28 августа - праздник Успения пресвятой Богородицы - один из двенадцати наиболее значительных и древних праздников церковного года. Его отмечают издавна, что может подтвердить история храмов, построенных в честь Успения Богородицы. В частности, Свято-Успенского кафедрального собора в городе Владимир-Волынский - единственной памятки на Волыни, дошедшей до нас с времен Киевской Руси, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Успенского храма Почаевской лавры, церкви Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощи) в Киеве и многих других. К примеру, главный храм Киево-Печерской лавры - Успенский был главной православной святыней Киевской Руси. По легендам, зафиксированным в Печерском патерике, он был возведен при непосредственной помощи Богоматери, которая послала в Киев мастеров-зодчих из Константинополя. Закладка (в 1073 году при участии киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого), строительство, роспись и освящение (1089) храма сопровождались, по патерику, многочисленными чудесами. С собором связаны имена святых Антония и Феодосия - основателей Печерского монастыря. На конец XVII века в соборе сохранялись такие церковные реликвии, как череп Владимира Святого, мощи святого Феодосия Печерского, икона Игоревской Богоматери. А главной святыней собора была икона Успения Богоматери, которая считалась подарком самой Богородицы. Начиная с XII века, собор служил также местом захоронения князей из династий Рюриковичей и Гедеминовичей, высшей светской и церковной знати, многих выдающихся исторических и культурных деятелей. Успенский собор был образцом при сооружении ряда древнерусских храмов - Михайловского Златоверхого собора в Киеве, соборов в Суздале, построенных во времена Владимира Мономаха.

Есть в Киеве еще один Успенский храм - на Подоле.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Пирогощи - каменный храм, сооруженный возле подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132-36 гг. князьями Мстиславом и Ярополком - сыновьями князя Владимира Мономаха.
Лаврентьевская летопись называет основателем церкви князя Мстислава, сына Владимира Мономаха: «В лето 6639 г. (1131 г.) Мстислав ходи на Литву и взем полон мног и воротится опять. В то же лето заложи церковь Мстислав святыя Богородице Пирогощюю».
Строительство храма было закончено в 1135 г., уже после смерти Мстислава (1133 г.), во время княжения его брата Ярополка.
Существуют несколько гипотез происхождения названия церкви. Название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец, а значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог и т. д. Подобный анализ, проведенный К. Гупайло, позволяет заключить, что церковь была построена, а возможно, принадлежала купцам, занимающимся торговлей хлебом.
Письмена гетманов Многогрешного и Самойловича 1670 г. и 1672 г. свидетельствуют о праве Успенской церкви собирать подати за продажу зерна на территории Киева. В письменных источниках XVI в. Пирогоща известна под названием Успенская церковь.
Церковь упоминается в «Слове о полку Игореве» в связи с возвращением в Киев из половецкого плена князя Игоря Святославовича:
«…Игорь-князь явился на Руси
Вьются песни с дальнего Дуная
Через море в Киев долетая
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей Богородице Святой…»
.

Во время монголо-татарского ига церковь постигла участь большинства киевских храмов. Она была разорена и долгое время лежала в руинах. Восстановление церкви относят к временам княжения в Киеве Симона Олельковича. Есть документальные свидетельства об освящении церкви в 1472 году.

Много веков храм был центром духовной и общественной жизни Нижнего города. В 1613 — 1633-х гг. он стал главной кафедральной церковью украинских православных митрополитов.


Успенская церковь Пирогоща в истории Киева
С
ооружение представляет собой небольшой трехнефный храм, увенчаный одним куполом. Стены церкви были украшены фресками, пол - мозаичными плитами. Храм был несколько раз реконструирован. В 1613-1614 годах верхнюю часть церкви перестроил итальянский архитекто Себастияано Брачи в стиле ренессанса. В 70-х годах XVIII столетия архитектор И.Г.Григорович-Барский придал церкви формы украинского барокко (в 1785 году он был похоронен у этой церкви). Пять куполов времен Брачи заменяются одним уже в начале XIX века, когда Андрей Меленский изменяет храм в стиле классицизма. Наконец, в 1835 году взамен разобранной старой появляется пристроенная к церкви каменная колокольня.

Пожары охватывали храм несколько раз. Он горел в 1651, в апреле 1718 (тогда же пылала библиотека Лавры), в 1808 и 9 июля 1811 года.

В разные годы церковь содержала приходскую школу, дом для сирот, больницу для неимущих и даже городской архив. Около церкви происходили праздничные церемонии и мероприятия Киевского братства.


В 1772 г. храм был отреставрирован известным украинским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским, живущим рядом с церковью. Есть сведения, что отец архитектора служил в Успенской церкви священником. И сын, и отец были похоронены на кладбище, расположенном недалеко от храма.
После пожара 1811 г. церковь довольно долгое время находилась в упадке. М. К. Каргер писал, что исследования церкви в начале 30-х годов ХХ в. позволили установить, что ее древние части сохранились значительно лучше, чем считали исследователи раньше. Но результаты этих работ практически неизвестны. Церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. При археологических исследованиях в древней кладке следы этих работ видны в разных местах.
В XIX веке церковь реконструировалась с элементами классицизма — архитектором А. И. Меленским. Перед фасадом церкви в XIX веке была сооружена колокольня.
Церковь Успения Богородицы Пирогощей в период средневековья служила общественным центром киевлян. При ней функционировали школа, сиротский приют и больница для неимущих, городской архив. Близ церкви происходили торжественные церемониалы Киевского братства.

Последние годы существования древнейшей церкви Подола тесно связаны с судьбой Украинской православной церкви. Когда большевики закрыли для богослужения кафедру св. Софии, запретив прихожанам молиться в других храмах Верхнего города, Богородица Пирогоща осталась единственным храмом, где разрешено было совершать православные богослужения. В 1934 г. она снова стала кафедрой митрополита Украинской православной церкви. Но через год храм был разрушен: требовалось расширить Красную площадь.

Во второй половине 1970-х археологи, открывшие фундамент Богородицы Пирогощи, выяснили, что церковь имеет уникальную по глубине закладку фундамента — более 3 м (при норме 0,8 — 1,5 м). Это и позволило постройке выдержать многочисленные реконструкции.

В 1996—1998 гг. церковь Успения Богородицы Пирогощей была отстроена заново и по открытию освящена Патриархом Киевским  всея Украины Филаретом. Сегодня церковь восстановлена в предполагаемом «древнерусском» виде. Специалисты уверены, что она простоит еще не одно столетие.

Теги: