Как мы узнали недавно, президент соседней страны вполне продвинутый малый, легко и непринужденно чувствующий себя в “мировой паутине”, общающийся с подведомственными массами в Интернете, эдакий молодой и современный глава архаического государства, застрявшего в геополитических предрассудках ХІХ столетия. Дмитрий Медведев, тщательно копируя человека, который был его единственным избирателем на последних президентских выборах в России, стремится быть своим “в доску” (особенно, на встречах с молодежью), демократичным, доступным и раскованным, стоящим выше протокольных условностей.
Но есть сфера, где раскованность перестает быть благом, а условности избавляют от многих лишних бед и проблем — это сфера международных, межгосударственных отношений, где конфликт между высокопоставленными личностями может превратиться в конфликт между нациями.
Именно поэтому в этой сфере принято скрупулезно, до мелочей, придерживаться протокола и этикета, нарушение которых может повлечь крайне нежелательные последствия. Вот ровно это, грубое, беспрецедентное нарушение протокола и этикета во взаимоотношениях глав суверенных государств и позволил себе Дмитрий Медведев, опубликовав в Интернете этакое “дацзыбао”, то есть публичное послание президенту Украины Виктору Ющенко. Как известно, президенты нередко отправляют друг другу послания. Для таких надобностей существует специальная, отработанная веками процедура и ритуал. И вдруг российский президент, презрев все и вся, предъявил украинскому президенту претензии в… Интернете. Это то же самое, что предъявить их на заборе, на Кремлевской стене или написать такое письмо на московском асфальте. Можно, конечно, кое-что списать на непрофессионализм и неопытность путинского выдвиженца. Я внимательно слежу за его свершениями — бросается в глаза какая-то хроническая неуверенность г-на Медведева в себе, каковую он пытается скрыть (в том числе и от себя?) за величественными позами, грозными интонациями, надуванием щек, ставанием на цыпочки. Честно говоря, даже иногда жалко становится этого зиц-председателя. Уж очень напоминает он человека, натянувшего на себя царский мундир и вскарабкавшегося на трон в отсутствие государя-императора… Дали временно поносить “шапочку Мономаха” и все ждет со страхом не успевший ею наиграться маленький человечек, что придут и скажут: “Все, хватит, возвращай реквизит”. Особенно смешит, когда Д.А. Медведев по-детски копирует старшего товарища В. Путина и даже пытается быть таким же “крутым”. Но если дитя питерских подворотен в своем “мочить в сортире” совершенно естественен и органичен, то у профессорского сынка это выходит жалко и натужно, без широты и размаха покровителя.
Комплекс неполноценности буквально и очевидно съедает Медведева.

И что же в своем “дацзыбао” предъявил враждебной стране местоблюститель президентского престола всея Российской Федерации? Пошлый набор затертых от постоянного (на протяжении 18 лет независимости Украины) употребления обвинений: язык (чтоб никаким украинским и не пахло, а токмо рассейское наречие!), НАТО (не сметь вступать!), ОУН —УПА (клеймить, а не почитать!), церковь (никакой автокефалии!), ГТС (газотранспортную систему отдать Москве!), непочтение к России (на колени, хохлы!). Новаций мало: Грузия (Пошто не вызверились на грузин? Пошто им сочувствуете?), патриарх Кирилл (как-то не так его встречали) и высылка украинской стороной двух российских “дипломатов” с “холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками”.
Уже готово и наказание для Украины: российского посла не будет в Киеве, пока украинцы не изберут приятного Москве президента. Ну, не будет, так не будет. Сидит на Воздухофлотском проспекте в бывшем райкоме, а ныне российском посольстве, временный поверенный в делах РФ г-н Лоскутов. И вполне справляется.
Проживем мы без “чрезвычайного и полномочного” нежно любимого российскими пенсионерами и инвалидами товарища Зурабова.
Отсутствие российского посла — это не интердикт. Была когда-то в средневековой Европе такая форма наказания – интердикт, когда католическая церковь на определенной территории закрывала все храмы и запрещала любые церковные отправления. Для истово верующего человека той эпохи интердикт был катастрофой: родился ребенок — нельзя крестить, хочешь жениться — а куда без церковного венчания, умер кто-то из близких — нельзя хоронить без церковного отпевания. Так что ничего страшного в отсутствии посла России нет. А если на выборах украинцы изберут президентом патриота, то г-н Лоскутов из временного поверенного станет постоянным. Только и всего. Переживем.
Тут другой вопрос напрашивается. А посмел бы г-н Медведев также интернетные “малявы” отправлять президентам Польши, Чехии, Албании? Думаю, что не посмел бы. В этой медведевской выходке, как в капле воды, отразилось подлинное отношение российского общества к Украине и украинцам, причем не только верхушки этого общества, к сожалению. Заявление В. Путина на саммите в Бухаресте, сделанное им в беседе с президентом США: “Джордж, Украина это даже не государство”, — является символом веры практически всей руководящей в России “гэбни”, как элегантно называет эту публику Валерия Новодворская. Но за этим стоит и добрый, милый и ласковый русский народ, очень часто разделяющий мнение своего начальства о “хохлах”, “чурках”, “жидах” и т. д.
И тут еще сложно сказать, кто на кого больше и пагубнее влияет.
По крайней мере, для российской власти искусственное насаждение ксенофобии всегда было главным способом консолидации весьма разношерстной российской нации, которая, кстати, подобную приманку охотно заглатывала. И сейчас заборно-эпистолярный шедевр Медведева среди большинства россиян вызовет восторг: “Во как наш врезал хохлам!” Российская политика по отношению к Украине основывается на устоявшемся и уже поросшем мхом “украинском” мифе русского сознания, который в основных своих моментах сводится к следующему: 1) “Не было, нет и быть не может”. Украина — это выдумка заграничных и местных русофобов. Вот именно поэтому Медведев и изваял президенту суверенного государства хамский текст, словно речь идет о распекании губернатора Рязанщины.
2) Украинцы — региональная группка русского народа с чисто областными особенностями. Чего с ними церемониться?
3) Никакой украинской проблематики вне российского контекста быть не может. Это то, что Медведев называет “общей историей”.
4) Существование Украины вне России и независимо от нее — абсурд, скандал и нечто противоестественное.
Вот почему Кремль относительно Украины считает возможным не придерживаться элементарных норм дипломатического этикета.
Между прочим, россияне очень мало интересуются тем, насколько их мифы близки к действительности. Эту особенность заметил еще нобелевский лауреат академик Иван Павлов, сказавший, что русский человек больше реагирует на символы предметов, чем на сами предметы, то есть виртуал для него важнее, чем живая реальность, миф дороже, чем подлинное бытие.
Какую же цель преследовал Медведев? Во-первых, напугать трусливую, продажную и вороватую часть украинской так называемой элиты, которая и является “пятой колонной” Кремля. Некоторые ее представители уже успели стать в свою обычную коленопреклоненную позу с восхвалениями Москвы и проклятиями по адресу страны их обитания. Во-вторых, консолидировать эту “колонну”, приободрить, мол, если будете вести себя “правильно”, то наша помощь не заставит себя ждать. Хочется Д.А. Медведеву взять реванш в Украине за 2004 год, за неприличный провал своего благодетеля. “Дацзыбао” Медведева означает, что Россия уже начала свою президентскую избирательную кампанию в Украине, причем в весьма жестком и нахрапистом стиле, как говорят в народе, “берут на арапа”.
То есть Медведев хочет повысить свои личные акции тем, что добьется успеха (как ему кажется) там, где потерпел неудачу Путин.
Однако в действительности Медведев своим плевком в лицо Украине дал Виктору Ющенко уникальный шанс мобилизации электората, когда будут голосовать не за Ющенко, а против Медведева (как в 2004 голосовали не за Ющенко, а против Януковича). Когда миллионы украинцев почувствуют себя поставленными перед необходимостью дать “наш ответ Чемберлену”.
Ведь при всех претензиях избирателей к В. Ющенко, этот президент в самых важных, судьбоносных для Украины вопросах не капитулирует, он не сдает язык, историю, независимый политический курс, национальное достоинство. А тут еще сразу же после медведевской акции на экраны вылез с его кривой улыбочкой В.Ф. Янукович, обвинил во всех конфликтных ситуациях Украину и продемонстрировал беззаветную преданность Москве. Кстати, российская редакция “Радио Свобода” устами своих экспертов высказала предположение, что медведевское “дацзыбао” было согласовано с Януковичем. Что ж, никаких выводов из событий 2004 года Янукович, судя по всему, не сделал, ничего не забыл и ничему не научился.
Сегодня лучший способ для Кремля обеспечить переизбрание Ющенко – это начать “прессовать” Украину. Впрочем, Кремль уже начал… Хотя все, что делают закусившие удила кремлевские вожди, Россию вовсе не укрепит. Своими действиями они медленно, но верно загоняют страну в международную изоляцию, своими руками они сколачивают на Западе антироссийский блок (еще одна акция, подобная югоосетинской, и блок из виртуала станет реальностью), отталкивают от Москвы страны СНГ (если Косово признали уже 62 государства, то Абхазия и Южная Осетия не признаны ни одним государством СНГ, кроме самой России). Путин — Медведев жаждут воссоздать российскую империю. Члены ГКЧП жаждали сохранить СССР. Кто-то уже забыл, что произошло с Советским Союзом после провала ГКЧП?
P. S. Единственный случай полного единства украинской элиты (с коммунистами включительно) имел место в истории независимой Украины во время событий на Тузле…
Теги: