От редактора: публикация данной статьи приурочена к наступлению самого продолжительного "дневного" поста в еврейской традиции - "цом" 17 тамуза. Длительность поста, который завершается вечером с появлением первых звезд - более 16 часов. Двадцать один день между постом 17-м Тамуза и “суточным” постом 9-м Ава названы днями “Бейн а-мецарим” (“Между теснинами”). Это словосочетание взято из Книги Эйха ("Плач Иеремии"), где сказано: “Все преследователи (“народа Израиля”) настигли его между теснинами” (Эйха, 1:3).

Как выглядит еврейский год? Какие годы являются високосными, а какие неполными, Когда наступает Новый год? Когда начинается еврейский день? Что такое новолуние? Как считаются годы? Эти и многие другие подобного рода вопросы задаются особенно часто. Они связаны с понятием времени в еврейской традиции.

Понятие «время» занимает в еврейской традиции более важное место, чем у других народов. События прошлого, запечатленные в народной памяти, отношение к прошедшему и будущему – все это играет в еврейском национальном сознании первостепенную роль. На протяжении многих столетий оставалось справедливым высказывание, что родина Израиля – это его история. Родина, которую обретают во времени, а не в пространстве. Однако это не значит, что у евреев нет территориальной Родины. Она должна вписываться в рамки Родины исторической.

Системы летоисчисления у разных народов неодинаковы. Христианские страны знают два календаря – юлианский и григорианский; оба ведут летоисчисление от Рождества Христова, хотя Kатолическая, Православная и Aрмянская церкви по-разному устанавливают эту дату и празднуют Новый год в разные дни. В арабских странах летоисчисление ведется от бегства Магомета из Мекки в Медину, что совпадает с 622 г. по европейскому календарю. Начало китайского летоисчисления совпадает с 2637 г. до н. э., японского – с 660 г. до н. э., индийского – с 3113 г. до н. э. Отправные пункты всех календарей основаны на определенных условно принятых датах, связанных с религиозными событиями и верованиями.

Еврейское летоисчисление ведется от признанной традицией даты сотворения мира. В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь много позже была установлена условная дата Рождества Христова, с которой и началось летоисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Это значит, что к общепринятому теперь европейскому летоисчислению надо прибавить 3760 лет или 3761 год (в зависимости от времени года), чтобы получить датировку по еврейскому календарю.

В России до Петра Великого летоисчисление также велось от сотворения мира, но по древнерусской, вернее византийской, системе, сотворение мира предшествовало новой эре, то есть Рождеству Христову, не на 3670, а на 5508 лет. В начале 7208 года по тогдашнему русскому календарю по приказу Петра Великого так называемый сентябрьский год (начинавшийся, как и у евреев, в сентябре) был заменен январским, и 1 января 7208 г. стало началом нового, 1700, года, как во всех иных христианских странах.

Текучесть времени, Зодиак и колена Израилевы

Календари основаны на астрономических явлениях смены дня и ночи, причем исчисление ведется либо по фазам Луны, либо на основе вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Еврейский календарь отличается от христианского не только тем, что по нему летоисчисление ведется не от Рождества Христова, а от сотворения мира, но и тем, что в основе его лежит лунный год, заимствованный из Древнего Вавилона, а не солнечный, перешедший в Европу из Древнего Египта.

Лунный месяц равен 29,5 дням, лунный год – 354 дням (и нескольким часам), тогда как солнечный год длиннее лунного почти на 11 дней и содержит 365 дней (вернее, 365 и одну четверть). Для уравнения лунного календаря с солнечным был введен високосный год из 13 месяцев, в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м году каждого 19-летнего, так называемого малого, календарного цикла. В високосном году имеются два месяца адара. Для упрощения счета введены месяцы в 29 и 30 дней. Сутки разделены на 24 часа. Единицей календарного времени является промежуток между двумя новолуниями, равный 29 дням (новолуние на иврите – «молад»).

Период от первого нисана до первого тишрея одинаков – 177 дней. Различаем года: недостаточный («шана хасера») – 353 дня, нормальный («ке-сидра») – 354 дня, полный («шлема») – 355 дней. Соответственно этому продолжительность високосных годов равна 383, 384 и 385 дням. 235 лунных месяцев равняются 228 солнечным и образуют 19 солнечных лет – так называемый в еврейском календаре малый 19-летний цикл. В состав каждого цикла входят 12 простых и 7 високосных годов. В простом году – 12, в високосном – 13 месяцев. Расчет суток по еврейскому календарю – от вечера до вечера, от захода и до захода солнца. Таким образом, вечер новолуния, когда становится виден серп луны, вместе со следующим днем составляет первый день месяца.

Суббота начинается в пятницу вечером за 20 минут до захода солнца. Праздник субботы кончается с заходом солнца на следующий день, когда на небе появляются три звезды и наступает так называемый «Моцаэй-шаббат». На сегодняшний день существуют специальные календари, в которых указано, когда начинается и заканчивается Шаббат. Простое эмпирическое правило для определения точного времени гласит, что Шаббат заканчивается примерно на 72 минуты позже срока зажжения субботних свечей. Например: если субботние свечи в пятницу вечером зажигаются в семь часов, это значит, что Шаббат заканчивается в субботу вечером примерно в четверть девятого.

Как дни группируются в седмицы-недели, так и годы в библейские времена соединялись в семилетние периоды: каждый седьмой год считался годом отдыха от полевых работ; тогда же отпускались работники, отрабатывающие свои долги.

Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака, то есть пояса на небесной сфере, по которому движутся Луна, Солнце и большинство планет. С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами его созвездий (Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева).

Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами двенадцати колен израилевых, которые, согласно Библии, происходили от двенадцати сыновей Иакова. Первый месяц календарного года – это тишрей, обычно соответствующий сентябрю, но иногда выпадающий на октябрь. Тишрей – всегда «полный» месяц, он имеет 30 дней.

Знак зодиака для тишрея – созвездие Весов. Весы были эмблемой колена Эфраима. Весы – символ и Судного дня, когда взвешиваются хорошие и дурные поступки человека, и символ подведения итогов ушедшего года на пороге наступающего. Первые два дня месяца тишрея – праздник Нового года, Рошха-Шана. Третьего тишрея, когда был предательски убит Гдалья бен Ахикам, наместник вавилонского царя в Израиле, положено соблюдать пост. В результате этого убийства немногочисленные евреи, еще остававшиеся в стране, вынуждены были бежать в Египет, и страна окончательно опустела. 10 тишрея – Судный день, Йом-Кипур – День искупления. Это праздник всепрощения, в который отпускаются грехи как отдельного человека, так и всего народа. 15 тишрея – первый день праздника Суккот, который на русском языке получил название Праздника кущей, так как в течение семи дней его предписывается жить в кущах, шалашах, в память о том, что во время странствования евреев по пустыне после исхода из Египта они жили в шалашах. 22 тишрея, наступает Шмини-Ацерет, отдельный праздник, не являющийся продолжением Суккота. В Израиле он совпадает с праздником Торы – Симхат-Тора. В странах рассеяния Симхат-Тора, праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начала нового цикла, считается вторым днем Шмини-Ацерет.

Второй месяц календарного года – месяц хешван, он обычно соответствует октябрю и изредка выпадает на ноябрь. Хешван состоит из 29 или из 30 дней. Его зодиакальный знак – Скорпион – эмблема колена Менаше (Манассии). В Библии сообщается, что в этом месяце закончилась постройка Соломонова храма. В день 25 хешвана 2500 лет тому назад возвратившиеся в свою страну из вавилонского пленения евреи поселились в Самарии (Шомроне) и Иудее. Месяц хешван иногда называют мар- хешваном, и такое название имеет два значения. Одни называют этот месяц Господином, потому что он следует сразу за Великими праздниками Рошхa-Шана и Йом-кипуром. Другие же, напротив, считают этот месяц «горьким», потому что в этот месяц нет ни одного праздника, что дистанцирует евреев от божественности, а также, как правило, именно в это время начинается сезон дождей.

Третий месяц календарного еврейского года, кислев, соответствует ноябрю-декабрю, имеет 29 или 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Стрельца – эмблема колена Вениаминова. Восемь дней – от 25 кислева до 3 тевета – празднуется Ханука – праздник Маккавеев в память об освобождении Израиля от греко-сирийского владычества.

Тевет – четвертый месяц года, соответствующий декабрю, имеет только 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Козерога, эмблема колена Дана. 10 тевета 589 г. царь Вавилонии Навуходоносор начал осаду Иерусалима, что в конечном счете привело к разрушению Первого Храма и изгнанию всего еврейского народа с родной земли. Пост в этот день известен под названием Асара бе-Тевет.

Пятый месяц – это шеват. Соответствует январю. Состоит всегда из 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Водолея, эмблема колена Ашера. 15 шевата – Туби-шват – считается полупраздником, так называемым началом года деревьев – Рошха-Шана ле-иланот. Этот праздник бережно чтился народом и в рассеянии как символ неразрывной связи с природой далекой родины. Именно в Туби-шват в диаспоре традиционно употребляют в пищу фрукты, произрастающие в Израиле. В Израиле этот день ознаменовывается посадкой деревьев.

Адар – шестой месяц года – имеет 29 дней, в високосный год – 30. Адар обычно соответствует февралю, а в високосный год – январю; его зодиакальный знак – созвездие Рыбы, эмблема колена Нафтали.

В високосном году имеются два месяца адара – адар-алеф и адар-бет. Адар-бет имеет 29 дней. В невисокосный год Пурим празднуется в адар-алеф, в високосном же году празднование Пурима переносится на Адар-бет. Согласно традиции, седьмой день адара – день рождения и смерти Моисея. В этот день во многих общинах проводится Хевре Кадиша. День, предшествующий Пуриму, 13 адара – Пост Эстер. В Пурим евреям предписано радоваться и веселиться в память о том, как благодаря счастливому стечению обстоятельств проживавшие в Персии евреи избежали поголовного истребления, которое готовил им Аман, могущественный вельможа, первый министр персидского царя. В городах, которые во времена завоевания земли Израиля были окружены крепостной стеной (одним из таких городов является Иерусалим), Пурим отмечается 15 адара. В остальных городах – 14 адара.

За месяцем адар следует «месяц весны» – «ходеш ха-авив» – месяц нисан, соответствующий марту или апрелю. Он состоит из 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Овна, эмблема колена Иуды. С 15 по 22 нисана празднуется Пасха (в диаспоре – по 23 нисана), самый древний из наших праздников, с которого начинается история еврейского народа, когда Б-г освободил наших предков из египетского рабства.

За месяцем нисаном следует ияр. Он имеет 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Тельца, эмблема колена Иссахара. 18-й день месяца Ияра – это Лаг-ба-Омер, 33-й день в счете Омера, праздник, связанный народной традицией с восстанием Бар-Кохбы против Рима и со смертью рабби Шимона Бар-Йохая. В Лаг-ба-Омер прекратилась эпидемия, унесшая жизни около 24 тыс. учеников рабби Акивы – солдат Бар-Кохбы.

Девятый календарный месяц – это сиван, состоящий из 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Близнецов, эмблема колена Звулуна. 6 и 7 сивана – праздник Шавуот, по-русски – Пятидесятница, так как он приходится на 50-й день после Пасхи. Как и большинство других еврейских праздников, Шавуот имеет два аспекта: один, связанный с природой страны и с трудовой жизнью народа, и второй – духовный, связанный с религией – с Библией, ставшей основой еврейской этики и этики всего человечества. Потому как именно в этот день Всевышний даровал народу Израиля Тору и 10 заповедей на горе Синай.

Десятый календарный месяц – тамуз – состоит из 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Рака, эмблема колена Реувена. Пост 17 тамуза связан с пятью бедствиями: Моше-рабейну разбил Скрижали Завета, прекратились жертвоприношения за весь народ в Храме и была пробита городская стена во время осады Иерусалима (как во времена Первого Храма, так и во времена Второго), впервые была публично сожжена Тора и по приказу нечестивого правителя в Святая святых Храма был установлен языческий идол.

Одиннадцатый месяц еврейского календаря – это ав, имеющий 30 дней; его знак зодиака – созвездие Льва. Лев – эмблема колена Симеона. 9 ава – наиболее трагическая дата еврейского календаря. В этот день Всевышний вынес приговор, согласно которому все сыны того поколения, что вышло из Египта, должны были умереть в пустыне, не увидев Страны Израиля. Девятого ава были разрушены оба иерусалимских Храма, в первый раз – вавилонянами в 586 г. до н. э., а во второй раз – римлянами в 70 г. В конце восстания Бар-Кохбы в этот день пал последний оплот повстанцев – город Бейтар, многочисленное население которого римляне истребили. 9 ава римляне уничтожили остатки Второго Храма, а саму Храмовую гору перепахали.

Последний, двенадцатый, месяц еврейского календаря – элул, соответствующий августу или сентябрю, имеет 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Девы, эмблема колена Гада. Весь месяц Элул наступление Рош-ха-Шана возвещается звуками шофара, в который трубят по окончании утренних богослужений в синагоге, и происходит это каждый день до кануна Рош ха-Шана.

Теги: