И снова в Крыму неспокойно…

Полуостров тревоги нашей… (Часть І)
Как говорится – чем ближе выборы, тем страшнее террористы. Не успели утихнуть страсти по поводу задержания в Крыму представителей одной террористической структуры, как из схронов в крымских лесах повылезали новые.
Хронология событий следующая. 26 октября министр внутренних дел Украины Юрий Луценко на пресс-конференции сообщил, что 23 октября в Крыму был задержан наставник и лидер радикального исламского экстремистского движения «Ат-Такфир Уаль-Хиджра» Ахмет Эмиралиев. По утверждению министра, члены этой группировки планировали убийство главы Меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева, который с готовностью подтвердил, что знал о планах террористов задолго до описываемых событий. Параллельно с этим Юрий Луценко обвинил СБУ в разглашении деталей операции по задержанию террористов, в результате чего главарь организации, некто по кличке «Рыжий араб», скрылся от оперативников. В свою очередь СБУ заявила, что было задержано не 2, как утверждал Юрий Луценко, а 5 членов экстремистской организации «Ат-Такфир Уаль-Хиджра». Спустя несколько дней, 30 октября, в эфире телеканала «Украина», в котором также принимали участие представители «Хизб ут-Тахрир», депутат Верховного Совета Крыма Сергей Куницын заявил о том, что «…Сегодня на Украине 18 экстремистских организаций мусульманского толка, 9 из них попадают под террористические». К слову сказать, фактически был поставлен знак равенства между исламом как религией и терроризмом. Причем сказано это было не обывателем, а государственным деятелем, который, по-видимому, счел себя специалистом по исламу, а заодно и по террористическим организациям. Естественно, уменьшению напряженности такие заявления никак не поспособствовали.
Но события продолжали разворачиваться дальше. 2 ноября в еженедельнике «Первая крымская» появилась информация о том, что разрекламированная МВД и СБУ операция по задержанию террористов по сути оказалась провалом. Как выяснилось, спецгруппу СБУ, которая занималась разработкой террористической сети в Крыму, сперва «подставило» руководство МВД, которое за месяц до готовящейся операции назвало имена и даже места проживания подозреваемых, а потом – киевская пресс-служба СБУ, которая в день операции сообщила о ней всей стране. В результате вместо нескольких десятков задержанных – 2 человека, которые были настолько «опытными» террористами, что их смогли задержать двое охотников.
С чем на этот раз пришлось столкнуться нашим правоохранителям? Группа «Ат-Такфир Уаль-Хиджра» возникла в начале 1960-х как ответвление от крупнейшей террористической организации «Братья-мусульмане» (о деятельности в Украине общественных организаций, связанных с этой структурой мы рассказывали в одной из статей). Однако международную известность получила в 1977 году, после того, как ее возглавил сельскохозяйственный инженер из Верхнего Египта Шукри Мустафа. Члены организации отличались буквальным следованием идеям Саида Кутба, одного из основоположников идеологии радикального исламизма. 3 июня 1977 года «такфировцы» осуществили захват министра по делам религий ал-Дахаби. В результате полицейской операции по освобождению министра, 6 боевиков группы убиты и 67 – ранены. Из 4000 членов организации 600 были арестованы, планировалось привлечь к суду 465, фактически отдано под суд 204 (41 осужден, 5 руководителей организации повешены). Одним из наиболее известных современных сторонников идеологии данной организации является Мухаммед Буйери – убийца голландского режиссера Тео ван Гога. Данная группа решением Совета Европейского Союза от 21 декабря 2005 года признана террористической (Official Journal of the European Union, 23.12.2005).
Члены данной организации придерживаются крайне радикальных воззрений, считая всех мусульман язычниками. Степень их радикализма превосходит даже печально известную «Аль-Каиду» – например, руководством группы к смерти был приговорен Усама бен-Ладен, за… недостаточный радикализм. Кроме того, активисты этой группировки применяют в своей деятельности такийя – принцип сокрытия веры, распространенный в шиизме, который позволяет человеку скрывать свои убеждения, полностью мимикрируя под среду проживания. То есть членов данной группировки нельзя выявить по каким-то внешним признакам – они бреют бороду, могут употреблять алкоголь, не посещать мечеть и т.д. Поэтому несколько «не соответствующими действительности» выглядят заявления различных «деятелей» о том, что идентификация «такфировцев» правоохранительными органами затруднена якобы из-за того, что им запрещается учиться и работать в государственных учреждениях, фотографироваться, поддерживать отношения с «неверными». Все обстоит с точностью до наоборот. Но… некомпетентность – это визитная карточка большинства украинских политиков.
По сообщению ИА «Е-Крым», на полуострове их насчитывается около 50 человек, преимущественно из Симферопольского района. Большинство из них – это бывшие члены «Хизб ут-Тахрир», которые восприняли идеологию «Ат-Такфир Уаль-Хиджра» и перешли от теории построения Халифата «от Хизб ут-Тахрир» к практике.
Что можно вынести из всей этой истории, которая, судя по всему, далеко не последняя в череде ей подобных? Прежде всего, можно окончательно убедиться в том, что предвыборная гонка началась. На ситуации, которая должна была бы оставаться в зоне компетенции и  ответственности спецслужб, «пропиарились» все кому не лень – начиная от Юрия Луценко и Мустафы Джемилева и заканчивая членами экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». Проигравшими в этой ситуации оказались лишь две стороны – Украина - как государство, которое на фоне этих событий начинает восприниматься как некий «заповедник» экстремизма, и простые граждане, не нуждающиеся в борьбе «за підтримку електорату». Причем наиболее пострадавшими снова оказались обычные мусульмане, религия которых – ислам – преподносится как религия террористических групп, подобных той же «Ат-Такфир Уаль-Хиджра».
Но все перечисленное лежит на поверхности, и, в принципе, большинство наших сограждан, уставших от политики, прекрасно понимают мотивацию всех новостных персонажей. Однако в глубине происходящих событий начинают формироваться значительно более тревожные и опасные тенденции, одну из которых мы попробуем разобрать более детально. Так, на фоне заявлений представителей меджлиса и Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) о деятельности экстремистов в Крыму в одном ряду с «хизб ут-тахрировцами» и ваххабитами все чаще ненавязчиво начинают проскальзывать упоминания о неких «хабашитах». Например, муфтий ДУМК Эмирали Аблаев неоднократно заявлял, что «…вошедшие в любую партию, будь то Хизб ут-Тахрир, ваххабиты, салафиты, хабашиты, в наших мечетях не будут ни председателями, ни имамами, ни членами общин» [Пока Москва и Киев ссорятся из-за Крыма, его без боя завоевывают мусульманские радикалы...// https://religions.unian.net/ukr/detail/2630].
С одной стороны, при поверхностном анализе информации о деятельности «хабашитов» становится понятной очевидная причина «нелюбви» представителей меджлиса и ДУМК к сторонникам этого движения. Как оказывается, под «хабашитами» понимаются сторонники Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) во главе с шейхом Ахмедом Тамимом, которого противники называют «главным хабашитом», и которого представители ДУМК считают своим конкурентом. Справедливости ради следует отметить, что Ахмед Тамим особо и не скрывал, что имеет отношение к Абдуллаху аль-Хабаши, известному исламскому ученому, по имени которого называют всех его учеников, иво всех своих интервью подчеркивал, что является его учеником. То есть налицо банальная боязнь конкуренции, и стремление использовать админресурс для борьбы с несогласными (к примеру – сторонникам ДУМУ в Крыму отказывают в регистрации общин, о чем собственно и говорил Эмирали Аблаев).
Однако более детальное исследование происхождения и деятельности «хабашитов», а также их противников приводит к иным выводам. Но – обо всем по порядку. Как мы уже упомянули, в широком смысле «хабашитами» называют учеников и последователей известного исламского ученого Абдуллаха аль-Харария аль-Хабаши (Ливан). В более узком – членов организации «Ассоциация исламских благотворительных проектов» (Society of Islamic Philanthropic Projects), филиалы которой расположены во многих странах Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Европы, Северной Америки и в Австралии.
Прежде всего, следует отметить, что научных исследований об этом движении на украинском и русском языках попросту нет, не считая нескольких упоминаний, в которых данная организация причисляется к сектантским, однако при этом никогда не указываются основания для подобных заключений. Зато в русскоязычном сегменте Интернета обильно представлена информация полемического характера, источником которой в большинстве случаев является одна и та же статья, переводчиками которой являются Анзор Астемиров и Расул Кудаев, которые больше известны как организаторы и участники террористического акта в г. Нальчик 13 октября 2005 года [«Все дороги ведут в Нальчик» // https://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/novgaz/nalchik2/].
Вообще следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев информация негативного характера о «хабашитах» распространяется интернет-ресурсами всевозможных исламистских организаций. Возникает закономерный вопрос – в чем причина подобной нелюбви сторонников радикального исламизма к «хабашитам»?
Ответ можно найти в ряде специальных исламоведческих исследований, проведенных западными учеными, среди которых в первую очередь можно выделить работы Н. А. Хамзе и Р. А. Хрейр Декмешьяна (1996), Т. Цительманна и Р. Гадбана (2003) и М. Кабха и Х. Эрлиха (2006).
По мнению Н. А. Хамзе и Р. А.-Х. Декмешьяна, основной причиной возникновения «Ассоциации исламских благотворительных проектов» является реакция исламского сообщества (в первую очередь представителей суфизма) на распространение исламистской идеологии, на попытки экстремистских организаций, прежде всего таких как «Братья-мусульмане», «Джамаат Исламийа» и различных течений ваххабизма политизировать ислам.

Справка:
Суфизм – исламская наука воспитания и нравственно-этическая система формирования в человеке искренности в его поклонении Богу. Это учение занимает важное место в религиозном мировоззрении народов, населяющих территорию бывшего Советского Союза, представляя собой укорененную духовно-нравственную традицию татар, таджиков, узбеков, киргизов и других народов Центральной Азии, Поволжья, Северного Кавказа, а также крымских татар. Исторически сложилось так, что именно суфии выполняли миссию идеологов исламизации местного населения, а также выступали в качестве основных носителей и толкователей мусульманских законов и обрядов, в результате чего для большей части населения суфийский шейх всегда был наибольшим авторитетом.

Полуостров тревоги нашей… (Часть І) Суфийские сообщества (тарикаты) существовали даже во времена советской власти, несмотря на то, что против них были брошены основные силы атеистической пропаганды и всего карательного аппарата СССР. По мнению западных исследователей, например А. Беннигсена, именно члены суфийских тарикатов успешней всего противостояли давлению атеизма и целенаправленной секуляризации советского периода, сохраняя верность учению ислама.

Главный офис ассоциации находится в Ливане. Основное направление деятельности – открытие мечетей и молельных домов. Также уделяется внимание открытию и обеспечению работы детских садов и школ, где дается религиозное и общее среднее образование. Ассоциацией были открыты школы во всех регионах Ливана, а в 2000 году в Бейруте был открыт университет. Последователи Аль-Харария известны своими тесными связями с наиболее авторитетными традиционными учебными заведениями исламского мира, такими как каирский университет «Аль-Азхар», тунисское медресе «Аз-Зейтуна», марокканское медресе «Карауин» и ряд других. Также это движение пользуется уважением светских и религиозных властей большинства исламских стран. Например, в Иордании по инициативе Министерства вакуфов (своеобразный аналог министерства по делам религий) в 1995 году была проведена ротация имамов в мечетях, и сторонники террористической организации «Братья-мусульмане» были заменены на последователей Абдуллаха Аль-Харария (Нахман, 2005). Ассоциация выпускает ежемесячный журнал «Манар аль-Худа» с 1992 года, имеет собственную радиостанцию, «Нидак аль-Макрифа», с 1998 года. Его участники очень активны в Интернете и имеют веб-сайты, на которых ведут активную полемику с представителями исламистской идеологии.
Ассоциация активно действует в мусульманской диаспоре и в западных странах. Ее главный филиал в Европе находится в Германии, при этом в большинстве западноевропейских стран действуют региональные центры. Кроме того, действуют филиалы в Индонезии, Малайзии, Индии, Пакистане, Таджикистане, Сирии, Иордании, Египте, Канаде, США, Украине, Австралии (Кабха, Эрлих, 2006).
Основной курс «Ассоциации» остается неизменным вот уже на протяжении многих десятилетий: это распространение традиционных знаний об исламе и противодействие распространению в обществе идей радикально-экстремистских организаций, которые свои политические цели скрывают за религиозными лозунгами.
По утверждениям западных экспертов, существует ряд вопросов, по которым «хабашиты» находятся в жесткой конфронтации с исламистами. Например, среди них можно выделить следующие:
1) «хабашиты» придерживаются убеждений о том, что главные идеологи радикального исламизма, такие как Ибн Таймийа, Мухаммад Ибн Абд уль-Ваххаб, Саид Кутб, Абу аля-Маудуди, Юсеф аль-Кардави и другие исказили основы ислама и отступили от учения пророка Мухаммада;
2) последователи Абдуллаха аль-Харария категорически не приемлют насильственных методов исламистов, считая, что в данный момент нет законных условий для создания халифата. Кроме того, «хабашиты» категорически выступают против распространенной среди исламистов практики обвинения несогласных с ними мусульман в неверии (такфир), поскольку опираются на положение о том, что мусульманин, не выполняющий свои обязанности, но признающий их, остается мусульманином, хотя и грешником;
3) «Хабашиты» выступают за путь мирного призыва к исламу (даваа), придерживаясь принципа толерантности в отношениях с немусульманами.
И вот тут уже возникает серьезный вопрос – кому выгодно, чтобы в Украине «хабашиты», которые в остальном мире (и в исламских странах, и на Западе) рассматриваются как сила, способная противостоять радикальному исламизму, считались сектантами и приравнивались к террористам? Понятно, что здесь вопрос о банальной конкуренции между разными Духовными управлениями не стоит. Фактически речь идет о «тихой» подготовке к дестабилизации мусульманского сообщества путем дискредитации одного из основных мусульманских организационных центров Украины (ДУМУ).
Возможно, более уместно говорить о том, что существуют силы – как в самой Украине, так и за ее пределами, – стремящиеся превратить Украину, в первую очередь Крым, в заповедник радикального исламизма и очаг постоянной конфессиональной и межэтнической напряженности. Более того, существуют достаточно серьезные прогнозы, в которых описываются сценарии отчуждения полуострова от Украины (причем вариантов, в чью пользу происходит отчуждение – несколько). И если несколько лет назад они не могли рассматриваться всерьез, то сегодня многие факторы свидетельствуют в пользу увеличения вероятности такого развития событий. Однако это отдельная тема, к которой, возможно, нам придется еще вернуться.

Использованные материалы:
1. Cheryl Benard. Civil democratic Islam, partners, resources, and strategies. — RAND Corporation, 2003.
2. Debating political Sufism // https://www.dailystaregypt.com/article.aspx?ArticleID=16351
3. Desplat P. Muslime in Äthiopien – Die Heiligenverehrung in Harar in Auseinandersetzung mit islamischen Reformströmungen // Afrika spectrum 37 (2002). – р. 141-157.
4. Islamic Activism. — Bloomington; Indianapolis: Indiana Univ. Press, 2003.
5. Kabha M., Erlich H. Al-Ahbash and Wahhabiyya: interpretations of Islam // International Journal of Middle East Studies, 38 (4). 2006, p. 519-538
6. Nachman Tal. Radical Islam in Egypt and Jordan. – Sussex Academic Press, 2005.
7. Nizar Hamzeh A., Hrair Dekmejian R. A Sufi response to political islamism: Al-Ahbash of Lebanon // International Journal of Middle East Studies. – №28. – 1996. – р. 217-229.
8. Official Journal of the European Union, 23.12.2005
9. Zitelmann T., Ghadban R. The Habashiya – Tendencies of mobilization and differentiation in translocal contexts // Modern adaptations of Sufi-based popular Islam: Concepts, practices and movements in a translocal perspective. – Centre for Modern Oriental Studies, Berlin. April 4 and 5, 2003.



Продолжение следует...

Теги: