Второй ежегодный круглый стол «Смех и религии», проводимый по инициативе Молодёжной ассоциации религиоведов (МАР), состоялся в Киеве. Традиционно, как и в прошлом, 2014 г., датой проведения мероприятия стало 1 апреля, а местом проведения снова стал Гуманитарный корпус Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова.

В мероприятии принимали участие студенты, аспиранты и преподаватели кафедры культурологии НПУ имени М.П.Драгоманова, студенты, аспиранты и преподаватели кафедры религиоведения КНУ имени Тараса Шевченко, а также сотрудники Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины.

Семинар был открыт выступлением Антона Лещинского, члена МАР и аспиранта кафедры культурологии НПУ имени М.П. Драгоманова. Тема выступления была озаглавлена как «Смех в религии: нормативные и маргинальные аспекты феномена». Основная идея доклада сводилась к положению, что в целом смех является неприемлемым явлением для религии, поскольку сам по себе смех обладает принижающим свойством по отношению к своему объекту; и, в случае, если объектом смеха становятся священные атрибуты религии, то они, благодаря этому свойству смеха, теряют свой священный и возвышенный смысл. Автор доклада также вывел два исключения из вышеприведённого утверждения, при котором смех, наоборот, становиться приемлемым явлением в религии. В первом случае, по мнению докладчика, такое исключение возникает, когда объектом смеха становиться чужая вера; во втором, когда объектом смеха становятся личные качества верующего, которые мешают ему достичь некоего нравственного идеала, требуемого от него исповедуемой им религией. В ходе доклада автором были сделаны ссылки на труды М. Бахтина, Р. Отто и У. Эко, а также приведены определённые исторические примеры, связанные с тем или иным пунктом доклада. Речь докладчика была выполнена в утрированной манере и нарочито перегружена специфическими терминами из современного религиоведческого и культурологического категориального аппарата.

Следующим вниманию аудитории был представлен доклад Анны Марии Басаури Зюзиной, члена МАР и преподавателя кафедры культурологии НПУ им.М.П.Драгоманова, посвященный религиозной тематике в еврейском смеховом фольклоре (анекдотах). В выступлении докладчицей было обозначено шесть основных тем, связанных с религиозной жизнью иудаизма и представленных в общей массе еврейских анекдотов:

1) талмудическое образование и его особенности, где объектом смеха становиться возможность разностороннего толкования Талмуда, допускаемое традицией;

2) ожидание прихода Мессии и наступления Нового Мира вкупе с несоответствием положения, занимаемого еврейством в мире до этих событий;

3) представители раввината и их личные качества, не соответствующие идеальному образу священнослужителя;

4) определённые религиозные обычаи и заповеди, формально сохраняющиеся в системе иудейской религиозной практики, но почти утратившие своё значение в современном иудаизме;

5) взаимоотношения между тремя основными направлениями иудаизма (ортодоксальной, консервативной и реформаторской) и различия между ними;

6) взаимоотношения между иудаизмом и христианством.

Докладчица в качестве примеров рассказала еврейские анекдоты, иллюстрирующие ту или иную из вышеупомянутых тем.

Следующим выступлением на семинаре стал рассказ аспирантки кафедры религиоведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Оксаны Задоянчук об основанном в прошлом году православном издании «Направо». Докладчицей были отмечены общий оптимистический посыл издания и описаны его концептуальные признаки – глянцевый формат, подобный светским изданиям, основной позитивный тон публикуемых материалов, тематическая сосредоточенность вокруг житейских ситуаций, поданных с православной точки зрения. В завершение своего выступления докладчица выразила надежду, что издания этого типа привнесут некую позитивную, радостную жилку в современное православие Украины и смогут показать светским читателям (на которых они, собственно, ориентированы) светлую сторону православия, близкую и понятную мирянам и светским гражданам, которые не причисляют себя ни к одной религии.

Затем выступила Юлия Слуцкая, сотрудница Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины. Ее доклад был посвящен теме места и роли смеха в религиозных обрядах. Вначале доклада автор дал краткое описание двух основных культурологических концепций феномена смеха – концепций М. Бахтина и А. Бергсона. Всё дальнейшее выступление докладчицы было основано на концепции Бахтина. В нём автор подробно остановилась на теме табуированности смеха в ряде посвятительных обрядов (инициаций), присутствующих в обычаях примитивных культур, а также аналогичной табуированности смеха в системе шаманских практик. Раскрывая этот тезис, Юлия Слуцкая дала понять, что общей причиной таких табу являлось понимание смеха как атрибута, присущего живым людям, в то время как инициации и шаманские практики, как правило, были сосредоточены вокруг контакта с миром мёртвых, в которых посвящаемый/шаман подвергался опасности со стороны его обитателей, если бывал распознан ими как живой. В качестве иллюстрации противоположного явления, где смех являлся обязательным ритуальным действием, докладчицей были упомянуты ритуалы, связанные со сферой плодородия. Здесь автор также уделила внимание юмористической составляющей свадебных обычаев, принятых у разных народов мира, отдельно остановившись на практикуемом доселе в разных уголках мира обычае похищения невест. Далее докладчица перешла к обычаям приветствий и жестов в различных культурах мира, в которых, по её оценке, также наличествует юмористические элементы. Выступление Юлии Слуцкой было насыщено многими примерами, приведёнными из области разнообразных этнографических данных.

Завершило семинар выступление Олега Киселёва, президента МАР, учёного секретаря Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины, посвящённое «Сотворению мира» – циклу рисунков выдающегося французского карикатуриста Жана Эффеля, составленного по мотивам аналогичного библейского сюжета. В докладе была рассказана краткая история происхождения цикла и упомянуты некоторые перипетии работы Эффеля над разными его эпизодами. Отдельно докладчик обратил внимание на общий тон рисунков, входящих в цикл, оценив его скорее как юмористический, нежели сатирический; хотя при этом им было отмечено, что в СССР цикл «Сотворение мира» считался образцом антирелигиозной сатиры. В этом пассаже автор доклада упомянул о позитивном отношении советского официоза к творчеству Эффеля, благодаря которому цикл «Сотворение мира» был издан в СССР и таким образом приобрёл довольно широкую известность. Кроме того, докладчик отметил случай католической цензуры по отношению к изданиям цикла, в которых были устранены сюжеты, где дьявол показан как этакий со-творец, привносящий в общее творение мира нечто посредством собственного творческого акта. Также Олегом Киселевым было отмечено отсутствие какой-либо общей ответной критики в адрес Эффеля со стороны католического официоза. С помощью электронно-технических средств автором выступления был продемонстрирован ряд работ Жана Эффеля, входящих в цикл «Сотворение мира».

Второй ежегодный семинар «Смех и религии» прошёл в дружественной обстановке и оптимистическом настрое.

Рисунки из цикла «Сотворение мира»

Теги: