В конце марта Институт религиозной свободы опубликовал последние данные Министерства культуры Украины о количестве религиозных организаций в стране. В отчете содержится подробное описание о каждой конфессии. Простое изучение данных по трем православным церквям наводит на очень интересные размышления.

Можно ли измерить благодать цифрами?

Сразу оговорюсь, что это не аналитическое исследование, а мой личный взгляд. Я — прихожанин одного их храмов УПЦ МП, вы можете считать мои взгляды субъективными и тенденциозными.

Главное открытие этого года — религиозное возрождение уже завершилось. Если с 1985 по 2000 год количество приходов, общин разных церквей росло значительными темпами, то после 2000 этот рост стал значительно слабее. На начало этого года в Украине зарегистрировано 35 116 общин — это на долю процента меньше, чем в 2010 году. Падение мизерное, но впервые за время после распада СССР наблюдается обратная тенденция.

Крупнейшая конфессия в Украине — УПЦ, которую чаще называют УПЦ МП. У нее 12 806 общин. Это больше, чем количество общин УГКЦ и двух других православных конфессий, вместе взятых. Кстати, этот показатель намного честнее, чем опросы общественного мнения, в которых вдруг оказывается, что люди относят себя к Киевскому патриархату. На самом деле выборка при таких опросах — обычная для социологов, они спрашивают как верующих, так и неверующих.

Постоянная полемика о том, какая конфессия самая правильная, смотрится со стороны странно. Почему-то одни священники говорят о том, что другие — безблагодатные, то есть неправильные, ненастоящие. Те им отвечают, что они вполне нормальные, и что вопрос признания — это вопрос времени, и в истории полно примеров расколов, которые заканчивались вполне благополучно.

Цифры говорят более убедительно. Было бы преувеличением делать по этим цифрам выводы о благодатности. Но одно можно сказать точно: в тех конфессиях, которые не признаны мировым православием — серьезный кризис.

Загадочные монахи автокефальной церкви

Монахи — это передовой отряд Церкви. Люди, которые отказались от всего, для того, чтобы служить одному Богу и Его Церкви. Сколько их в Украине?

В УПЦ — 203 монастыря, в них 4873 монаха. То есть, в среднем по 24 человека в одной обители. Много это или мало? Давайте сравним с двумя другими православными конфессиями, где, по идее тоже должно быть много монахов. Иначе откуда будут появляться епископы, кто вообще будет давать пример для всех остальных прихожан?

В УПЦ КП — 59 монастырей, в которых — 181 инок. То есть в среднем по три человека на монастырь. Это еще терпимо, в УПЦ тоже есть такой пример — на всю Ивано-Франковскую область есть только два монастыря УПЦ, в которых записано 8 монахов.

Но если мы посмотрим за ситуации с монашеством в УПЦ КП подробнее, тут начинают возникать определенные подозрения. Так, в Тернопольской области у Киевского патриархата 5 монастырей, а монахов в них 3. Еще раз: пять монастырей и три инока. Как они успевают разорваться на все пять обителей — становится ясно, если изучить статистику дальше.

А дальше — самое забавное. Ситуация с монашеством в УАПЦ. Там целых 11 монастырей, в которых — 10 монахов. В той же Тернопольской области у них 4 монастыря, в которых 3 монаха. Может, они проходили курсы у иноков из Киевского патриархата, ведь та же область? Формально монастырь может существовать, даже если в нем и один монах, но 0,5 монаха — это уже слишком. Да и то, один монах — это уже не монастырь, а некая фикция.

Желание казаться больше, чем ты есть на самом деле, свойственно каждому человеку, я не исключаю, что такое может быть и в моей конфессии. Но кризис монашества в УПЦ КП и в УАПЦ очевиден. В этих конфессиях очень мало людей, готовых все бросить ради церкви. Если в организации нет таких Алексеев Карамазовых, ее перспективы очень туманны.

Будущее церкви

Еще один важный показатель — количество студентов в духовных семинариях. Это тоже те пассионарии, которые служат, извините, за деловую лексику, драйвером роста организации. В 2000 году в УПЦ было 3657 студентов, сейчас — на треть больше — 4727.

В УПЦ КП было 1649 студентов в 2000 году, теперь — на треть меньше: 1073.

В УАПЦ было 270 студентов в 2000 году, теперь — вдвое меньше:129.

В аналитическом исследовании центра имени Разумкова, которое было опубликовано еще в 2011 году, об этом тренде в КП говорится: «Тенденция снижения темпов развития духовного образования — очень тревожна, ведь именно от будущих священнослужителей и богословов в значительной мере зависит и будущее церкви».

Удивительные люди в руководстве УПЦ КП — у них мало монахов, от них уходят семинаристы, а они все занимаются критикой Московского патриархата. Про автокефальную церковь можно сказать только одно: то, что она еще существует — чудо. И скорее всего, это чудо вполне земного происхождения — манипуляция цифрами.

Ua.pravmir.ru

Теги: