От редактора. Данная статья публикуется в рамках дискусии о концепции "Русского мира" патриарха Московского Кирилла. Мы приглашаем читателей высказывать свои мнения.

Речь патриарха и мрачные прогнозы

Украина – очень молодое государство, независимости которого нет и 20-ти лет. Россия гораздо старше в своей государственности. Именно этим и объясняются нынешние словесные баталии между российскими и украинскими патриотами. Украинцам дорого все, что подчеркивает независимость. А поскольку Украина долго была частью России, то все, что объединяет с Россией, вызывает раздражение. И лишнее напоминание о единстве, даже абстрактном, вызывает подозрение в желании посягнуть на суверенитет. «Мы вместе, это же так замечательно!» – как бы говорят россияне. «Мы в разводе, и это так хорошо», – думают украинцы.

"Русский мир" патриарха: нужно ли его опасаться?
Может быть, именно поэтому речь патриарха Кирилла о «Русском мире» была "в штыки" воспринята украинскими патриотами. Известный аналитик по вопросам религии Юрий Черноморец обвиняет патриарха чуть ли не в проповеди идолопоклонничества. «Вместо Христа, Живого Бога, нам предлагают поклониться идолу – Русской Церкви, Русскому Миру», – пишет Юрий. С этой критикой солидарен и Сергей Сидоренко, который не просто дискутирует  с патриархом, но и иногда крайне эмоционально обвиняет его и даже сулит предстоятелю РПЦ вечные муки.

Какая любовь важнее?

Если не вдаваться в детали многочисленных дискуссий по этим вопросам и постараться обобщить, то вопрос только в одном.  Может ли национальная идентичность быть выше религиозной? Кого нужно больше любить – Христа или родину? Ответ вроде бы очевиден, но именно вокруг этой темы возникает множество дискуссий.

Во-первых, мне бы хотелось напомнить критикам патриарха, что его речь о «Русском мире» была произнесена в рамках празднования Дня народного единства во время Ассамблеи Русского мира. То есть, фактически, это выступление перед патриотами России во время российского государственного праздника. Украинские патриоты во время государственных праздников тоже много говорят о любви к родине. В том числе и религиозные лидеры. И не только во время праздников. К примеру, лидер УПЦ КП Филарет в проповеди после освящения храма на родине гетмана Мазепы сказал «Ми просимо у молитвах, щоб Господь об'єднав українців у любові до своєї Батьківщини». https://www.cerkva.info/2007/10/15/mazepyntsi.html
Если к лидеру УПЦ КП придираться так же, как к патриарху Кириллу, то можно написать очень высокопарным слогом «Филарет призывает нас молиться о любви к родине, вместо того, чтобы научиться любить только Единого Живого Бога, ведь Господь сказал «Кто любит мать или отца более Меня, не достоин Меня».

В проповеди разных религиозных лидеров время от времени звучат призывы к патриотизму. Просто потому, что любить свою родину – значит, любить ее историю и ее культуру, которая просто неотделима от религии. Патриотизм в этом случае совместим с верой. Но как только религиозные лидеры начинают говорить о любви к России или о русском мире – их тут же подозревают в ненависти к Украине. Но одно из другого не вытекает.

Есть еще много других тем

Я не проводил контент-анализ проповедей патриарха Кирилла, но я читал несколько его книг. И могу сказать, что тема любви к родине у него далеко не самая главная. Он больше размышляет о глобализме и его опасностях, дает дельные советы по организации приходской жизни, призывает священников читать труды святых отцов. Много лет он вел программу «Слово пастыря» на российском телевидении. В этих программах он очень толково и доступно объясняет Евангелие и Символ веры. Представление патриарха как главного украинофоба – мифическое. Именно он первым из известных публичных деятелей России не только признал Голодомор, но и молился вместе с президентом Виктором Ющенко о жертвах этого преступления. К его приезду в Украину была издана книга проповедей патриарха на украинском языке. В той же речи о Русском мире Святейший пишет "Считал бы вполне возможным поддерживать центры изучения украинского, белорусского, молдавского языков при наших зарубежных приходах – там, где есть такая потребность".

Что такое Русский мир для патриарха? Это не насаждение русской государственности, а скорее, идея доминирования нравственных ценностей в обществе. Идея не национальная, а скорее моральная. Святейший пишет: "Многочисленные святые ― иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины ― учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды". При этом патриарх не идеализирует понятия "Святая Русь" или "Русский мир". Далее он говорит "Не потому, что весь народ был святым, – грешников у нас было не меньше, чем в других странах, – а именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории. Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью". Для патриарха само понятие Русский мир – скорее ожидаемое, а не существующее.

Более того, основы идеи "Русского мира" недавно объяснял и сам Юрий Черноморец "Патриарх не знает разрыва между национальным и религиозным. Быть русским для Патриарха означает быть православным, принадлежать православной культурно-религиозной традиции. Целостность мировоззрения, органичную для себя, Патриарх считает возможным и нужным проповедовать в своем богословии", – писал Юрий в своем материале о богословии Кирилла.

Само по себе слово "Русь" применялось и на нынешней Западной Украине, о чем свидетельствует, в частности, топоним «Рава Руська». Мой преподаватель в Институте журналитики, ярый украинский патриот, любил повторять, что слово "Русь" украл Петр I и присвоил московитам, а "руськи" – это исконное название нынешних украинцев. Он даже вспоминал, что у них на Львовщине мамы кричали детям "Я тоби по-руськи говорю: злизай з дерева!". Я не стану тут вдаваться в историю понятия Русь и того, кто имеет на него больше прав. Очевидно одно: понятие Русь шире, чем нынешние границы Российской федерации.

Ой, что будет…

Увидев в речи патриарха только посягательство на украинский суверенитет, критики пускаются в крайности. Сергей Сидоренко, например, прогнозирует чуть ли не распад УПЦ после таких речей предстоятеля. Подобные прогнозы, на самом деле – не новинка. Тот же Юрий Черноморец во время Оранжевой революции дал два очень мрачных прогноза последствий того, что УПЦ поддержала Януковича. Первый прогноз (написано в декабре 2004 г.) "Если к моменту выборов следующего Московского патриарха УПЦ еще будет частью РПЦ (в чем аналитики глубоко сомневаются), то епископат УПЦ очевидно не будет голосовать за митрополита Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС РПЦ, поскольку последний непосредственно ответственен за эскалацию конфликта УПЦ с В. Ющенко. Провал «украинской политики» МП уменьшает поддержку митрополита Кирилла и среди епископата РФ". Конец цитаты.
Как видим, произошло прямо противоположное. Мало того, что к моменту выборов нового патриарха вопреки сомнениям непонятных аналитиков УПЦ сохраняла единство с РПЦ, так еще и голосовала за митрополита Кирилла.
Второй прогноз: «Можно предполагать незначительный отток верующих в другие религиозные организации Украины или вообще в атеисты". Это тоже написано Юрием Черноморцем в декабре 2004 г. – как прогноз снижения роли УПЦ из-за поддержки Януковича.  Что произошло на самом деле? По официальным данным Госкомрелигий, с 2004 г. по 2009 г. количество приходов УПЦ увеличилось на 1134. В УПЦ в начале 2004 г было 10310 приходов, а начале 2009 г. – 11444 прихода. Увеличилась численность не только верующих, но и тех, кто всю свою жизнь посвящает Церкви, – священников и монахов. 

Судя по всему, авторы таких прогнозов свои личные ощущения проецируют на всех остальных верующих и исходя из этого строят свои предположения о будущем. Да, действительно, слова патриарха Кирилла абсолютно по-разному воспринимаются в среде украинских патриотов и в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова (где проходило  открытие III-й Ассамблеи Русского мира). Но это еще не повод изрекать мрачные прогнозы или обвинять священнослужителя в смертных грехах.

Еще одна причина таких обвинений – в утрате здоровой церковности. Если атеисты обзывают священников, если протестанты считают православных язычниками – это вполне объяснимо. Но если люди, которые считают себя принадлежащими к УПЦ, сулят вечные муки патриарху или же обвиняют его в идолопоклонничестве – тут уже что-то не так. Я не призываю считать каждое слово предстоятеля священным. Православие тем и отличается от католичества, что даже слова первоиерарха могут быть поставлены под сомнение. Дискуссия и обсуждение – это замечательно. Но в духе уважения и любви, а не с призывами надеть патриарху жернов на шею.

Мне кажется, что на самом деле проблема здесь не религиозная. И россиянам, и украинцам нужно научиться слышать друг друга. Это просто вежливость, это еще даже не любовь к ближнему.

Теги: