Продолжение. Часть І можно прочитать тут

3. Сомнительность превосходства ценностей и достижений русской цивилизации


К сожалению, есть достаточно оснований для сомнений в превосходстве русской цивилизации, на фоне которых воспоминания о великих победах и достижениях напоминают хвастовство гусей из знаменитой басни Крылова: «А наши предки Рим спасли!» Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, из чего качественно сегодня состоит «русское цивилизационное пространство», которое нам предлагают взять за основу единства, обратимся к официальной статистике (неофициальная, говорят, еще страшнее).


Убыль населения (8). В среднем ежегодная убыль населения России составляет 774649 человек. Учитывая нынешнюю продолжительность жизни, есть все основания ожидать, что в 2015–2020 годах общая смертность в России может достигнуть 3 миллионов человек в год.

Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей.


Алкоголизм (9)
. На начало 2009 года, по данным Минздравсоцразвития, уровень потребления чистого алкоголя в России - 18 литров на человека (1 литр чистого алкоголя равен 2,5 литра водки) при уровене, признанном экспертами ВОЗ относительно безопасным - 8 литров. По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент совершения преступления. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.


Алкоголизм - наиболее распространённая причина оставления детей и лишения материнских прав. По данным исследований,

почти у половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.


Русский мир и миссионерское призвание РПЦ. Ч. ІІВот впечатления от поездок в свой избирательный округ Старшинова Михаила Евгеньевича, члена Комитета ГД ФС РФ по безопасности от фракции «Справедливая Россия» (ГД ФС РФ 5-го созыва, декабрь 2007 года – декабрь 2011 года): «…Мои поездки по Смоленским деревням и посёлкам, общение с теми, кого принято называть «простым народом», причиняют мне невыносимое страдание. Беспросветное пьянство, заброшенные хозяйства, голь, тоска. Спиваются старики и дети, мужья и жёны. Пьяные драки и поножовщина. Пьяные аварии на дорогах. Самоубийцы, разрушенные семьи, рождённые на свет уроды.

Исчезает на глазах народ, который создал великое государство, одержал великие победы, запустил человека в Космос, во все века предлагал миру образцы божественного служения, «райского бытия».

Охватывает чувство катастрофы, паралича. Что делать? Как нам спастись от этого страшного, одолевающего нас недуга?»


Аборты.

Россия лидирует по числу абортов среди всех своих соседей.

На каждую тысячу рождений приходится 951 случай прерывания беременности. В среднем по странам СНГ этот показатель составляет 541 аборт на тысячу рождений (10).


Коррупция. Из 180 стран в ежегодном рейтинге коррумпированности, составленном экспертами международной организации Transparency International, Россия, набрав 2,2 балла из 10 возможных,  делит 146-ю строчку рейтинга с Камеруном, Эквадором, Кенией, Сьерра-Леоне, Восточным Тимором, Украиной и Зимбабве. По оценкам, которые приводит Transparency International, ежегодный объем коррупционного рынка в РФ достигает 300 млрд. долларов (11).


Вера в Бога (12). По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) на 2007 год, верующими в Бога себя называют 47% респондентов. При этом в России имеет место быть любопытнейший парадокс: общее число верующих (47%) меньше числа приверженцев различных конфессий (70%).

Среди верующих вообще:  25% респондентов верят в магию и колдовство, 30% - в астрологию и гороскопы.


Среди верующих в Бога:


- 50% верит в Божий суд;
- 68% православных никогда не причащались;
- 3% верующих часто общаются со священниками;
- 4% соблюдают пост;
- почти половина никогда не раскрывали Библии;
- 10% регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы
- 43% в храм ходят только по праздникам.


Думаю, каждый желающий и имеющий доступ в интернет, может дополнительно поднять российскую статистику по уровню бедности, продолжительности жизни, экономической свободы, свободы информации и пр. (13)


Возникает естественный вопрос: как же такая смоква, в память о величии которой нам предлагают снова стать едиными, могла родить такое терние? Может, как говорил Жванецкий, в консерватории что-то не так? Ибо, по словам царя Соломона, народ возвышает праведность, а бесчестие народа бывает только от беззакония (Прит.14:34). Пока все потомки русичей не найдут в себе силы ответить на этот неудобный вопрос, никакими интеграционными проектами и мечтами о граде-Китеже  народ не спасешь. А будет как обычно: народу – очередной опиум, политикам – власть и выгоду. Правда, играть с народом в опуимные игры опасно: как и у любой НЕДОСТИЖИМОЙ мечты, у Русского мира как идеала могущества православной русской цивилизации есть свой «срок годности». После истечения которого наступает разочарование, агрессия и разрушение «несправедливого мира». Очевидно, что Русский мир как концепция не предлагает вернуть народ к праведности (для этого Бог давно предусмотрел иные средства, нежели национально-интеграционные идеологии). Скорее, нам предлагается уверовать, что раз нас много и мы едины, то мы сильны, а значит, мы правы. А этим грешат исключительно политические проекты. Которые чреваты тем, что для восстановления равновесия в мире начнут активизироваться другие цивилизации, не основанные (пусть и номинально и декларативно) на православии, духе терпимости и любви.


Итак, выводы.


1. Нас патриарх Кирилл успокоил, что его слова о Русском мире «не означают, что Русская Церковь ставит под сомнение ныне существующие государственные границы».  Может, слова патриарха это и не означают – для самого патриарха. А для прочих его соотечественников – означают. Как-то известный проповедник Андрей Кураев проговорился, что «русским до сих пор кажется, что Украина – часть России (14)». Если о таком невинном заблуждении русских (не россиян, заметьте!) знает о.Андрей, то тем более это должен знать патриарх Кирилл. А вот редактор «Политического журнала» Петр Акопов еще накануне визита патриарха Кирилла в Украину в 2009 году всерьез размышляет, как от России и Украине единства церковного перейти к единству государственному – при помощи РПЦ. И вообще, мол,

для большинства верующих украинцев столица находится в Москве.

Русский мир и миссионерское призвание РПЦ. Ч. ІІВот апогей его понимания Русского мира с участием РПЦ: «И не нужно бояться обвинений в великодержавном национализме. Во-первых, потому, что великодержавие гораздо лучше мелкодемократии, а во-вторых, потому что о каком национализме может идти речь, если мы говорим о двух частях одного народа? Так что когда митрополита (очевидно, имеется в виду таки патриарх – Т.Д.) Кирилла раскольники на Украине обвиняют в том, что он хочет присоединить Украину к России, нужно смело отвечать – да, мы хотим присоединить Украину к Российской федерации, а Россию к Украине. Потому что

есть одна Россия – великая, Святая Русь. И она не может быть без Украины» (15).


Чтобы удостоверить читателей, что это мнение – не единственное, приведем еще одно высказывание, которое говорит само за себя: «Остальная Украина (без Галичины и Волыни – Т.Д.) при мало-мальски честной агитации перед референдумом, несомненно, войдет в состав России. Скорее всего, на правах Юго-Западного федерального округа, для Украины именно эта форма организации будет оптимальной» (16). Очевидно, что проект Русского мира – и есть начало этой самой «мало-мальски честной агитации», цель и последствия которой предопределены и совершенно расходятся с тем, что декларирует патриарх Кирилл.


2. Нас убеждают, что в идее Русского мира нет ничего имперского, что это совсем не политический проект. Однако у нас есть основания считать такие уверения лукавством. Вот любопытное высказывание редактора портала «Русская линия» Анатолия Степанова: «Имперские амбиции – это не ругательное слово. Имперские амбиции имеют американцы, имеют китайцы, немцы в Евросоюзе. То есть те народы, которые готовы брать на себя бремя, нести потери для того, чтобы объединять территории вокруг общих для всех неких населяющих эти территории народов, принципов…» (17). Более того, именно отсутствие имперских амбиций, по мнению этого же автора, и является причиной их скатывания на задворки великих цивилизационных проектов: «Поэтому русская цивилизация – это православная цивилизация и тяготеющие к ней народы. Некоторые напомнят, что греки, болгары и другие народы – тоже православные, но не русские. Но я считаю, что время греков ушло. Они уже не являются теми народами, которые могут создавать цивилизацию мирового масштаба. С уходом византийской империи греки потеряли это качество и стали просто этническим народом, не имеющим имперских амбиций».


И потому включение Молдовы в Русский мир вполне объяснимо – с помощью тех же «экзегетов». Например, на заседании под названием «Станет ли русский народ вновь единым?», проведенным 21.11.2008 г. в Санкт-Петербурге (18), главный редактор Международного исторического журнала «Русин», президент Общественной ассоциации «Русь» Сергей Суляк (Кишинев) заявил, что молдаване отличаются от румын тем, что «обладают имперским мышлением», то есть совершенно иным менталитетом, чем соседние народы, а потому являются неотъемлемой частью Русского мира. Ну, и наконец, мнение простого священнослужителя РПЦ: «Объединительной идеологией может стать правильное понимание концепции «Москва - Третий Рим», поскольку все мы - малороссы, великороссы, белорусы – «имперцы, ромеи, русские» (19).


Сам факт стремления Русского мира выступить игроком на мировой арене ставит этот проект в ряд геополитических доктрин. Сравнение Русского мира с Британским содружеством дало многим аналитикам обоснованный повод заговорить о политической подоплеке российского проекта, и именно в пользу инициатора создания Русмира - России. Ведь целью создания именно Британского содружества было «удержание бывших колоний в рамках единой британской политики и влияния даже после обретения этими государствами независимости» (20). Как известно, после окончания Второй мировой войны этот союз распался, а образованное на его месте Содружество наций ставит перед собой совершенно иные цели: гуманитарные миссии, образовательные программы, медицинская помощь и т.д.


И, очевидно, что Русской церкви в создании этого проекта отведена своя роль, и весьма немаловажная: верующими людьми несложно манипулировать,  в качестве аргумента приводя некие высшие цели. Думается, в обмен на такую услугу РПЦ должна получить новые канонические территории (как говорится, Газпром в помощь!)…К сожалению, исходя из исторического опыта, есть опасения, что в конечном итоге нам предложат такие способы реализации прекрасной мечты о «граде-Китеже как игроке на мировой арене», которые сами по себе предполагают предательство – либо Христа, либо Родины. В качестве примера можно вспомнить, что у Русского мира уже был прообраз в виде Священного союза как мистического единства христиан Европы. И чем это закончилось в практическом плане – тоже помнят все.


3. Нам клянутся, что Русский мир есть некий поликультурный и наднациональный проект


Русский мир и миссионерское призвание РПЦ. Ч. ІІЭтому можно было бы поверить, если бы Русский мир, растворяя в себе другие народы и культуры, давал свободу и противоположным процессам. Однако тот же патриарх Кирилл дал весьма недвусмысленный сигнал: «Развитие заграничных общин является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей». Значит, этнический фактор здесь играет роль, но по принципу «всех впускать, никого не выпускать». Налицо интересный парадокс: предки – вроде бы представители народов-братьев, а при попытке одной культуры доминировать начинается «внутрисемейный» конфликт.


Вот, например, как относится к желанию украинцев развивать как можно больше сфер своей жизни с помощью украинского языка Андрей Ставицкий, заведующий кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Севастопольского филиала СПбГУП: «Есть Украина мультикультурная, полиэтничная, преимущественно православная, Украина как очень важная часть русской цивилизации. И есть Украина другая, исторически создававшаяся как антирусский, антироссийский, антиправославный проект, Украина, как инструмент, заточённый на раскол русской цивилизации и уничтожение русского пространства…Украинизация может восприниматься как политика возрождения украинской культуры и как политика выдавливания всего русского… Украинизация не приходит к нам извне, со стороны. Она уже прорастает в нас, в нашем сознании, особенно в наших детях «семенами дракона». Для русского пространства она – раковая опухоль, ржа, что разъедает Русский мир и пускает метастазы, делая болезнь всё более запущенной, лечение более длительным и тяжёлым, а конфронтацию по национальному признаку – всё более вероятной» (21). Вот еще цитата на тот случай, если будут возражения по поводу единичности таких мнений: «идея украинства - это, как минимум, альтернатива русскому народу, а как максимум - его подмена» (22)…


Хотя, по моему мнению,

украинизация в Украине в тех масштабах, в которых она проводится – это только восстановление разрушенного ранее природного баланса,

без которого украинский этнос лишается права на свою идентичность. Однако, судя по неадекватной реакции на такое восстановление у большинства этнических русских, украинцам отказано в праве на развитие своего уникального направления в общерусской идентичности. Вспомним хотя бы знаменитое выступление одного севастопольского жителя в передаче Савика Шустера (23)  как самое наглядное свидетельство «толерантности», «наднациональности» и «поликультурности» среднестатистических носителей русского языка, которые, видимо, готовы первыми откликнуться на призыв о Русском мире: «Меня оскорбляет украинский язык как руссконенавистнический, фактически аморальный…Мои дети вынуждены учить украинский язык, им противный»…

Удивительно, что любую украинскость представители братского русского народа связывают непременно с «чуждой Русскому миру» Галичиной,

забывая, что Галичина (Галицко-Волынское княжество)– это даже больше Русь, чем Московское княжество.


Итак,

проект под названием «Русский мир» - это как раз тот случай, когда от перестановки слагаемых меняется ВСЕ.

И надежда на то, что пойдя обратным путем, можно войти в одну и ту же реку, тут неуместна. Если вначале православная общая вера смогла собрать разные по крови народы и создать единую цивилизацию, то нет никакой гарантии, что единая цивилизация в состоянии объединить народ для восстановления православной веры. Если когда-то дух преобразил плоть, то это не значит, что плоть с такой же силой преобразит дух.


А что же Церковь? А Церкви не нужны костыли, какими бы они ни казались крепкими. И возврат к этим костылям означает только одно: люди перестали уповать на Христа как главу Церкви, на Его созидающую силу, на Его вселенскость, Его «все во всем»…


По большому счету, призыв к возрождению Русского мира в свете всего вышесказанного можно воспринимать только в одном смысле – как крик о помощи с тонущего корабля. Это сигнал бедствия, сигнал отчаяния и признание своей неспособности что-то изменить, не прибегая к сомнительным проектам светских идеологов (цель которых – использование авторитета церкви в своих геополитических интересах). И в таком контексте он не может не находить отклика в любом православном сердце, независимо от происхождения. И, думается мне, что спасение должно придти – но, скорее всего, совсем не с той стороны и совсем не в том виде, как это представляет себе РПЦ. А вот примет ли эта великая некогда церковь ответ Божий на ее сигнал SOS? Поживем – увидим…


Примечания:

8.  https://www.vsmsinfo.ru/newshow.html?1043
9.  Там же
10. https://news.rambler.ru/Russia/head/4356428/
11. https://www.novopol.ru/text78995.html
12. https://statistika.ru/naselen/2007/12/05/naselen_9686.html
13. Например, много данных содержится здесь: https://smolin.ru/calendar/3/523/
14. Диакон Андрей Кураев «Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?» https://otechestvo.org.ua/akt_Bogoslovie/2004_12/akB_2_01.htm
15. https://www.annews.ru/news/detail.php?ID=189727
16. https://tula.kp.ru/daily/24406.5/581319/
17. https://www.nr2.ru/kiev/257902.html
18. https://www.rusk.ru/news_rl/2008/11/21/stanet_li_russkij_narod_vnov_edinym/
19. https://www.rusk.ru/news_rl/2008/11/21/stanet_li_russkij_narod_vnov_edinym/
20. Информация взята с сайта https://www.intergid.ru/holiday/32/212/
21. https://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/selection/article0027.html
22. https://www.rusk.ru/news_rl/2008/11/21/stanet_li_russkij_narod_vnov_edinym/
23. https://censor.net.ua/go/offer/ResourceID/135571.html

Теги: Русская цивилизация, Русский мир, православие, Андрей Ставицкий, Михаил Старшинов, Сергей Суляк