Замечу при этом, что информация эта, как правило, носит агрессивный характер и сориентирована на развитие потребительских и сенсационных вкусов аудитории. Поэтому, к сожалению,
можно констатировать, что большинство населения Украины, в том числе, и духовенство, и миряне часто узнают о Церкви из светских источников. По этой причине в сознании людей формируется образ Церкви не реальный, а светский, секулярный.

Мы, представители церковных СМИ, стремимся развиваться в меру сил и возможностей. Я бы сказал так: наши проекты являются такими, какими являемся мы. Сегодня не нужно пытаться создать невозможное, не нужно мечтать о том, что хотелось бы. Нужно исходить из тех возможностей, которыми мы сегодня располагаем, заниматься просветительской деятельностью, теми ресурсами, которые есть. И с теми людьми, которые есть. Ведь по большому счету, наше информационное пространство формируют люди, которые занимаются информационно-просветительскими проектами в Церкви.

Чтобы это пространство сформировать, мы создали такой проект, как Фестиваль СМИ православных, который проводится дважды в год: один раз в Киеве, второй — в регионах. Мы были в Крыму, на Донбассе. В прошлом году даже провели дистанционный, телевизионный, фестиваль. В этом году 6-ой по счету фестиваль пройдет на Западной Украине. Фестиваль СМИ православных — это и есть наше информационное братство, наша большая общецерковная редакция.

— Можно ли сравнивать задачи светских и церковных СМИ?

— Церковная журналистика никогда не старалась конкурировать со светским медийным рынком, потому что основой этого рынка является реклама. И рейтинги, и тиражи завязаны на расценках для рекламодателей. Там совсем другая логика процесса. На мой взгляд, наша продукция в какой-то степени — нишевый проект. Она рассчитана на определенную аудиторию верующих людей и тех, кто интересуется вопросами религии. Хотя Церковь для всех.


Тем не менее церковные СМИ должны знать и понимать, в какие периоды активизируется информационная активность у наших читателей или слушателей. Например, в дни религиозных праздников наши СМИ могут даже конкурировать с центральными медиа-ресурсами. В дни обычные, чтобы мы не предпринимали, какие бы пиар-кампании не проводили, все-таки в религиозном смысле общество традиционно. Нравится нам это или не нравится, но про Бога человек вспоминает на Рождество, на Пасху, Великим постом, на Троицу, а также тогда, когда в его жизни случаются радости или горести. Это, наверное, является реальностью нашего времени, которую практически невозможно изменить.

Поэтому логика наших медиа все-таки должна быть церковной и календарной. Мы очень часто пытаемся пародировать светские СМИ с их завлекательными темами, уходя от своего формата и становясь менее интересными людям, чем когда мы работаем в традиционной форме. Людей обычно не очень волнует, как Церковь относится к трансплантологии или новым изобретениям, скажем, в технике. Хотя и об этом мы много говорим в эфирах и на страницах периодики. Но на самом деле наша аудитория — это люди, которые приходят в Церковь. А они не задают светских вопросов. Они думают о вечном, задают вопросы о душе, о крещении, отпевании, о жизни и смерти, добре и зле, о заповедях, о воспитании детей. Это наши темы.

— На последнем Архиерейском соборе в докладе Патриарха прозвучала мысль о том, что в православных СМИ должны работать люди верующие, и что отношения между церковными СМИ носят не всегда здоровый характер. С чем это связано и касается ли это украинского информационного пространства?
— Наш синодальный отдел избрал как раз своей целью не управление церковными медиа, а координацию различных проектов. И ФестСМИ мы проводим для того, чтобы люди имели возможность познакомиться, высказаться. Нездоровая конкуренция возникает тогда, когда люди живут мифами друг о друге. А когда люди являются знакомыми, друзьями, общаются, тогда они совсем по-другому смотрят и на тот продукт, который они делают.

Очень легко, например, критиковать из Киева какую-нибудь районную газету за то, что она не соответствует уровню общенациональных СМИ. Но если рядом с этой районной православной газетой положить районную светскую прессу, окажется, что они на одном хорошем уровне. Более того, когда узнаешь, как создают церковные СМИ в том или ином регионе, оказывается, что опыт каждого региона уникален. К тому же, большинство церковных журналистов — альтруисты, люди, которые делают невозможное в тех условиях, в которых они находятся. (Но мы знаем при этом, что невозможное человеку, возможно Богу).

Понимание проблем друг друга, узнавание друг друга — это очень хороший опыт. Более того, предпоследний фестиваль мы проводили в Донецке. Большинство участников из разных регионов никогда в жизни не были на Донбассе, никогда не были в Святогорской Лавре. И когда они туда приехали, увидели совсем иную картину, чем ту, что рисуют светские политические СМИ. Они увидели реальных верующих людей, храмы на предприятиях, увидели Лавру и ее насельников во главе с настоятелем, которые радушно принимали «СМИшников». Теперь мы хотим повезти людей с востока на Запад Украины, чтобы они увидели ту ситуацию, в которой живут и трудятся наши братья и сестры в этом регионе.


Что касается того, что православные люди должны работать в православных СМИ — это аксиома. Более того, мы не случайно назвали наш фестиваль (название часто перекручивают) «Фестиваль СМИ православных», в такой вот последовательности. Это фестиваль, в котором принимают участие православные СМИ, которые делаются православными людьми. Это и православные люди, которые работают в светских СМИ.


— Если сравнивать светские и православные СМИ, в чем главное отличие?
— Я не думаю, что мы можем изменить светские СМИ. Их формат развивается самостоятельно, независимо от нас. К сожалению, чем дальше, тем больше мы становимся «не форматом» для светских СМИ. Они движутся по пути ток-шоу, некой гипертрофированной театрализации. Глядя на современные ток-шоу, любой человек понимает, что в них присутствует элемент театрализации, наигранности, неискренности.

У меня тоже был такой странный опыт. Когда ты смотришь что-то по телевизору — это одно. А когда тебя приглашают для участия, и ты оказываешься внутри этого театра, не совсем понимаешь, где реальный человек, а где подсадная утка. Тебя-то пригласили как реального эксперта, а перед тобой нечто такое происходит, что не можешь понять: где правда, а где ложь. Возникает очень неприятное ощущение виртуализации. Эта форма проникает даже в информационные программы, где мы невооруженным взглядом видим определенные манипуляции: новости создаются, разыгрываются, снимаются; мы начинаем жить в обществе, где реальностью является то, о чем говорят в новостях (хотя самого события могло и не быть), и перестает быть реальностью то, что реально происходит с нами, но об этом не прочитаешь ни в социальных сетях, ни в печатных СМИ.


Поэтому для нас очень важно не перестать той солью земли, о которой говорил Спаситель, не потерять христианскую закваску. Очень часто мы поддаемся искушению учить политиков политике, бизнесменов бизнесу, а чиновников — управлению государством. Но мы должны быть хорошими священнослужителями. И когда нас, представителей Церкви, спрашивают, мы должны отвечать не с точки зрения политической, бизнесовой или с точки зрения государственного управления, мы должны говорить с точки зрения Евангелия. Мы должны освящать жизнь светом христовой истины. У Церкви свое служение. Вести людей путем спасения. Нести людям благую весть о рождении, смерти и воскресении Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рассказывать людям о заповедях, и не отходить от этих тем.


С другой стороны, любое средство массовой информации и коммуникации — это зона нашей миссионерской ответственности. Каким бы плохим не было телевидение, пока нас туда зовут, мы будем идти и проповедовать. Будем создавать свои каналы, сайты, радиопрограммы. Потому что у нас есть благая весть, у Церкви есть новость о Христе и любые ее носители — это носители информации о Христе, о Евангелии, о святыне и святых, о христианском образе жизни.


— Отец Георгий, тем не менее, существует Социальная концепция Церкви. Существуют социальные проблемы, которые волнуют людей, которые муссируются средствами массовой информации.
— Когда мы говорим, что мы не должны быть ни политиками, ни чиновниками, это не значит, что мы не видим реальных проблем. Просто наша реакция и наш взгляд на них должны быть мотивированы Евангелием. Например, есть проблемы биоэтики. Последний архиерейский собор РПЦ, обратите внимание, какие документы принял: по технологии учета личности, по экологии, по семейному законодательства. Это ведь как раз и есть продолжение концепции. Документ называется «Основы социальной концепции», что означает, что это первый документ, первое приближение к этой проблематике. Социальное служение Церкви — это одно из служений. Оно не главное. Оно не должно заменить или отменить богослужение. С другой стороны — это как раз те две заповеди, которые Бог дал нам: люби Бога и люби ближнего. Если наша богослужебная, молитвенная практика — это проявление нашей любви к Богу, то социальное служение, благотворительность — это любовь к ближнему.


— Традиционный вопрос, который задают журналисты по поводу своих изданий. Ваше отношение к «ФОМЕ в Украине»? Как Вы его оцениваете?
— Я много лет мечтал о появлении именно такого формата издания в Украине. Ведь есть же у нас «Комсомольская правда в Украине», «Известия в Украине», «Аргументы и факты в Украине» — определенный формат, когда издания высокого уровня и любимые читателями делают свою версию в нашей стране. Мы сразу откликнулись на эту идею, дали рекомендацию синодального отдела и всячески поддерживаем этот проект. Потому что «ФОМА» — наверное, лучший журнал на постсоветском пространстве за всю последнюю 20-летнюю историю. Нам приятно, что журнал продолжил свое миссионерское путешествие и в Украине. Дай Бог, чтобы он возрастал от силы в силу и укреплялся, чтобы в нем увеличивалось количество собственно украинских материалов и, чтобы при этом он не становился хуже, а сохранял тот высокий уровень, который у него есть. Думаю, от совместной украино-российской работы над журналом проект выиграет и в целом.


foma.in.ua

Теги: