В конце 2012 года протестантско-евангельскую среду на постсоветском пространстве взбудоражило известие о том, что "шведы снимают пастора" церкви «Слово жизни» г. Донецка Украина Леонида Падуна со служения, чтобы его место занял ставленник из Швеции. Позднее представители шведского центра «Livets Ord» (Слово жизни) и «Word of Life Intrnational» (Слово Жизни Интернэшнл) распространили заявление о том, что речь идет не о снятии со служения пастора Л.Падуна, а о том, чтобы ему "уйти в отпуск" на 1-2 года со всей семьей куда-нибудь за границу и при этом, чтобы он мог осуществлять "представительские функции" в межконфессиональном и государственно-церковном диалоге в Украине.

Шведский центр «Livets Ord»: конфликт в Донецке и проблемы в отношениях с национальными церквями

В социальных сетях, где быстро распространились множественные слухи и домыслы, и в личных разговорах представители и сторонники шведской стороны ситуацию вокруг пастора Л.Падуна и донецкой церкви «Слово жизни» пытаются свести на "финансово-этический" уровень с тем, чтобы оказывать более сильное влияние на верующих и церкви. Этому в определенной мере содействует позиция центра «Livets Ord», который оставляет ситуацию в подвешенном состоянии. На вопрос о конкретных фактах и сути претензий к пастору Л.Падуну представители шведского центра предпочитают не отвечать. Но вместе с этим они активно распространяют в социальных сетях обличающие цитаты из проповедей, заявляют о недопустимости лжи, упоминают “какие-то грехи” и “какие-то этические отклонения” во взаимоотношениях с соработниками и прочее.

Представители «Livets Ord» и «Слово Жизни Интернэшнл» в качестве проблем пастора Леонида Падуна называли "состояние здоровья", "кризис в церковной команде" и "высокое содержание". Но если посмотреть на эту ситуацию шире и проанализировать методы работы шведского центра на международном уровне, то становится понятным, что существуют иные причины, не связанные "с заботой о поместной церкви", для того, чтобы отправить пастора Л.Падуна "в долгосрочный отпуск" и взять в свои руки управление донецкой церковью и проектами в Украине. Озвученные публично претензии являются "фасадом", за которым скрываются настоящие причины сложившейся ситуации.

«Livets Ord» и национальные церкви (центры)

Шведский центр «Livets Ord» был основан в г. Уппсала в 1983 году Ульфом Экманом. Организационно-правовая форма центра – фонд. До 2012 года руководителем центра был У.Экман. Но со второй половины 2012 года в связи з определенными обстоятельствами управление центром было передано правлению фонда, в которое входят Джонатан Экман (сын У.Экмана), Роберт Экк, Карл-Густав Северин, Кристиан Аккерхельм, Магнус Вестергорд.

Религиозную деятельность на постсоветском пространстве «Livets Ord» начал во второй половине 1980-х годов. Основной базой для деятельности на начальном этапе были пятидесятнические общины, в которых во многих случаях после приезда представителей шведского центра происходили разделения.

Примерно до начала 2000-х годов центр «Livets Ord» старался проводить деятельность на территории независимых государств постсоветского пространства, строя свои отношения с местными церквями на партнерских основаниях, организовывая совместные конференции, библейское образование, миссионерские проекты и др. После этого шведский центр постепенно начал изменять свои отношения с национальными церквями в сторону "политики доминирования" с элементами "религиозного колониализма".

По времени это совпало с видением Ульфа Экмана о “15 библейских центрах”, которые должны быть построены “по образцу центра в Уппсале”. На начальном этапе речь шла о том, что эти библейские центры будут пребывать между собой в партнерско-братских отношениях и принимать участие в реализации совместных проектов. Однако в дальнейшем «Livets Ord» в отношениях с национальными церквями (центрами) шаг за шагом реализовывал "политику доминирования", которая предполагала не только попечительство и сотрудничество в духовной сфере, но и влияние на организационно-административную сферу и управленческие решения библейских центров.

В марте 2012 года в Турции на международном конгрессе церквей «Слово жизни» было провозглашено о создании международной организации «Слово Жизни Интернэшнл» во главе с Ульфом Экманом и центром в г. Уппсала (Швеция). Примечательно, что организаторы конгресса не предоставили его участникам достаточной информации об этой организации (организационно-правовая форма, принципы взаимодействия, структура управления и т.д.), но, несмотря на это, всем было предложено заполнить анкеты о вступлении в её состав.

Позже, в мае 2012 года, в Уппсале был принят устав «Слово Жизни Интернэшнл», основными принципами которого стали жесткая централизация и подчинение шведскому центру «Livets Ord». Несогласие с такими принципами выразили некоторые пастора. Причиной критических отзывов было то, что на начальном этапе создания этой международной организации закладывались принципы партнерства и сотрудничества, а не централизованного руководства и подчинения.

На данный момент в состав правления «Слово Жизни Интернэшнл», кроме руководителя шведского центра «Livets Ord», входят руководители национальных центров «Слово жизни» других стран – Россия (Москва и Нижневартовск), Армения (Ереван), Азербайджан (Баку) и Узбекистан (Ташкент). Очевидно, что это не "пятнадцать библейских центров" и, что их география отличается от первоначального видения У.Экмана. Как известно, в самом начале говорилось о центрах в Швеции (Уппсала), России (Москва), Украине (Донецк), Армении (Ереван), Азербайджане (Баку), Узбекистане (Ташкент), Израиле (Иерусалим), Индии (несколько городов) и других, по мере расширения миссионерской работы.

По сути, для шведского центра «Livets Ord» организация «Слово Жизни Интернэшнл» является не более чем инструментом для реализации своих собственных целей и заданий. Представители национальных центров (церквей), которые входят в состав правления «Слово Жизни Интернэшнл», не имеют реальных полномочий, т.к. в действительности управление организацией находится в руках шведского центра.

Яркой иллюстрацией этого является ситуация с пастором Л.Падуном и церковью «Слово жизни» в Донецке. Решение о его отстранении и исключении донецкой церкви из "перечня библейских центров" по факту было принято Ульфом Экманом и правлением шведского центра «Livets Ord», а правление «Слово Жизни Интернэшнл» спустя несколько недель лишь "освятило" это решение. Причем произошло это в нарушение устава этой организации, положения которого стоит проанализировать отдельно.

Церковь «Слово жизни» в Донецке и шведский центр «Livets Ord»

Впервые представители «Livets Ord» побывали в Донецке в 1989 году в зарегистрированной пятидесятнической церкви «Филадельфия». Но базовой церковью, с которой они в последствие сотрудничали на протяжении многих лет, была донецкая церковь «Слово жизни».

Христианская церковь «Слово жизни» г. Донецка как местная община была основана в 1990 году группой верующей молодежи из незарегистрированной пятидесятнической церкви. Новая церковь, пастором которой стал Л.Падун, установила контакты с представителями шведского центра спустя год – в 1991 году. Позже, в 1993 году, церковь «Слово жизни» Донецка совместно с другими украинскими церковными общинами, независимо от «Livets Ord», стала учредителем объединения «Украинская Христианская Евангельская Церковь» (УХЕЦ). В 1997 году между Ульфом Экманом и Леонидом Падуном установились пасторские взаимоотношения по инициативе последнего.

В 2002 году представитель центра «Livets Ord» (Карл-Густав Северин) в частной беседе предложил пастору Леониду Падуну, чтобы донецкая церковь стала одним из "пятнадцати библейских центров" согласно видения У.Экмана. Это предложение пастор Л.Падун принял, о чём объявил в донецкой церкви и в объединении УХЕЦ. При этом, как известно, со стороны шведского центра не было сделано никаких актов относительно предоставления церкви «Слово жизни» в Донецке статуса "центра". Отсутствие такого рода заявления, договора или какой-либо иной формы провозглашения "библейского центра" в Донецке диссонирует с недавними заявлениями представителей «Livets Ord» и «Слово Жизни Интернэшнл» о снятии статуса "центра" с донецкой церкви.

В дальнейшем, «Livets Ord» проводил политику расширения своего влияния на церковь «Слово жизни» Донецка, постепенно выходя за рамки пасторского попечительства и духовного сотрудничества, всё больше затрагивая административные и внутренние вопросы деятельности общины. В середине 2000-х годов шведский центр в контексте "помощи в строительстве библейского центра" инициировал обновление состава пасторского совета донецкой церкви из служителей лояльных к «Livets Ord». При этом представители «Livets Ord» (К.Аккерхельм, М.Вестергорд, К.-Г.Северин и другие) совершали постоянные командировки в Донецк в течение многих лет и до недавнего времени.

Последние несколько лет в контексте "помощи" в построении библейского центра в Донецке шведской стороной проводились учебные программы для пасторов, ретриты со служителями, занятия в Библейском институте «Слово жизни» г. Донецка (учрежден УХЕЦ), курсы для бизнесменов, конференции для молодёжи, конференции для местной церкви и объединения УХЕЦ с участием шведских проповедников и учителей.

Несмотря на эти усилия, сотрудничество с «Livets Ord» привело не к формированию сильного и самостоятельного на национальном уровне "библейского центра", а стало причиной стагнации развития донецкой общины «Слово жизни» и объединения церквей в целом. Украинские служители за годы дорогостоящего обучения по шведским программам так и не получили дипломов бакалавров богословия (не говоря уже о магистрах и пр.), необходимых для формирования собственной преподавательской базы и развития в Украине духовного учебного заведения. Зависимость от шведского центра также ограничила международные контакты донецкой церкви «Слово жизни», которые должны были осуществляться при посредничестве «Livets Ord». Подобная ситуация наблюдалась и в сфере международной миссионерской работы.

Причины конфликта «Livets Ord» с Леонидом Падуном

Как упоминалось выше, учебные программы «Livets Ord» хоть и подняли уровень знаний украинских пасторов и служителей, но не содействовали подготовке кадров на национальном уровне. Фактически центр «Livets Ord» поставил на коммерческую основу в Украине библейское образование и проведение конференций с участием шведских учителей и проповедников, а также продажу своей книжной, аудио- и видеопродукции, организацию паломнических туров и прочее.

Так называемая "помощь", которую оказывал шведский центр через своих представителей для "улучшения организации работы и повышения культуры в библейском центре Донецка”, не принесла ожидаемых результатов. Это стало причиной пересмотра пастором Л.Падуном вопросов, касающихся системы управления и организации работы поместной церкви и объединения УХЕЦ. В том числе, был поднят вопрос об обновлении состава церковного (пасторского) совета, назначенного согласно рекомендациям «Livets Ord». Параллельно с этим в 2011 году, независимо от шведского центра, был запущен проект по подготовке в объединении УХЕЦ кадров по программе бакалавров богословия.

Упомянутые и другие подобные факторы, а не "проблемы со здоровьем”, “кризисом в команде” и “высоким содержанием", стали причинами проблем во взаимоотношениях между руководством «Livets Ord» и пастором Леонидом Падуном. Шведский центр на протяжении последних лет вел последовательную работу по подготовке смены лидерства в церкви «Слово жизни» Донецка с той целью, чтобы получить управление в поместной церкви и над проектами в Украине.

Тактика по смене лидерства, примененная в Донецке, в свое время была "обкатана" в церквях Эстонии (Тарту), Латвии (Рига), Казахстана (Алматы), Германии (русскоязычные церкви), Норвегии, а также в России (включая распространённую практику "увольнения" неугодных служителей в московском центре «Слово жизни»). Основными составляющими этой тактики шведского центра «Livets Ord» являются: сбор информации, подбор "агентов влияния", внедрение их в пасторские советы и другие органы управления поместной церковью, распространение порочащей информации против несогласных служителей, изоляция, создание негативного информационного фона с помощью слухов, угроз обнародования "грехов" и т.д.

Ряд российских церквей в результате таких действий «Livets Ord» пережили серьезные разделения. Но одним из наиболее ярких последствий деятельности шведского центра является церковь г. Тарту (Эстония). Там когда-то сильная местная община распалась, превратилась в небольшую группу и утратила церковное здание после того, как пастор покинул церковь по настоятельной "рекомендации" руководства «Livets Ord».

Что же таит в себе «Слово Жизни Интернэшнл»?

Как было указано выше, организация «Word of Life Intrnational» (Слово Жизни Интернэшнл) была учреждена в марте 2012 года во главе с Ульфом Экманом и центром в Уппсале (Швеция). До настоящего времени нет достоверных данных о том, была ли она зарегистрирована, имеет ли какой-либо юридический статус, сколько членов включает в свой состав и т.д.

Если проанализировать устав «Слово Жизни Интернэшнл» в редакции, утвержденной в мае 2012 года, то четко просматривается доминирование шведского центра «Livets Ord» при принятии всех решений в этой организации.

Устав предусматривает, что «Слово Жизни Интернэшнл» осуществляет функции "руководящего духовного центра по отношению ко всем входящим в неё церквям, центрам, ассоциациям и другим организациям", а также выступает как представительский орган, уполномоченный "представлять интересы своих членов в диалоге с государственными и прочими организациями".

Отдельно следует обратить внимание на управленческие полномочия «Слово Жизни Интернэшнл» по отношению к церковным объединениям и поместным общинам, входящим в её состав. Устав предусматривает подчинение каждого члена «Слово Жизни Интернэшнл» духовному авторитету и правилам этой организации. При этом Правление организации вправе инициировать замену пастора любой церкви в "случае нарушения им устава «Слово Жизни Интернэшнл», или если его поведение наносит ущерб репутации «Слово Жизни Интернэшнл», или любым способом злоупотребляет своей пасторской позицией". То есть довольно широкие рамки полномочий по отношению к своим членам.

Ключевые решения в «Слово Жизни Интернэшнл» принимает Правление, состоящее из лидеров центров в Уппсале, Москве, Ереване, Донецке (до недавнего времени), Баку и Ташкенте. Но ни одно из них не может быть принято в случае несогласия с ним Председателя Правления, которым согласно устава при любых обстоятельствах является руководитель шведского центра «Livets Ord» в Уппсале.

Следует отметить, что вхождение в состав «Слово Жизни Интернэшнл» не представляет труда – для этого не предусмотрены особенные процедуры. Вместе с тем, выход из этой организации, согласно устава, может стоить значительных усилий и неоднозначных последствий.

Для прекращения членства по собственному желанию “необходимо подать письменное заявление в Правление «Слово Жизни Интернэшнл», оригинал протокола заседания уполномоченного органа организации о принятии решения о выходе данной организации из «Слово Жизни Интернэшнл»”. После этого Правление обсуждает с заявителем обстоятельства и причины выхода из организации и только, если сложившаяся ситуация не будет разрешена в течение 6 месяцев после подачи заявления, организация-заявитель считается исключенной из членства «Слово Жизни Интернэшнл».

Согласно устава, “член Правления, нарушивший устав организации, или своим поведением навредивший репутации «Слово Жизни Интернэшнл», или имеющий серьезные богословские разногласия со «Слово Жизни Интернэшнл», может быть отстранен от исполнения своих обязанностей члена Правления после нескольких обсуждений Правлением вышеуказанных вопросов”. Отстранение члена Правления происходит 3/4 голосов членов Правления, включая голос Председателя.

При этом даже если объединение церквей всё-таки выйдет из состава «Слово Жизни Интернэшнл», то организация оставляет за собой право работать с местными общинами такого объединения на предмет индивидуального членства.

Если сказать простым языком, то особенности устава «Слово Жизни Интернэшнл» и многолетняя практика деятельности шведского центра «Livets Ord» указывают на то, что все желающие быть в составе организации «Слово Жизни Интернэшнл» должны принять, как безальтернативные, такие принципы: "шведы всегда правы" и "любое возражение или критика неприемлемы и наказуемы".

Divide et impera” (Разделяй и властвуй)

Действия по отношению к церкви «Слово жизни» Донецка и её пастору Леониду Падуну свидетельствуют, что задекларированное братское общение лидеров национальных центров в формате Правления «Слово Жизни Интернэшнл» на практике подменяется единоличной волей шведского центра «Livets Ord». События ноября-декабря 2012 года, произошедшие в Донецке, свидетельствуют о превышении полномочий представителями «Livets Ord». В частности была нарушена уставная процедура отстранения члена Правления и представляемого им национального центра из состава «Слово Жизни Интернешнл», ввиду отсутствия какого-либо диалога в формате Правления по данному вопросу.

При этом против пастора Л.Падуна была направлена целая информационная компания дискредитирующего характера, преимущественно в социальных сетях и на некоторых форумах, основанная на абстрактных претензиях со стороны «Слово Жизни Интернэшнл» и слухах, порожденных этой неопределенностью. Чаще всего ему в вину ставится "непослушание пасторскому авторитету У.Экмана", но при этом даже не упоминается об отсутствии должного диалога между ними и между лидерами других библейских центров в формате Правления «Слово Жизни Интернэшнл». Также умалчивается о превышении полномочий со стороны «Livets Ord» в вопросах уставной деятельности «Слово Жизни Интернэшнл».

Более того, после объявления в декабре 2012 года представителями «Слово Жизни Интернэшнл» об "исключении Донецка из перечня международных библейских центров", со стороны «Livets Ord» началась активная работа по вовлечению общин объединения УХЕЦ в качестве индивидуальных членов «Слово Жизни Интернэшнл». Такие действия не только препятствуют урегулированию возникших разногласий мирным евангельским путем, но и неприкрыто способствуют разногласиям и расколу объединения украинских церквей УХЕЦ. В качестве примеров этого можно назвать несанкционированное участие представителей «Livets Ord» в богослужениях и пасторских встречах в Донецке и других городах Украины, начиная с ноября 2012 года.

Такой подход «Слово Жизни Интернэшнл» по отношению к национальным центрам (церквям), подразумевающий формирование централизованной власти и отношений зависимости, выглядит обособлено на фоне существующей практики в евангельско-протестантском сообществе. На постсоветском пространстве зарубежные миссии и фонды различных протестантских направлений оказали огромную помощь поместным церквям в разных странах, включая Украину. И абсолютное большинство из них ставили перед собой цель поднять национальных духовных лидеров, пасторов и разного рода служителей, сформировать местную базу для богословского и библейского образования, чтобы позволить национальным церквям быть способными самостоятельно развиваться и распространять Благую Весть без внешней помощи и постоянных дотаций того или иного характера.

В завершении, хочется выразить надежду, что в свете упомянутых событий в основу взаимоотношений в сообществе причастных и симпатиков «Слово Жизни Интернэшнл» будут положены не разного рода “ДНК”, подчеркивающие свою исключительность и превосходство над другими, а братские взаимоотношения в Духе Христовом, недостаток которых стал очевидным в последние месяцы.

Теги: