Господь явил Свою милость и удивительно сложил все обстоятельства в моей судьбе, шаг за шагом, день за днем незримо приближал меня к этому важному событию.

То, что начали происходить необычные вещи, заметила не сразу. Сначала неожиданно для меня возникла возможность преподавать уроки христианской этики во внешкольном учреждении Киева. Затем сфера моей деятельности на ниве духовно-просветительской работы стала весьма разнообразной. Важным событием и для меня, и для молодежи стал тематический цикл «За спасение нерожденных детей и сохранение семейных ценностей». По этой тематике много сотрудничала и со средствами массовой информации. Позже мне попала в руки книга известного хорватского медика, доктора Антуана Лисеца «За жизнь». Он католик, врач, описавший ужас детоубийства, пламенно призывавший людей проникнуться этой проблемой. Меня это очень впечатлило. Ещё больше тронул фильм американского доктора акушера-гинеколога Бернарда Натансона «Безмолвный крик».

Находка

Однажды на «5 канале» украинского телевидения, в передаче «На межі», снималась большая программа, направленная на профилактику абортов. Духовник благословил меня в ней участвовать. После завершения съёмок заболела. Выздоровев, очень хотелось уехать куда-нибудь в деревню, подальше от столицы. Поделилась с батюшкой: «Хочу на необитаемый остров»! И он познакомил меня с Леонидом, прихожанином, который любезно предоставил возможность отдохнуть в селе Чеберяки, что за 250 км от Киева, в Сумской области. Стояло лето 2010 года. Несмотря на бытовые неустройства, это был живописный уголок: с холмами, зарослями камыша и тихой речушкой неподалеку от хаты.

Тогда еще не знала, что попала в то место, где мне было суждено найти свою «жемчужину», а на вид это был обычный камешек.

Обращать внимание на камни я стала давно. На отдыхе в Карпатах, на берегу горной речки рассматривала, как быстрая вода оттачивала из них разнообразные замысловатые фигурки, узоры и сюжеты. Увиденный интересный рисунок на камешке, который сложился из форм и линий, сначала наводила карандашом, потом подчеркивала красками и оформляла в рамочку как картину.

И вот по привычке подняла и начала рассматривать одинокий камешек, лежащий возле старой сельской хаты на Сумщине. И неожиданно начала улавливать все четче и четче – в хитросплетении линий – явное изображение иконы. Это было, как вспышка, как озарение. Сюжет был вычерчен живыми природными линиями, где явно читались образы: Богородицы, Христа и ребенка, которого держал ангел. Как только пришло осознание, что вижу очертания новой иконы, последующим ощущением стало то, что это именно покаянная икона для всех, кто совершил грех аборта. Хотя многие годы я занималась этой темой, никогда бы не дерзнула по своему разумению создать нечто подобное. Но иногда просто приходила мысль о том, что такого образа в православии нет. А здесь увидела четкий, законченный сюжет и выстроенную композицию.

Это и есть тот самый камешек

Крохотное изображение нужно было быстро запечатлеть карандашом, поверх линий на камне, чтобы они «не затерялись». Вышла со двора за дом, где было светлее. Села прямо в траву на холме и начала обводить силуэты.

Пока рисовала и намечала мельчайшие детали, ушло ощущение времени. Увидела только, что глубокие сумерки покрыли всё вокруг. Даже стало непонятно, как могла улавливать все очертания линий до конца работы. После мне рассказывали, что подобные истории происходили и с теми, кто служил молебны на улице. Начиная читать при свете, молящийся до конца чтения каким- то непостижимым образом мог видеть и в темноте.

Реализация замысла

Уезжая домой, увозила с собой дивную, драгоценную находку с ясным знанием, что делать дальше. Нужно было перенести все увиденное на бумагу и сделать эскиз. Понимала, что прорабатывать сюжет красками на камне в данном случае нельзя. Камешек маленький и полноценной иконы в таком виде быть не может. Она должна быть написана на специальной доске, в цвете, величественна и прекрасна. Мысленно представляла все в деталях и в целом, и даже ее размер.

У меня был знакомый художник Юрий Сороколетов, давний друг молодости. Нужно было с ним поговорить и получить его согласие на предложение о сотрудничестве. С нетерпением ждала этой встречи. Я знала, что это большая, трудная работа. Она предполагала создание не просто копии, то есть списка с оригинала, а требовала высокого мастерства, тщательной проработки и знания канонов.

Юра сразу бескорыстно согласился сотрудничать. Он глубоко проникся темой. Позже объяснил, что когда мама носила его под сердцем, то хотела сделать аборт. Но чудом оставила беременность. И милостью Божией он появился на свет. Не случайно и в его жизни так сложились обстоятельства, что на каком-то этапе он, ранее занимаясь исключительно живописью, начал писать иконы и расписывать храмы.

Мы начали работу с благоговением и большим старанием, горячо молились, чтобы Господь помог нам.

Благословение Блаженнейшего

Готовый эскиз мы показали для благословения о. Владиславу (Софийчуку), настоятелю Свято-Макариевского храма в Киеве. Именно в этой церкви, благодаря многолетнему труду настоятеля, о. Георгию Едлинскому (1904-1988 г.), сыну священномученика Михаила Едлинского, существовала традиция принимать чин покаяния «Жен загубивших младенцев во чреве своем».

Батюшка передал прошение для рассмотрения и утверждения эскиза на комиссию в Киево-Печерскую лавру. Он был принят без замечаний. Также было дано благословение на создание иконы блаженнейшим Владимиром (Сабоданом), митрополитом Киевским и всея Украины. Образ получил название «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных».

Слева направо – автор статьи Татьяна, Юрий (художник), Александр

– Такого дара для нашего храма, никто не ожидал, хотя о явлении подобной иконы, церковь молилась на протяжении 40 лет, – сказал батюшка после этого.

Сюжет иконы говорил сам за себя. Богородица держит Христа, а ангел обнимает и прижимает к себе дитя. Христос протягивает руки, ещё мгновение… и мы представляем, как Господь возьмёт его. Именно на самом острие этого движения сюжет останавливается. Неведома и дальнейшая судьба души этого убиенного во чреве младенца. Господь не открыл посмертную участь их ни в Евангелии, ни в Предании. И важно, что в самом сюжете иконы не было проникновения дальше, чем это нам дано знать и никак не входит в противоречие с канонами Церкви.

О художнике

Каждого Господь ведет своей дорогой. Виден был промысел Божий – работа Юрия стала началом его пути к Богу.

Рос он в семье художников. Глядя на отца, начал рисовать еще ребёнком. Окончил институт и был принят в Союз художников. Создал много прекрасных картин. Сложилось так, что его друг попросил помочь расписывать храм. Это и было началом нового этапа в его творчестве. Естественно, соприкасался с церковной жизнью, таинствами. Начал исповедоваться и причащаться. Мало того, Господь являл во время работы чудеса. Как-то Юря рассказывал, что слышал ночью ангельское пение, когда писал фрески в церкви. В другой раз старинная Библия упала с «лесов» из-под купола, с большой высоты. Он ужаснулся, ведь брал ее в музее для работы, под свою ответственность. При его возгласе «Господи!» Вечная книга вдруг мягко опустилась на пол, не повредив ни единой страницы. Были и другие удивительные случаи.

Об иконе

Лики иконописец старался писать и выдерживать в строгом каноне. Ничто не копировалось. Образы «Скорбящей о младенцах во чреве убиенных» создавались на основе лучших образцов, начиная с византийской и заканчивая древнерусской монументальной и иконописной традиции.

Душа невинно убиенного младенца в утробе – это тоже собирательный образ. Богородица держит ребенка в своей руке. Его принёс Ангел, который нежно прижимает дитя к себе, утешая его, питая теплом и любовью. Другой рукой Матерь Божия держит Своего Божественного Сына. Он протягивает руки, чтобы взять дитя. Лик Пречистой Богоматери – скорбный. В скорби той – печаль о каждом ребёнке, которому не дали возрасти, не дали стать взрослым, не дали прожить на Земле. Он оказался кому-то ненужным. Кто-то взял на себя право принимать решение о его жизни.

На младенце повивальные пелены, которые обагрены кровью. Весь рукав Богородицы также просякнут кровью. Алые капли спадают с пелёнок. Они образуют поток невинной детской крови. При внимательном взоре внизу просматривается черепочек с пустыми глазницами. Он пронизан неким зловещим оружием, похожим то ли на нож, то ли на секач.

Прощание

Большая совместная работа над созданием иконы была закончена. Икону с мастерской, привезли мне домой. Какое-то время она находилась в квартире. За это время приходили к ней мои самые близкие родственники и друзья. Прикладывались, много все вместе молились. Это были очень светлые дни в моей жизни.

Но настало время расстаться с иконой. Сердце учащённо забилось, когда осознало, что завтра икону нужно принести в храм. Захотелось побыть в оставшееся время наедине с ней. Была ночь, тишина – и пришли неожиданные благодатные слёзы. Они ощущались, как награда. Несли в себе раскаяние и стыд, глубоко сокрушая сердце. Ощущалось необыкновенность этого момента. Вот она, завершённая Икона: осязаемая, видимая, прекрасная, дивно посланная нам Богом.

Эти несколько часов, проведённых возле иконы со слезами я бы сравнила с пребыванием на Святой земле, в Иерусалиме, у величайших святынь. Но в этом опыте было что-то новое, неизведанное. Душа как бы проникала к каждому святому образу на иконе и особо с ним взаимодействовала. Были, как никогда, дороги и близки, почти физически ощутимы образы Христа, Богоматери и ангела. И особенно в тот момент я остро начала чувствовать младенца, которого обнимал Ангел.

Ребёнок был мой! Тот, которого я не выносила, погубила, которого не целовала и не приложила к груди. Вот он в тёплых объятиях Ангела. А я?... Я в первый раз в жизни почувствовала жгучую потребность приласкать то мое неродившееся дитя. Согреть, покрыть любовью невинного мученика. Мой маленький дорогой, родной! Прости меня, грешную. Прости, говорила я, целовала дитя на иконе бесчисленное количество раз. Будто за все годы забвения изливалось на него моё материнское тепло и любовь. Моя душа чувствовала его душу. Ту, которая ушла вместе с его тельцем, так никогда и не увидев этого Божьего мира. Но сейчас он словно реально присутствовал со мной.

Когда я смогла оторваться от иконы, прошло несколько часов. Она вся была залита слезами. Я поняла, что притягательная покаянная сила, которая влекла меня к ребёнку, пришла в мою жизнь вместе с иконой. Появилось ощущение, будто происходит какое-то неведомое погружение вглубь сердца и вглубь иного бытия – того бытия, в котором живут наши неродившиеся дети. И был первый настоящий опыт встречи с моим ребенком. Пришло глубокое осознание, как велика потребность этих детей в нашей памяти, любви, покаянии и молитве.

Это покаянное чувство и жгучее непреходящее чувство вины ещё целый месяц сохранялось после «расставания» с иконой. Сейчас, после покаяния, скорби, отчаяния и боли пришло успокоение.

А когда я прихожу к ней в храм и прикасаюсь губами – чувствую, что оживаю. Через нее врачую раны и нахожу душевное равновесие. И только год спустя после покаяния пришло ощущение примирения с Богом и собой, наступило утешение.

Крестный ход

Востребованность иконы «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных» была просто потрясающая. Крестным, покаянным ходом люди шли с ней по всей Украине: с запада на восток и с севера на юг, осеняя крестом всю нашу страну. Крестный ход шел полтора года, а икона будила глубинное покаяние у тех, кто к ней подходил. За это время, по свидетельствам очевидцев, возле иконы происходили необычные случаи. Приведу лишь примеры.

Когда икону поставили для поклонения в одном из храмов, то неожиданно «заплакала» одна из рядом стоящих Богородичных икон. Второй случай: строитель, работая на кровле храма, вдруг заплакал, завидев издалека икону. Что это за икона и что было изображено на ней – он не видел. Сам не понимая в чём дело, спустился вниз посмотреть. А когда приложился к образу и узнал его название, признался, что грех аборта был совершен в их семье.

И у всех на пути она вызывала подобные покаянные чувства. Особенно горячо ее принимали женщины...

***

После введения во храм, 24 февраля 2013, пройдя Крестным ходом по Украине, икона вернулась в Свято-Макариевскую церковь, где находится и поныне.

Хочется передать всем мужчинам и женщинам, матерям и отцам, которые не дали родиться своим детям – приходите и прикладывайтесь к новоявленной иконе. И вы найдёте утешение. При этом не забудьте целовать и младенца, образ которого вмещает в себя невинно убиенных наших детей. Он – как укор и серьезное предупреждение всем нам: не повторять смертного греха и предупреждать об этом других.

Как-то к ныне покойному патриарху Сербскому Павлу пришли люди и с горечью стали спрашивать: почему Бог оставил Сербию, почему попустил «агарянам» занять исконные сербские земли, почему такая несправедливость? Патриарх ответил: «Дорогие мои, никакой несправедливости в этом нет. Мусульмане рожают детей, сколько Бог пошлет, не бросают своих стариков, и за одно это – за соблюдение заповедей “не убий” и “чти отца твоего и матерь твою” – Господь даровал им Своё благословение. У Бога нет лицеприятия. А за то, что сербы разрушают семьи, совершают массово страшный грех детоубийства, Господь отнял у них землю и отдал иноверцам». Есть о чем задуматься и нам.

Фото предоставлены автором статьи

Теги: