«У меня складывается глубокое убеждение против демократии,

послушав минут десять среднестатистического избирателя» 

Уинстон Черчилль


Я тут не буду трогать вечную тему конфликта клира или мирян с епископом. Я возьму не менее острую тему взаимоотношений настоятеля нашей местной Троицкой церкви протоиерея Александра (фамилию опустим) с духовенством… Вот по этому срезу я пойду и поразмыслю…

ПОЧТЕННАЯ КОМИССИЯ УСЛЫХАЛА НЕ ВСЕ

События 4 февраля 2013 года показали Почтенной архиерейской комиссии, насколько накаленная и взрывоопасная атмосфера сложилась в расколовшейся надвое Троицкой общине города Кременчуга. Да и не только в Кременчуге. Таков нынешний мейнстрим, «воздух времени», весь мир бурлит и кипит, и мятежи и конфликты не обходят и Церковь.

Ясней и короче. Я сидел, слушал, смотрел, анализировал… И то, что я услышал 4 февраля в Епархиальном управлении Кременчугской епархии, говорит о том, насколько нахрапистой, агрессивной и пугающей может быть наэлектризованная расколовшаяся конкретная община. Те слова и выражения, которые лились в адрес епископа и кременчугского духовенства со стороны экзальтированных мужчин и женщин, говорят о том, что надо сказать этой вакханалии и твердое "Стоп!!!"

Это уже зашло слишком далеко. Осколок общины становится агрессивной, пугающей силой, способной идти на все, за своего «гуру». Лейтмотив, возмутивший меня: люди бывшего настоятеля Троицкой церкви протоиерея Александра хороши, а все остальное духовенство Кременчуга плохое, все остальные общины, хористы, молодежь Троицкой церкви, не поддерживающее его, отца Александра – тоже плохие, никудышние и вообще недостойные доброго слова. Не закрадывается ли упреждающая мысль в ненормальности ситуации? И вот, я сделаю попытку распутать и нечто прояснить…распутать Гордиев узел. Ох, как это сложно…

Начнем с резонного вопроса: почему, отец Александр с осколком своей общины – хороший, а все остальные настоятели и общины города (мирно живущие и любящие епископа и своих пастырей) во главе с владыкой Николаем и благочинным отцом Иваном Багаудиновым плохие? Почему плохие? Да потому, что не бунтуют против епископа. Значит, они плохие, пьяницы, развратники – это чудовищно прозвучало на собрании.

ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ БАТЮШКИ

Гуруизм (если вообще уместно употреблять это слово) священника у нас в Православии самое отвратительнейшее явление в приходской жизни, какое только может быть. Обожествление земного, смертного, ошибающегося человека, пусть и облеченного священным саном, делание из него чуть ли не бога, недостойно опыта Церкви, проповедующей воздержность даже в мыслях, признание себя грешником, смирение и покаяние. Кучка людей поддерживает одного священника, а всех остальных считает грешниками, масонами, блудниками и еретиками. Может ли таковое быть?

С ПЛАЩАНИЦЕЙ БОСИКОМ ВОКРУГ ХРАМА

На епархиальном собрании то и дело неоднократно раздавались истеричные выкрики верных отцу Александру женщин: «Он, вы знаете, батюшка наш Александр, плащаницу босиком обносил!!! Ой, Господии-и! Это же подвиг! Кто ж из нынешних священников на такое способен?! Это ему Бог так дал! Он - святой!» Тут о такой святости следует задуматься духовникам и психиатрам...

Я думаю, эти экзальтированные хождения босиком с плащаницей, игра на внешних примитивных эмоциях, эксплуатирующих самые темные, глубинные обскурантистские чувства верующих, всего этого не должно быть в церкви. Не должно, но есть! Это тревожный симптом, свидетельствующий о том, что у настоятеля конкретной церкви, пусть даже и прослужившего 20 лет, «снесло крышу», если можно так выразиться, от дикой гордыни, собственного величия непогрешимости и значимости, если не сказать «папства».

Все остальные сослужащие священники в глазах отца Александра, получается, быдло, которых надо поганять, гнать, а то и вовсе прогонять, как ему, настоятелю, заблагорассудится, как «сядет» на ум. Причем враги все -- нет ни одного, о ком бы он сказал хорошее слово. Естественно, нет священника, кто бы сказал и о нем доброе слово. Священники -- это в глазах мятежной части паствы потенциальные враги, присланные епархией, дабы подорвать авторитет отца Александра. Среди них за глаза иожно интриговать, плести тайные розыгрыши, натравливать друг на друга, ссорить друг с другом, что постоянно, иногда успешно, иногда безуспешно и делал бывший настоятель Троицкой церкви.

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

Ясней и короче. Корни конфликта в Троицкой церкви давние. Это началось никак не при епископе Николае. Еще в 2004 году, при владыке Филиппе (тогда Полтавском и Кременчугском), вспыхнул первый мятеж. Именно тогда паства Троицкой церкви разделилась надвое, как репнувший (укр.) спелый арбуз. Именно в 2004 году молодежь Троицкой общины, в основном хористы, воскресная школа и сослужащие священники клирики церкви возмутились хамским отношением к ним со стороны настоятеля и выдвинули к нему конкретные требования. Естественно, на стороне настоятеля остались старушки, которые обожествляли своего непогрешимого батюшку.

Предварительно можно сказать: конфликт в Троицкой церкви -- это конфликт образованности против тупости и глупости. Конфликт разумности против примитивного, но агрессивного неразумия. Так есть…

СОЗДАНИЕ ИМИДЖА «СВЯТОСТИ»

Отец Александр то и дело говорил на проповедях, и это, повторюсь и акцентирую внимание, звучало неоднократно: «Я помолився, вичитав, за дитинку і дитинка ота виздоровiла! А он батюшки в городi, це не могли зробить. Вони, молились, читали, читали, і не помогло! Бачте, як ото воно…» Казалось на первый взгляд это слова нескромного, но примитивно узкого ума сельского батюшки. Однако, не говорите! Вы не доучитываете напористость системы постоянного психологического воздействия. Если это настырно повторять из года в год, у паствы создается устойчивая система психологической фиксации на образе батюшки, как единственного в городе чудотворца. Причем эта шаткая теорийка «чудотворца» строится на антиподах, противопоставлениях: остальные батюшки не смогли сделать, а я вот, видите, единственный смог. Городское духовенство смеется, но смеясь просмотрело (и я в том числе), прогавило (укр.) выросший и ужасно, до неимоверного разбухший культ личности.

Причем наблюдались такие взвинченные, до крайности, умилительно идиллические, доходящие до смешного храмовые сценки... У отца Александра дома есть ковчежец с мощами святых. Он приносит их в церковь и выставляет для поклонения. Старушки между собой шушукаются:

- А чиї ж то мощі?

– Оо-о! А ви хіба не знаете, то мощi нашего дорогого батюшки отца Александра!!

– Он воно шо! З нього вже є святi мощi?! Да, є! Ох, яка сила отi святi мощi!

Не знаю, слышал ли настоятель такие разговоры, но факт остается фактом, что он за годы своего служения премного положил сил для примитивной мистификации, «одухотворения» собственной персоны. Причем все это строилось на негативизме и отрицании других собратий священников.

Конкретно. В чем состояли претензии молодежи, хора и воскресной школы? Он, в общем, сам ни в зуб ногой, на те воскресные молодежные общения с паствой не ходил. Относился с готовой долей неприязни к таким новшествам, даже презрения к тем воскресным школам. Это была не его стихия. Не поддерживал их… Ну, не мог возражать явно, потому что епископ Филипп строжайше требовал, чтобы школы были. Там только за глаза говорил, все плел интрижки, что это все масоны, масоны… И как есть, недаром не любил воскресных школ, потому что именно с воскресных школ, с этих молодежных собраний, и выросла и составилась оппозиция настоятелю. Именно оттуда выросли здравомысленные силы, начавшие здраво возражать против непомерно распухшего культа личности отца Александра.

ЗАРПЛАТЫ И ЗАПЛАТЫ

Молодым людям, служащим в церкви и не получающим еще пенсий, слов нет - спору нет, надо на что-то жить. Вопрос вечен, постоянен и, так сказать, хрестоматийный. С зарплатами как раз у настоятеля шло дело плохо. Зарплату духовенству он платил, но такую смехотворную, что я как духовник епархии на рубеже существенно выросших цен 2003 года возмутился такой мизерной платней и поставил вопрос о пересмотре в сторону ее увеличения и приведения "до уровня" прочих городских церквей. Диакон отец Виктор Дудниченко, выросший в Троицкой церкви, еще будучи школьником, прилежно пономарил и мыл полы в 2004 году, получал (вы не поверите?!) всего – 150 гривен! Это притом, что имел двоих маленьких детей!

Вследствие того, что зарплата официально была показана всего в 55 гривен, и отчислений в пенсионный и страховые фонды естественно не проводилось, диакону не выплачено было пособие первый раз в 2000 гривен и второй раз тоже. Отец Виктор обратился в страховое ведомство за оформлением выплат, а там ему говорят: не смешите и не морочьте нам голову, таких зарплат нет! То была ощутимая потеря для семьи, но настоятель ни палец об палец не ударил, дабы помочь своему подчиненному.

Диакону Виктору на вопрос: «Что мне делать? Как мне дальше жить?» Настоятель говорит: «Иди, устраивайся на работу. Я не обязан кормить твоих детей. Ты еще может еще «приведешь», так что я -- всех их буду кормить!? Я не обязан…» Это, учтите, говорит настоятель богатейшего прихода областной епархии, обязанный быть отцом и покровителем сослужащего ему духовенства, делиться с ним… Так нет, не тут-то было, он посылает на работу. Посему клир Троицкой церкви платил Александру тем же, - его не любили, не уважали его, а то и просто ненавидели. Очень уж он сильно заелся со всеми собратьями. Тут как ведешь себя, так и получаешь.

Священники получали чуть больше, аж целых 180 гривен. И это уже 2004-й год, с его выросшими ценами! О регентах и певчих я вообще не говорю, там не то что зарплата была, но просто таки издевательство. В общем, он гнобил, в буквальном смысле слова, сослужащих ему людей, чем и поставил против себя.

Повторюсь, это вспыхнуло не сегодня. Это еще тогда у нас уже полыхал острый конфликт, который заладился только на бурном епархиальном собрании в Полтаве. Владыка Филипп взял ситуацию в свои руки, под свой личный контроль и сильным волевым решением зарплату приказал увеличить до подобающего уровня, кажется -- до пятисот гривен. Но сколько было крика, сколько взвизгов этих экзальтированных старушек, наехавших в Полтавское епархиальное управление, было такое ощущение, что чуть перья по кабинету не летали (нашему батюшке не смейте ничего повелевать! Ему возражать нельзя, кто возражает -- того Бог накажет!), это они, помню, епископу Филиппу кричали. Ну, гуруизм вкупе с мракобесием налицо, причем темный, низкопробный, смешной, примитивный, без оглядки на конкретное дело и ситуацию.

Но, хотя зарплату сослуживцам не платил, себя и свою семью (это, будьте уверены), он никак не обижал! Ходит, было, и рассказывает: «Мой Вася (это сын) съедает один зараз баночку красной икры!» Я ему говорил: «Ты ж, недалекая твоя голова, хоть молчи, не показывай свой умственный дефицит, не рассказывай этого среди баб и сослуживцев, которые ту баночку икры, может быть, видели только в рекламных роликах…» Естественно, напряжение в храме нарастало. Владыка Филипп как услыхал, что Вася съедает баночку красной икры зараз, его на нервах, как стрясло, как тіпонуло, как трепануло, он ходил потом и целый день повторял: «О! Я сам не съедаю баночку красной икры зараз, и сделаю, сделаю так, что Вася не будет съедать. Не будет! Не будет…» Ну, факт, доходы в Троицкой церкви преогромные, все транспортные развязки автобусов и троллейбусов городских идут и останавливаются у храма. Богатейший храм города. О чем и весь сыр-бор…

Отец Александр рассказывает бабам: «Женщинам в шапке норковой ходить нельзя! Боже сохрани! Ото, знаете, великий, великий смертный грех…» Причем парадоксальность и комичность ситуации состояла в том, что запрет этот никоим образом не распространялся лично на его матушку. Матушка его, как ни в чем не бывало, ходит, "вышивает" в высокой норковой шапке, ее не касается. Смех курам, да и только.

«УКРАДЕННАЯ» КОЛЯСКА

В подвале Троицкой церкви стояла коляска. Вот родился у диакона ребенок и он спросил у настоятеля разрешения ею попользоваться. Тот разрешил. Когда приехала проверочная комиссия с Полтавы от епископа, отец настоятель стал говорить комиссии, что его постоянно собратья сослужащие обкрадывают, и что вот, конкретный пример - отец диакон украл коляску! Но настоятель, клевеща, видимо, забыл, что диакон просил это коляску при свидетелях. Отец диакон позвал свидетелей, вошли к настоятелю и спросили: «Зачем же вы клевещете!? Вот, свидетели…» Тут получилась полнейшая, форменная обструкция. Настоятель, мотая головой, то набирал воздух, то выпускал… Сказать было нечего…

Один раз, по окончании литургии и перед поездкой на похороны, диакон с певчими зашел в трапезную пообедать, поварихи вот уже насыпают обед, когда заходит отец Александр:

-Что вы что здесь делаете?

- Да вот, обедаем.

–Уходьте отсюда, тут обед не для вас! Это для баб, которые трудятся в церкви.

Ну, певчие делать нечего, встали и ушли. Так до сих пор, они и не знают, и наверное уже никогда не узнают, почему настоятель их тогда прогнал с обеда, так вызывающе и бесцеремонно. Наверное, узнают только на Страшном Суде перед Богом и ангелами...

КОСМИЧЕСКАЯ ЖАДНОСТЬ, ДОХОДЯЩАЯ ДО КОМИЧЕСКОГО

Отец диакон Виктор раз захотел подзарядить в Троицкой церкви свой телефон. Ну, находясь в комнате священников, подключил к розетке свой телефон. Дело обыденное, так сказать, будничное, без претензий на роскошь. Ой! Но не так у отца Александра. Он влетает в комнату, дернул за шнур и с негодованием выбухнул как вулкан «праведным гневом»: «Ты как смеешь! Ты что обворовываешь электроэнергию в церкви! Дома включай и заряжай. А то, понимаешь, все хотят церковь обворовать. Стянуть с меня на дармовщину!» Доходы Троицы, он понимал как собственные.

Читающие эти строки, может, подумаете, что пишущий эти строки архимандрит Аввакум, несет что-то не то, городит злобную околесину на собрата, или возводит гнусную клевету на настоятеля. Никак нет. То была повседневная реальность жизни Троицкой церкви. Священники, у которых уже урывалось терпение, приходили ко мне, духовнику, и жаловались, жаловались, жаловались… Жадность, не знающая никаких границ! Скупость, выходящая за общепринятые нормы человеческого общежития, морали… свидетели этой дикой жадности клир и хор церковный. Бедные, что они только не натерпелись, словом не рассказать, пером не описать…

Зима, поздние зимние темные вечера. Хор и чтец на клиросе читают и поют. Залетает настоятель и рраз!!! выключил свет. Клирос погрузился в сплошную темноту, пение и чтение прервались, и только слышен повелевающий голос: «Берiть свiчки и читайте з свiчками, нiчого электрику зря тратить! Экономить он треба. А не то беріть сами платiть за электрику?!» Ну, как тут быть? Нормально ли это? Ошарашенные хористы, ну, не пришло еще время возразить, боятся, берут свечи и продолжают далее службу при свечах…

Нет святого мира на крещение в крестилке? Повеление настоятеля батюшкам звучит более чем неординарно: «Йдiть в єпархiю i купляйте кожний сами собi Мiро…я вам не обязан куплять!» «Воду на Крещенiї пiдогрівать нельзя. Кипятiльниками не пользуйтесь. Дорого!..» Ну, как здесь быть? И не хочется писать таких мелочей, но из них складывалась вседневная жизнь, приведшая к взрыву негодования. Как говорится, рисуешь верблюда, рисуй и горб.

Летом, когда светло, были свои пристрастия. Батюшкам настоятель «феодал» говорит: «Я вам плачу зарплату не за службу, менi ваша служба не нужна! Я вам плачу зарплату, шоб ви косили траву на церковному дворi!!!» То, что священники служат службы, что им надо готовиться к проповеди, что они ходят в детские колонии, тюрьмы, то, что преподают в Полтавской миссионерской семинарии (есть среди клира Троицкой и такие), и плюс - служат седмицы, словом, несут духовное вседневное служение, день у некоторых расписан буквально по часам, отца Александра это никак не волновало. Косить траву! Вот главное послушание у его подчиненных.

Была бы бедная эта церковь, ну тогда слов нет, спору нет, косить -- так, косить. Но при таких огромных доходах, таком богатстве Троицкой церкви, что, нельзя было периодически нанимать газонокосильщика?

Сам отец Александр седмицы не служил (не царское это дело!) Только ездил по требам на неделях своих собратьев (во, это дело царское!). Те сидят в Троицкой церкви целыми днями, так как обязаны сидеть, а настоятель со своим чемоданчиком все ездит и ездит. Обращаются к регистратору: «Есть ли для нас требы?» А та священникам говорит: «То все заказывают не для вас, то для настоятеля, то не ваше...» Священники спрашивают у заказчиков треб: «Вы что, знакомые? Заказывали у отца Александра?» Те ошарашено сдвигают плечами, отвечают: «Да нет, нам безразлично, кто поедет. Мы настоятеля не знаем…» И так многократно… Ясно, что обида на угнетателя, конфликт у священников копился много лет, и в конце концов взорвался. Собратия, надо было только одной искры, возмутились и пошли войной против своего настоятеля, гнобившего их много лет. И это естественно.

У Кременчугского благочинного отца Иоанна Багаудинова, возглавляющего тоже мощный приход, все по-другому. Там, во Всехсвятской церкви, царит атмосфера понимания, человечности. Сам отец Иван несет, служит свою седмицу (хотя как благочинный мог бы и не нести), ездит на своей неделе на требы, и на седмице своих собратьев не ездит, давая всегда возможность "заработать". Ну, при таком подходе к нуждам клира и хора проблем нет, и не может быть в принципе. Также мирно живут и другие приходы города.

ВЫЕДАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ

В Троицком храме служит уважаемый священник отец Евгений Паламар, имеющий высшее университетское образование. Он проповедник, владеющий словом, проповеди у которого адекватные, выдерживающие критику разума. Его очень любит и уважает паства Троицы. Тем более, преподает в Полтавской семинарии… Вот, кого наибольше не любил и боялся отец Александр, не владеющий словом проповеди. Он подбивал к нему клинья и так, и сяк. Но зацепиться, ухватиться было никак и не за что. Отец Евгений, каким я его знаю, он всегда в словах очень аккуратен и осторожен. Повода для жалоб не даст. В конце концов, отец Александр начал писать и говорить владыке Владимиру, тогдашнему правящему, что отец Евгений ни много ни мало (о, страх вселенский!) – жидомасон! Владыка Владимир (Орачев), ну видит, что эти слова кляуз о. Александра, не то что дико идиотские, никак не вяжущиес с логикой, со здравым смыслом, все же думал как-то прибаутками отшутиться от безумных прилогов настоятеля. Но не тут то было! Нахраписто шли и шли серьезные, напористые, настойчивые требования убрать отца Евгения. В конце концов, владыка Владимир перевел его в кафедральный собор, сказав о.Евгению, что если я тебя не переведу, настоятель Троицкой тебя при другом владыке может просто-напросто съесть живьем.

Другой отец Анатолий Дружко из Троицы, каким я его знаю, очень хороший положительный священник, сам, в конце концов, возмутился нечеловеческим, если не сказать прямо-таки скотским, недостойным отношением к себе настоятеля и попросил перевода в любую другую церковь города. Настоятель вообще ему целыми неделями треб не давал, ездил сам, а отец Анатолий только и только служил, служил... ему, по логике настоятеля, получалось, на требы ездить не положено. В конце концов, отцу Анатолию стало нечем кормить семью и он ушел. Его уже наш владыка Николай (Капустин), по его просьбе, перевел в Серафимовскую церковь. Там он и служил...

«Кто гонится за знаменитостью, тот теряет уважение.

Не приобретающий знания – не достоин существования.

И злоупотребляющий властью, долго не продержится»

Талмуд. Моэд-Катан 16-а

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я сам, прослуживший 31 год, на десяток лет дольше о.Александра и пострадавший не меньше его от образования новой Кременчугской кафедры, и вынужденно ушедший за штат, не питаю особых иллюзий к епископам. То, что я увидел за эти годы, перемелькавшие, как картинки в калейдоскопе, за четыре года четыре правящих архиерея, благоговейного оптимизма мне не добавляло. Можно сказать - я тайный (в душе) и страшный, закоренелый «епископоненавистник!» Но…

Отец Александр не тот случай, чтобы стать его союзником… Есть деспотичная архиерейская власть, но есть и обожествляемый гуру-священник, со своей агрессивной, нахрапистой толпой готовой брать штурмом все, на что укажет предводитель… Повторяюсь, он, настоятель, возомнивший себя непогрешимым «папой» и его армия штурмовичков - разнузданная, мобилизованная на конфликт, наэлектризованная толпа, истерично кричащая, угрожающая епископу и порочащая городское духовенство приходская группировка, -- это, знаете, очень и очень далеко от высокой духовности, мира Церкви… В Православии у нас, насколько я знаю, папства нет.

Объяснюсь, скажу о себе… Это не помешает… При разделе Полтавской епархии, при епископах Филиппе и Евлогии, при дележе епархиального имущества (все знаем, это всегда болезненно), я оказался, что и говорится, мелкой разменной пешкой между молотом и наковальней. Но, хотя я и не питаю слепой любви к епископам и не падаю в обморок в их присутствии, я считаю твердым правилом для себя – не делать войн и мятежей на приходе. Бабы, моя многолетняя паства, в кафедральном соборе, как только и начинали за меня бунтовать и писать, то я сразу объявил: «Наложу епитимию, а то и прокляну (так и сказал!) того или ту, кто станет собирать подписи, бунтовать, или ехать в митрополию». Бабы послушно и благополучно притихли.

Сейчас мой конфликт давно исчерпан, я продолжаю служить на прежнем месте, в соборе, с владыками у меня складываются более чем нормальные отношения. Если бы тогда, в кафедральном соборе, я устроил мятеж, то после уже не мог свободно войти в него и служить в нем. А так, слава Богу, своим благим Промыслом устрояющим мир, всему нужно время и выдержка.

Итак. Казалось, мы с отцом Александром союзники. Я иногда в разговорах и поддерживал его… Но нет! После того, что я услышал и увидел на тех Троицких мятежах, сборах, те дикие, истошные душераздирающие вопли, угрозы, - это не повод стать на сторону отца Александра.

Владыка Николай, сегодняшний правящий Кременчугской и Лубенской епархией УПЦ, хороший, смиренный человек. С ним можно вести простой, доступный человечный диалог, решать возникающие проблемы… И посему, так кричать на него, дикими, истошными воплями, угрожать ему, поднимать наэлектризованную, плохо управляемую, разнузданную толпу – недостойно священника. Так есть…

Я, как духовник епархии, и как старший за него священник, могу посоветовать и предложить отцу Александру одно: не бунтовать, смириться, и если он обуздает свою «группу поддержки», ее дикие визги, вопли и крики, звучавшие то и дело на собраниях в адрес городского духовенства, он реабилитирует себя и, по исчерпании конфликта, займет свое место в клире города Кременчуга. Нахрапом, дикой штурмовщиной не возьмешь.

В мире и в Церкви нет ничего постоянного, всегда и везде дует вечный ветер перемен. Что-то большее в церкви должно придти, что-то умалиться, сойти на нет. Это нормальный процесс жизни, и нам его не изменить и не остановить.

Не надо строить иллюзий, что в Церкви в будущем будет все благополучно. Не будет! Церковь ждут великие мятежи и потрясения. Однако бесконечные мятежи, то и дело вспыхивающие на приходах, мы, священники, обязаны гасить, а не быть их возглавителями и раздувателями. Иначе мы из Церкви сделаем посмешище, позорище и притчу во языцех.

Ну, как здесь быть иначе?… Господи вразуми, помоги…

***

Это мое письмо открытое, может быть показано по требованию в официальных присутственных местах. Я, будучи вызван и допрошен, готов дать ответ по каждому пункту данного документа.

Архимандрит Аввакум (Давиденко)

духовник Кременчугской епархии

Теги: