21 сентября на сайте «Религия в Украине» была опубликована статья священника Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) Андрея Дудченко «Куда дрейфует Почаев?» , в которой поднимается ряд вопросов о духовнической практике всемирно известной обители.

В ответ на нашу публикацию на сайте Свято-Успенской Почаевской лавры появился материал без даты и подписи, озаглавленный как «Ответ на провокационную статью о.Андрея Дудченко о Почаевской Лавре» (заголовок на главной странице сайта) и «Священник ли о.Андрей Дудченко или наемник?» (заголовок в самом материале).

Почаевский ответ сводится по сути к тому, что: а) нельзя «свои домыслы выносить на всеобщее обсуждение, сея соблазн среди людей церковных и нецерковных» и б) «братия Почаевской Лавры хранит заветы своих в Боге почивших старцев». При этом фактически ни одно из положений в статье о. Андрея опровергнуто не было.

Подробнее с ответом почаевских авторов на статью священника Андрея Дудченко можно ознакомиться непосредственно на сайте лавры.

Ниже мы публикуем комментарий священника Андрея Дудченко на публикацию почаевского сайта.

Страсти вокруг почаевского духовничества продолжаются

1) Во-первых, статья анонимная. Значит, разговаривать не с кем. Не будешь же вести дискуссию с Почаевской горой. В отличие от анонима, моя статья подписана, и все люди, мнение которых в ней приводится, называются своими именами. А на сайте Почаевской лавры даже нет возможности комментировать публикации.

2) Почаевцы пишут: "Начинается публикация из каких-то непроверенных сообщений, которые к тому же опроверг благочинный о. Герман. Но автор почему-то верит сплетням больше, чем реальному ответу официального лица Почаевской Лавры...". В статье я как раз привожу комментарий о.Германа и не ставлю его под сомнение.

3) В защиту своей позиции (против ИНН) почаевцы приводят "тяжелую артиллерию", прикрываясь именами "признанного православного авторитета – духоносного старца Паисия Афонского, и известного каждому чаду Русской Православной Церкви старца Кирилла Павлова, и старца Рафаила Берестова, и в Боге почивших старцев Иеронима Санаксарского, Христофора Тульского, Тавриона Батозского." Надо сказать, что мнение старца Паисия по поводу ИНН - это еще не мнение Церкви, и если даже святые порой ошибались во второстепенных вопросах, то это допустимо для всех, кого называют "духоносными старцами". А вот мнение своей Церкви в Почаеве предпочитают не слышать, а ведь по поводу ИНН давным-давно высказывались и Синод УПЦ, и Синодальная Богословская комиссия РПЦ. Но с ними почаевцам спорить трудно, а вот с о.А.Дудченко - пожалуйста.

4) Почаевцы говорят: "Вся исповедь батюшек на приходе, как правило, сводится только к одному вопросу «каетесь?», а то и вообще «исповедуют» по несколько человек сразу, допуская до Причастия людей со смертными грехами, о которых они даже не знают". В приходской практике есть также недостатки, но не далеко все приходы таковы, и статья посвящена не приходам, а Почаеву, куда съезжаются тысячи людей и получают там то, что описано в моей статье.

5) Почаевцы пишут, что их духовники "тайну исповеди хранят, в отличие от оскорбленных праведников, выносящих публично свои обиды". Вообще странный "аргумент". Понятие тайны исповеди приложимо только к священнику, который эту исповедь слышит, но никак не к тому, кто исповедуется. Человек свободен говорить о своих грехах не только священнику, а также и происходящем на исповеди - всем, кому посчитает нужным.

6) Почаевцы напоминают мне слова Христовы: "если согрешит против тебя брат, скажи ему, если не послушает, приведи двух-трех свидетелей, если их не послушает, скажи церкви". Верно. Но проблему эту обнаружил не только я. Проблема почаевского духовничества настолько широко известна, что о ней уже многие годы говорят множество священников. Но Почаев и ныне там. В статье я привожу несколько мнений, в том числе священников, которые так же как и я недоумевают о том, что происходит в Почаеве, и не знают, что с этим делать.

Кроме того, я свидетельствую, что среди своих знакомых священнослужителей, с кем доводится каким-либо образом общаться, я не знаю ни одного, который бы одобрял или восторгался тем, что происходит в Почаеве. Все либо недоумевают, либо возмущаются. Возможно, конечно, это мой круг общения такой, но поверьте, среди них - не только "либеральные" батюшки.

Священник Андрей Дудченко, редактор сайта «Киевская Русь»

Теги: