Введение

Брат Роже жил в простой комнате в доме, который он купил в 1940 году в деревне Тэзе в южной Бургундии. Там он жил, молился, писал, встречался с братьями общины и гостями за чаем или вечерней трапезой. После его смерти 16 августа 2005 года мы оставили эту комнату такой, какой она была. Мы собираемся там вместе с братьями или гостями, для бесед или совместной трапезы. В углу комнаты находится икона Пресвятой Богородицы и горит лампада. Брат Роже молился перед ней, один или с другими. А рядом — деревянная доска на стене, куда брат Роже прикреплял выписки из текстов. Здесь же фотография одной православной церкви где-то в России или в Украине.
   
В книге пророка Исайи есть такие слова: «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы этого не хотите знать?» (Ис. 43, 19). Брат Роже любил их. Время от времени он делал ксерокопию и дарил ее гостям и друзьям.  
  
Эти строки из Книги пророка Исайи четко отражают те стороны жизни брата Роже, о которых я хотел бы рассказать. Я хотел бы сказать, что в наследии, оставленном братом Роже, есть действительно новое. Мне кажется, что брат Роже так любил эти слова Исайи, потому что сам всеми фибрами души желал того нового, что Бог, который никогда не бездействует, «доныне делает» (Ин. 5, 17), обещает и осуществляет. И в то же время (это подводит нас к теме «Успенских чтений») я хотел бы показать, что брат Роже создал в Тэзе такое место, где, «явится новое», именно возвращаясь к памяти единой Церкви, особенно традиции монашеской жизни.

   Начало

Брат Роже родился 12 мая 1915 года в маленькой деревне Прованс на склоне швейцарской Юры. Его первые детские воспоминания связаны с Первой мировой войной. Он часто говорил нам, какой отпечаток в памяти совсем юного мальчика оставил приезд его бабушки по материнской линии. После войны она вернулась из Франции, где во время войны помогала всем, кому могла, до изнеможения.
   
Эту историю брат Роже рассказывал нам и по другой причине. Происходя из протестантской семьи с глубокими традициями, его бабушка посещала и католические церкви. Возможно, именно бесконечные конфликты и насилие в Европе и во всем мире внушали ей чувство абсурдности разделения между христианами. Она говорила, что если бы по меньшей мере христиане жили примирением, возможно, не было бы этой кровопролитной войны.
   
Брат Роже рос в межвоенный период. Это было время возрождения надежды на мир. Говорили: «Больше никакой войны!» А позже – брату Роже было 24 года – разгорается Вторая мировая война. Служение брата Роже, его подвиг надежды зарождается в этом историческом контексте. В августе 1940 года после нескольких дней пути из Женевы на велосипеде брат Роже приехал в Тэзе. Тогда это была никому не известная заброшенная деревня, с несколькими десятками жителей. Там он начал молиться и принимать у себя людей: во время войны — беженцев, после войны — немецких военнопленных, затем детей, а много позже и тысячи молодых людей. Именно там постепенно образовалась и выросла община братьев Тэзе.
 
«Нет ничего нового под солнцем»

Две мировые войны подряд могут служить подтверждением мудрости библейской книги притч (Екклесиаст): «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.» (Еккл. 1,9) Но этим словам брат Роже предпочитал слова пророка «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы этого не хотите знать?»
  
Я вспоминаю дискуссии о мире в 1980-х годах. Еще шла холодная война. Среди молодых людей, приезжающих в Тэзе, многие стремились способствовать укреплению мира. В то время во встречах Тэзе участвовала в основном молодежь из западной Европы. Но уже приезжали молодые люди из других стран: тогдашней Югославии, Польши, тогдашней Чехословакии и Венгрии. Видя молодежь из западной и восточной Европы, молящуюся вместе, отец польского брата — первого брата из восточной Европы в нашей общине — сказал, как невыносима ему мысль о том, что эти же молодые люди когда-то будут вынуждены противостоять друг другу в вооруженном конфликте. Нужно было сделать все возможное ради мира.  
   
В таких обстоятельствах брат Роже замечал, что на протяжении веков говорили о невозможности уничтожения рабства, но понемногу, одна страна за другой на это решались. Он спрашивал себя, возможно ли это и в отношении войны. До сегодняшнего дня все реалисты думают, что вооруженные конфликты неизбежны. Быть может, они правы. На их стороне  Екклесиаст: «Что было, то и будет...  и нет ничего нового под солнцем». Но брату Роже было свойственно ждать нового, которое, может быть, Бог готовит именно сейчас.
 
Я привожу этот пример, потому что он ясно показывает образ жизни брата Роже, его подвиг надежды. Он всегда исходил из конкретной ситуации. Он не мог и не хотел сидеть, сложа руки. Он отказывался от фатализма и детерминистского понимания истории. Он верил, что что-то совершенно новое может произойти сейчас, в данный исторический момент. Ни опыт всей жизни, даже всего человечества или Церкви не позволяют утверждать, что все уже увидено и все испытано.

«Новое» в создании общины Тэзе

Появление общины Тэзе само по себе представляет нечто новое, так как в реформатских церквях, из которых пришло большинство первых братьев Тэзе, монастырской жизни не существовало. В некоторых течениях протестантизма «High Church» были попытки восстановить монашескую жизнь. Со своей стороны, брат Роже не имел ни реставрационных замыслов, ни ностальгии по прошлому, которое могло быть лучше настоящего. Создавая Тэзе, он просто хотел отвечать требованию современности. И он понимал, что та необъятнаяя свобода, даруемая непритязательностью общинной жизни и безбрачия, позволит ответить на зов Христа и реагировать на вызовы времени.
  
Парадокс  (и не единственный) состоит в том, что, создавая нечто неизвестное и новое, брат Роже обращался к памяти древней Церкви. Еще перед тем, как приехать в Тэзе, он изучал древние монастырские уставы Востока и Запада. Он не был специалистом, но как бы поверенным Святых Отцов. Брат Даниэль, последний живущий с нами из семи первых братьев, принесших вечные обеты на Пасху 1949 года, рассказывал, как он, молодой студент богословского факультета, готовился к экзамену по патристике. Брат Роже, помогавший ему в этом, говорил о святом Иринее или святом Августине так, как будто знал их лично. Бывает память, лишенная всякой ностальгии по прошлому, но возрождающая желание принимать новое, то новое, которое Бог скоро сотворит.
  
Можно было бы возразить, что слова пророка Исайи: «Вот, Я делаю новое» свершились с приходом Христа. Определенная христианская традиция предполагает, что не имеет смысла ждать чего-то нового в мировой истории, а только сохранять веру до тех пор, пока на далеком горизонте финала Истории второе пришествие Христа принесет новое.
  
Брат Роже очень любил святого Иринея. Нам нравится то, что Тэзе находится в ста километрах от Лиона, города, где он жил. Брат Роже был чувствителен к свежему дыханию веры, которое ощущается в его трудах. Согласно святому Иринею, Бог сказал: «Все через Христа, все «возглавлено» Им. Но Христос – неисчерпаемый источник нового. «Он принес все новое тем, что Он возвещенный принес Себя самого. Ибо это же и было предсказано, что придет новое, которое обновит и оживотворит человека». («Против ересей», IV, 34, 1). Чудо в том, что это новое никогда не ослабевает. Ириней говорит о вере Церкви: «Она всегда через Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится». («Против ересей», III, 24, 1).
  
Память о Христе, Которого святой Августин называл «Красота ветхая и вечно юная» («Исповедь», кн. Х), снова и снова поддерживала стремление брата Роже и укрепляла его в подвиге надежды. А также и память о свидетелях Христовых на протяжении многих веков подкрепляла его уверенность в том, что нечто действительно новое возможно в истории человечества и Церкви.
    
В повседневной жизни брат Роже всему удивлялся. Сколько раз он говорил: «Никогда такого не видел!» Братья иногда посмеивались над тем, как он приходил в восторг от гостя или группы, приезжающих в Тэзе, которых надо было принять так, как никогда никого не принимали. Проживя столько лет и преодолев множество испытаний, брат Роже мог бы утомиться. Но до самого конца он восхищался молодежью, приезжавшей в Тэзе, так, как  восхищался солнечному весеннему дню, пению птиц или новому песнопению в храме. Каждый раз он говорил: «Никогда еще не было такой красоты!»
    
Надежда брата Роже не была поверхностным оптимизмом. Он слишком хорошо знал бездны человеческого отчаяния. Но он доверял Божьему обещанию творить новое. Он никогда не соглашался с тем, что нечто может затмить новое, принесенное Христом. Христос жив. Брат Роже так часто повторял: «Христос всегда приходит к нам». И, приходя, приносит все новое.  
   
В контексте экуменического движения


Поиск внутреннего покоя и примирения в мире постоянно вдохновлял подвиг надежды брата Роже. Но в основании этого подвига – его страсть к единению тела Христова. Я уже упоминал о его бабушке, которая интуитивно чувствовала связь мира между нациями с примирением христиан. Я подробно остановился на истории Тэзе и некоторых личных чертах брата Роже потому, что это важно, как мне кажется, для понимания того, сколько нового для поиска единства христиан было в экуменическом стремлении брата Роже.
  
Молодость брата Роже совпала с периодом осознания христианами первой половины ХХ века необходимости сделать все возможное для единения Тела Христова. В 1902 и 1920 годах появились энциклики Патриархов Вселенских, которые оживили экуменическое движение. В 1910 в Эдинбурге прошла Всемирная миссионерская конференция, а позже, в 1927 году в Лозанне – первая конференция «Вера и церковное устройство».
    
В 1940 году, когда брат Роже здесь поселился, Тэзе было лишь бедной заброшенной деревней. Но Тэзе не так далеко от Лиона, где в 40-е годы предпринимались шаги к экуменизму. Там жил отец Поль Кутюрье, инициатор недели молитвы о единстве христиан. Неподалеку от Лиона находится и аббатство Домб, где с конца 30-х годов собиралась Группа Домб, группа франкоговорящих католических и протестантских богословов, которые по сей день ведут замечательные богословские изыскания.
   
Уже в 1941 году отец Поль Кутюрье приехал в Тэзе. В 1942 году брат Роже встречался с группой Домб, в которую входил, например, иезуит и будущий кардинал Анри де Любак. Мало-помалу наладились контакты, и в 1949 году архиепископ Лионский кардинал Жерлье направил братьев Роже и Макса к Папе Римскому Пию XII, чтобы в Риме сформировалось благосклонное отношение к окололионскому экуменизму.
  
Брат Роже имел постоянный контакт со Всемирным Советом Церквей, основанным в 1948 году. Он принимал участие в общем собрании в Амстердаме в 1948 году, в Упсале в 1968 году и в Ванкувере в 1983 году. Глубокая дружба и душевное согласие объединяли его с Юджином Карсон Блейком, который был Генеральным секретарем с 1966 по 1972 гг.
 
В феврале 1962 года брат Роже и брат Макс посетили патриарха Афинагора в Константинополе. В том же году начался Второй Ватиканский Собор. Папа Римский Иоанн XXIII пригласил участвовать в нем сотню наблюдателей не католиков, среди которых были братья Роже и Макс из Тэзе.

С молодых лет брат Роже глубоко любил Россию. Он писал: «Во время Первой мировой войны некоторые русские люди должны были бежать из своей родной страны. Они были православными. Моя мать принимала кого-то из них, и я слушал их разговоры; потом мать говорила мне об испытаниях, которые им довелось претерпеть. Позднее, уже в годы моей юности, мы жили рядом с русским православным храмом; мы ходили туда помолиться, послушать прекрасные песнопения, и я пытался на лицах молящихся увидеть отпечаток страдания христиан из России» (Брат Роже «Бог может только любить», с. 112-113).

Всю жизнь Брат Роже говорил о верующих из Русской православной Церкви с огромной любовью, которая передалась и нам, братьям общины. Он отправлял братьев в Россию, начиная с 1972 года. А тогда, когда стало возможно – впервые в 1978, затем в 1988 году – он сам побывал во многих городах России, Украины и Белоруссии.

Не привыкать к разделению

Можно задать себе вопрос, почему брат Роже пользовался доверием у представителей разных Церквей. Он не был силен в том, что называется церковной дипломатией. Его контакты были сотканы из чего-то иного. Мне кажется, что секрет в том, что брат Роже присто не воспринимал разделение, и живо и непосредственно входил в общение с христианами, которых встречал. 
   
Для него общение христиан не нуждалось в оправдании. Это было  естественно. Он иногда рассказывал, как в его родной деревне воскресным утром одна часть христиан собиралась в церкви, тогда как другая, встретив их на улице, разворачивалась и шла молиться в другое место. Будучи еще совсем молодым, брат Роже поражался этому. 
   
Приехав в Тэзе, находящееся в традиционно католическом, но довольно индифферентном христианству регионе, брат Роже был готов содействовать пастырской деятельности среди протестантов региона. Но он никак не смог бы отказаться от общения с христианами католиками, которых было большинство в Тэзе и окрестностях. Так уже в 1942 году завязалась крепкая дружба с католической семьей из Клюни, небольшим городом неподалеку от Тэзе, чей сын стал священником во время Второй мировой войны. А затем и с католическим епископом местной епархии. 
   
Живая сопричастность брата Роже встреченным им христианам была ощутима всегда. Будь то Тэзе, бедные трущобы на других континентах, Рим, Константинополь, Москва или Киев, он всегда стремился разделить молитву и веру с теми, кто был рядом.
 
Жизнь брата Роже (Тэзе)–подвиг надежды
Это спонтанность не была наивной. Она росла из глубины понимания главного в христианской вере. Если Христос действительно пришел, чтобы примирить нас с Богом и в Боге, — взаимное примирение христиан уже не выбор, но обязательство. Оно составляет часть принесенного Христом спасения.
 
Вот почему брат Роже старался жить этим примирением во что бы то ни стало. Он хотел, чтобы братья «жили примирением». Изначально он задумывал совсем маленькую общину — не более дюжины братьев. Он это мыслил, как «притчу о примирении» или, как говорил, «притчу о сопричастности». Община стала гораздо больше: более ста братьев из тридцати разных стран и из разных Церквей. Но как и в самом начале, мы стремимся жить «притчей о примирении». 
   
Тогда как для достижения единства принято говорить о соглашениях между Церквями, брат Роже говорил скорее о примирении. Он давно заметил, что даже тогда, когда экуменические дискуссии приводят к соглашению, единство восстанавливается не всегда. Он не умалял достоинств богословского диалога, но он видел необходимость и другой вещи — примирения. Если на то, чтобы прийти к соглашению, требуется время, то примирение не заставляет себя ждать. Брат Роже любил повторять такие ясные слова Христа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». (Мф. 5, 23-24)
 
Иногда брат Роже высказывал свои опасения, что некоторые экуменические собрания и диалоги вместо того, чтобы идти по пути примирения, укрепляют привычное и аргументированное разделение христиан. Но он мало говорил об этом, так как был уверен, что прежде всего в жизни, в происходящем в реальности примирении, может явиться что-то новое.  
   
Тайна веры Церкви

Для брата Роже было немыслимо, чтобы братья, живущие общей монашеской жизнью, не могли  совместно ощущать присутствие Христа в евхаристии. Это очень важно для понимания необычного и нового подхода брата Роже, который делает нашу общину такой, какая она есть. Брат Роже иногда говорил, что примирение между христианами — это не приведение всех к меньшему общему знаменателю, но решимость вместе идти к самому сердцу веры.  

Вот, что он рассказывал о последнем визите к Патриарху Афинагору в Константинополь в 1970 году: «До последнего своего часа я буду помнить момент нашего прощания с Патриархом. Стоя в дверном проеме, он поднял руки, как если бы возносил чашу за Литургией, и повторил: "Чаша и Преломление хлеба – другого пути нет; помните об этом..."» («Бог может только любить», с.108). Как только завершился Второй Ватиканский Собор, брат Роже написал: «Евхаристия — это одновременно средство и результат единства. Только она дает нам силы и возможность реализовывать сопричастность между христианами на земле. [...] волна экуменизма спадет, если вскорости не настанет тот день, когда соберутся за одним столом те, кто разделен конфессионально, но верит в реальное присутствие Христа в евхаристии» (Dynamique du provisoire, 1965, p. 104).
 
Также очень рано брат Роже понял, что экуменическое движение не может обойти вопрос о служении единству примаса Римского. В то время, когда в протестантизме и в некоторой мере в православии этот вопрос был практически запрещен, брат Роже предчувствовал, что поиск единства между христианами без участия примаса Римского не даст ощутимых результатов. В 1949 и 1950 годах он подвергался критике со стороны французских протестантов за визиты в Ватикан. Но благодаря Папе Римскому Иоанну XXIII многим стало ясно, что Верховный понтифик может играть незаменимую роль.
 
Так, с течением времени брат Роже стал жить в нашей Общине Тэзе среди братьев-католиков и членов разных протестантских церквей как брат каждого из нас и слуга сопричастности всем нам. В 1980 году во время Европейской встречи молодежи в Риме на общей молитве в соборе Святого Петра в присутствии Папы Римского Иоанна-Павла II он так описал свой путь: «Еще в молодости, вдохновленный свидетельством жизни моей бабушки и следуя ее примеру, я открыл, что для меня быть христианином – значит, примирить в себе веру моей семьи с тайной католической веры, не теряя связи ни с той, ни с другой».
 
В 1986 году Иоанн-Павел II посетил Тэзе. Его слова, обращенные к братьям Общины, звучат как отголосок того, что сказал брат Роже в 1980 году в Риме: «Стремясь к «притче об общине», вы поможете всем, кого встречаете, быть верными своей церковной принадлежности, которая есть плод их воспитания и сознательного выбора, и все глубже проникать в тайну сопричастности —  Церковь в замысле Божьем».    
 
Таким образом, Папа Римский как будто не только признал личный шаг брата Роже и «притчу об общине», «притчу о примирении», проживаемую братьями Тэзе, но и открытый путь для других крещеных — «всех, кого вы встречаете», сказал он. Поэтому он дает нам понять, что христиане из разных церквей могут быть единой Церковью, «проникать в тайну сопричастности — Церковь в замысле Божьем» оставаясь «верными своей церковной принадлежности, которая есть плод их воспитания и сознательного выбора» или, согласно выражению брата Роже, «не теряя связи ни с той, ни с другой».  

Тогда как брат Роже настаивает на том, что невозможно откладывать примирение на будущее, Иоанн-Павел II говорит о процессе, созревании, называемое им «все более глубоким проникновением в тайну сопричастности —  Церковь в замысле Божьем». Но слова и Иоанна-Павла II и брата Роже не являются экуменической программой или стратегией. Они говорят о том, что уже существует, признавая то, что Бог творит уже в наше время. Признавая оба смысла: распознавание «нового, что явится» и признание его подлинности.

Подтверждения и непонимание

Мы получили тому явное подтверждение, когда 16 августа 2005 года брат Роже был убит в церкви в начале общей вечерней молитвы. В последующие часы и дни в Тэзе пришло столько соболезнований и слов поддержки со всего мира. Нас удивило то, как единогласно главы Церквей, Папа Римский, Патриархи Константинопольский, Московский, Сербский, Румынский, Архиепископ Кентерберийский и многие другие выражали свою благодарность, признательность и даже восхищение жизнью брата Роже.
 
Конечно, путь брата Роже не всегда понятен. Даже разгорелся спор о его церковной принадлежности. Вставал вопрос: в конечном счете, он протестант или католик. Этот вопрос или манера, с которой он преподносился, были болезненны, так как брат Роже отдал свою жизнь на то, чтобы преодолеть разделение, найти новый путь, пусть и тернистый, к сопричастности, а не к необходимости выбора церковной принадлежности. Но, так как его путь был новым и необычным, вполне понятно недоумение тех, кто считает, что уже не может быть ничего нового под солнцем.   

По сути, так было и на протяжении всей жизни брата Роже в Тэзе. Папа Римский сказал во время своего визита в 1986 году: «Я не забываю: в своем призвании – уникальном, необычном и даже в некотором роде провидческом, ваша община может вызывать удивление и встречать непонимание и подозрительность».
Но именно в этом мне видится подвиг надежды брата Роже. Было бы гораздо легче держаться в рамках, определенных логикой исторического развития Церквей и официальными экуменическими институтами. Но его любовь к Церкви и страсть к единению Тела Христова были слишком сильны. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник». (Ис. 62, 1). Он любил и это место из Книги пророка Исайи. Ради любви к святой Церкви, Телу Христову и неповторимой сопричастности, он не мог бездействовать.
 
Дерзновенное начинание брата Роже могло быть утрачено, как это случалось с другими благородными инициативами объединения христиан. Я уже подчеркивал, что он не стремился к возвращению прошлого. Но охотно опирался на предшественников. Он любил говорить о вере Церкви больше, чем о своей собственной. Он написал эту молитву: «Иисусе, радость моя, надежда моя, жизнь моя, не смотри на грехи мои, но на веру и доверие Церкви Твоей. Как и свидетелям Твоим во все времена, начиная с апостолов и Марии и до всех верующих сегодня, даруй мне пребывать в доверии тайне Веры». («У источников Тэзе», 2001, с. 83)  
 
И, наверное, традиция монашества и ежедневный подвиг братской любви давали силы и питали брата Роже и всю общину в поиске приближения к святости Христа, Который есть сопричастность. 

И настанет мир

Следя на притяжении многих лет в русле экуменического движения, брат Роже иногда разочаровывался. Однако он не терял надежды на единение. Постепенно он стал выражать ее по-другому: скорее не призывая, а указывая на Христа, Который есть сопричастность. До конца жизни его любимым выражением оставалось «быть в сопричастности».
  
В конце каждого года для Европейских встреч молодежи, которые Тэзе организовывает с 1978 года в одном из европейских городов, он писал свои размышления, «Письмо» на следующий год. Последнее, законченное им самим письмо называется «И настанет мир». Оно было написано в 2004 году и распространено на Европейской встрече молодежи в Лиссабоне. В этом письме брат Роже замечает, как, несмотря на историческую разобщенность, многие христиане «не откладывая это на будущее, нашли общность между собой там, где они живут, просто и скромно».
 
Христиане из разных церквей, которые имеют общение друг с другом просто и скромно — это реальность. Мы проживаем этот опыт каждый день в Тэзе, как среди братьев, так и с тысячами молодых и более старших людей, приезжающих на встречи. Чтобы охарактеризовать эту самую реальность, брат Алоис, новый настоятель Тэзе, написал в «Письме из Калькутты» (письме для Европейской встречи 2007 года): «Когда мы вместе поворачиваемся ко Христу, когда мы собираемся в общей молитве, Дух Святой нас уже объединяет.» 
 
В письме «И настанет мир» брат Роже констатирует: «Однако на протяжении своей долгой истории христиане испытали бесчисленные удары: разделения возникали и среди тех, кто молился одному и тому же Богу любви. Восстанавливать былое общение нужно без промедления, сегодня, уже невозможно бесконечно откладывать это на потом, до конца света. Сделаем ли мы все, что возможно, ради пробуждения в христианах духа сопричастности?»
 
Когда мы готовим встречи молодежи вне Тэзе, часто ощущаем, что общность уже осуществляется. Приезжаем в город, у нас ничего нет, мы все готовим вместе с местными приходами и христианскими общинами. Мы посещаем приходы, молимся вместе. И очень скоро удивляемся, что христиане, как писал брат Роже, «нашли общность между собой там, где они живут, просто и скромно».
 
И брат Роже добавлял: «Своей жизнью они хотят засвидетельствовать, что Христос – для многих, для всех. Они знают, что Церковь живет не для себя, но для всех, чтобы быть закваской, которая приблизит наступление мира». Поиск единства Церкви — это не проект в пользу христиан. Это поиск святости Христа, он служит обретению людьми мира Божьего.
 
Заключение

Брат Роже совершал добрый подвиг надежды до самого конца жизни. Он умер на вечерней молитве 16 августа 2005 года на своем месте среди братьев, окруженный детьми и молодежью. Многие вопросы остаются открытыми. Он не дал нам готовых ответов. Но его жизнь нас вдохновляет. Он открыл новый и неизведанный путь, каким бы узким он ни был, на котором мы уже можем иметь общение друг с другом.
 
Чтобы закончить, я бы хотел еще раз обратить внимание на стойкую надежду брата Роже. Он шел «от начала к началу», согласно словам Григория Нисского, к которому он часто обращался. Он черпал силы для своего подвига из близости со Христом,  отдавшим свою жизнь, Воскресшим из мертвых и пребывающим отныне и вовек с каждым человеком. Он иногда произносил эту молитву: «Иисусе Христе, в нашей жизни есть испытания и потрясения, но Ты говоришь каждому: даже если ты погружен в глубочайшее отчаяние, знай, Я, Воскресший, снисхожу еще глубже твоего отчаяния. А еще помни, что Я присутствую и в глубине светлой надежды».

Теги: