С 31 января по 5 февраля 2011 года на базе факультета философии и религиоведения Государственного университета информатики и искусственного интеллекта прошла Международная зимняя религиоведческая школа «Феноменология религии: между сакральным и профанным». Инициаторами проведения данного мероприятия выступили Молодежная ассоциация религиоведов (Киев, Украина) и журнал «Религиоведческие исследования» (Москва, Россия), а к организации, кроме перечисленных институций, также имели отношение Донецкая областная молодежная ассоциация религиоведов, Центр религиоведческих исследований и международных духовных отношений (Донецк, Украина) и философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Зимняя религиоведческая школа по феноменологии религии: результаты и размышления

Мероприятие по довольно специфической религиоведческой теме собрало 30 участников из Украины, Польши и России. Об уровне проведенной школы можно судить исходя из лекторского состава: Максим Александрович Пылаев (Центр исследования религий Российского государственного гуманитарного университета), Хенрик Хоффман (Институт религиоведения Яггеллонского университета), Виталий Леонидович Хромец (Институт философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова), Александр Владимирович Токранов (философский факультет Казанского федерального университета),  Константин Михайлович Антонов (богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), Игорь Анатолиевич Козловский и Александр Владимирович Белокобыльский (факультет философии и религиоведения Государственного университета информатики и искусственного интеллекта), Светлана Владимировна Рязанова (Пермский филиал Института философии и права Уральского отделения РАН).

Значительная часть программы школы была посвящена презентациям докладов участников, что значительно расширило спектр поднимаемой на школе проблематики: от традиционного осмысления феноменологии религии Шантепи де ла Соссе и Отто до Блейкера и Ваарденбурга, от осмысления феноменологического подхода в религиоведении до его сравнения и проведения параллелей с психоанализом и русской философией.

Важными элементами работы школы также стали презентации журналов «Религиоведческие исследования» (Москва) и «Религиоведческие очерки» (Киев), и книги Хенрика Хоффманна «История религиоведения в Польше», недавно вышедшей на украинском языке. В программе школы также было отведено время для просмотра фильма Ф. Копполы «Молодость без молодости», снятого по мотивам произведения одного из наиболее известных религиоведов ХХ ст. – Мирчи Элиаде, а также проведена reading-group, на которой участники школы обсуждали статью М. Пылаева «Феноменология молитвы: примитивная молитва».

По словам польского религиоведа Хенрика Хоффманна данное мероприятие было действительно уникальным, так как собрало довольно большое количество участников, заинтересованных в исследовании феноменологии религии, в то время как на юбилейном 20-м конгрессе Международной ассоциации историков религии, который проходил в 2010 году в Торонто (Канада) феноменология религии была очень слабо представлена. Также для сравнения укажем на замечание М. Пылаева на одной из лекций – о том, что в Западной Европе феноменологией религии ныне занимается не более 6 человек. В связи с этим может возникнуть вопрос: «А нужно ли было проводить данную школу, если феноменология религии является маргинальным направлением в религиоведении?» Безусловно, каждый из участников зимней религиоведческой школы на данный вопрос ответит утвердительно.

Во-первых, нужно учитывать, что на Западе феноменология религии была доминирующим направлением в религиоведении в первой половине ХХ ст. В Восточной Европе данное направление было практически не известно в связи с заидеологизированностью «науки о религии». Для того, чтобы постсоветское религиоведение в полной мере вписалось в мировое (где доминирует англо-американская и континентальная традиции), необходимым условием является изучение истории религиоведения – без знания которого мы будет выглядеть, как представители архаического общества в современном мегаполисе. Так, в одной из статей, написанных на Западе, обсуждалось восточноевропейское религиоведение, и при этом автор отмечал наличие в нашем регионе парадоксального сочетания теоретико-методологических наработок западного религиоведения конца ХІХ – середины ХХ ст., которые на Западе давным-давно считаются атавизмами (к примеру, эволюционистский подход). Такая ситуация у нас неизбежна, поскольку мы за несколько десятилетий пытаемся познать западноевропейского опыт, которому уже практически столетия. Однако выход из такой парадоксальной ситуации возможен лишь при тщательном изучении тех дискуссий, которые велись на протяжении всего ХХ ст. в мировом религиоведении. Собственно, как мы уже отмечали, на Зимней религиоведческой школе звучали и лекции, и доклады раскрывающие как подходы отдельных феноменологов религии, так и критику их позиций. Второе, является принципиально важным во избежание повторного «наступления на грабли». Безусловно, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

Во-вторых, несмотря на маргинальность феноменологии религии в современном религиоведении, в рамках работы школы неоднократно звучала мысль о возможности использования феноменологического подхода и феноменологической методологии в исследовании религии. Например, И.А. Козловский, читавший лекцию о методе/принципе эмпатии, неоднократно подчеркивал необходимость комплиментарного использования методов и подходов в религиоведении.

Участниками школы также обсуждались проблемы преподавания религиоведения вообще и феноменологии религии в частности (в высшей школе).

Кроме всего прочего, прозвучало сожаление об ограниченном количестве переводов классиков западного религиоведения на русский и украинский языки. Книги Хайлера, Ваха, Виденгрена, ван дер Леува, Блейкера, Шелера до сих пор ждут своих переводчиков, в то время как в рамках университетского курса «Феноменология религии» преподавателям и студентам приходится ограничиваться преимущественно работами Отто, Каюа и Элиаде. В этом смысле дает определенные надежды на улучшение ситуации журнал «Религиоведческие исследования», 3-й выпуск которого будет посвящен как раз феноменологии религии и сравнительному религиоведению; традиционно по данным темам будут представлены переводы западных исследований. Часть докладов участников школы также будет опубликована в этом журнале.

Цельное же впечатление от прошедшей школы можно будет получить, ознакомившись с материалами мероприятия, которые готовятся к изданию в Государственном университете информатики и искусственного интеллекта.

Теги: