Латеранские соглашения: восемьдесят лет спустя

 
В 1929 году в Латеранском дворце в Риме Бенито Муссолини и кардинал Пьетро Гаспарри подписали пакет документов, которые вошли в историю как Латеранские соглашения. Трудно переоценить роль этих соглашений в новейшей истории Римско-католической Церкви. Именно тогда был создан современный город-государство Ватикан, а Римские папы получили новый политический статус, позволивший им существенно упрочить свои позиции во всем мире.


«Ватиканский узник»


Чтобы понять смысл и значение Латеранских соглашений, нельзя обойтись без краткого исторического экскурса. Особенностью развития Католической Церкви было то, что ее глава — Римский папа — еще с VIII века имел не только духовную, но и светскую власть. Папы возглавляли так называемое Папское государство (в литературе его также именуют Церковным государством или Папской областью) с центром в Риме, охватывавшее центральную часть Италии.

После того, как в XIX веке началось Рисорджименто –  движение за объединение Италии в единое королевство, над Папским государством нависла угроза. В революционном 1849 году в Риме вспыхнуло антипапское восстание, целью которого было лишить главу Католической Церкви светской власти. Однако тогда папе Пию IX удалось подавить бунт при помощи французской армии. В результате папа оказался в оппозиции не только к Рисорджименто в Италии, но и к общим либеральным настроениям, воцарившимся в Европе. Латеранские соглашения: 80 лет спустяОбъективная логика исторического процесса в конце концов привела к тому, что 20 сентября 1870 года войска Итальянского королевства взяли Рим. 2 октября был проведен всеитальянский референдум, на котором итальянцы высказались за  присоединение Рима к Италии. Таким образом, в 1870 году Папское государство прекратило свое существование. Несмотря на то, что итальянское правительство обязалось выплачивать папе компенсацию, эквивалентную доходу Церковного государства, и гарантировало ему полную свободу деятельности (включая свободные сношения с иностранными государствами, экстерриториальность папских владений, право на собственную гвардию и дипломатические представительства), Пий IX отверг предложенные ему условия договора с Итальянским королевством и объявил себя «Ватиканским узником». Итальянский король Виктор Эммануил II был отлучен от Церкви, хотя итальянцы как в XIX веке, так и ныне чтут его как национального героя. Новую государственную власть папа назвал «властью узурпаторов» и запретил католикам участвовать в политической жизни Италии (выбирать и быть избранными в парламент). Этот запрет действовал до 1919 года и был отменен лишь папой Бенедиктом XV.


Как следствие, результатом итальянского политического возрождения стала жесткая конфронтация между Итальянским королевством и Папским престолом, продлившаяся несколько десятков лет. Ненормальность этой ситуации заставляла многих итальянских политиков искать пути преодоления кризиса, но урегулировать конфликт удалось лишь после того, как в 1922 году к власти в Италии пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини.


«Посланник Провидения»

Как известно, ключевой идеей Муссолини было возрождение имперской римской государственности, ее славы и величия. Однако, несмотря на вполне определенные симпатии к языческому Риму, итальянский фашизм все же не имел такой подчеркнутой антихристианской риторики и идеологической направленности, как германский национал-социализм. Вскоре после прихода к власти фашисты стали заявлять о необходимости урегулирования отношений со Святым престолом и даже сделали практические шаги в этом направлении. В 1923 году в итальянских школах было введено обязательное религиозное обучение. Была также оказана крупная финансовая помощь Католической Церкви. Кроме того, высший совет фашистской партии призвал всех членов организации порвать с масонством, выступавшим за арелигиозный характер государства. Муссолини заявлял, что принцип отделения церкви от государства столь же нелеп, как отделение духа от материи, и декларировал необходимость вернуть итальянскому государству и итальянской нации католический характер. Все это создало благоприятную почву для переговоров со Святым престолом.Переговоры по «римскому вопросу» (то есть о восстановлении Папского государства) начались в 1926 году. Муссолини уже тогда выдвинул два принципиальных для него условия. Он требовал, во-первых, чтобы папа однозначно заявил о признании Итальянского королевства с центром в Риме, а во-вторых, чтобы к переговорам не привлекались другие государства, поскольку «римский вопрос» — это внутриитальянское дело.

Латеранские соглашения: 80 лет спустяЭти условия не вызвали принципиальных возражений со стороны папы Пия XI, и 11 февраля 1929 года в Латеранском дворце в Риме были подписаны соглашения, также получившие название Латеранских. В их состав входят два документа: Трактат (27 статей) и Конкордат (45 статей).  Со стороны Святого престола они были подписаны госсекретарем кардиналом Пьетро Гаспарри, а со стороны итальянского правительства — Бенито Муссолини.


Трактат создавал суверенное, независимое и нейтральное государство Ватикан с территорией в 44 гектара, расположенное на правом берегу Тибра в центре Рима. В первой статье Трактата католичество как религия подавляющего большинства итальянцев было объявлено государственной религией Италии. Другие статьи регулировали вопросы корреспонденции Ватикана с другими странами, создания телеграфных, телефонных и почтовых служб и сооружения железнодорожной станции на территории Ватикана, а также вопрос ватиканского гражданства. Ватикан, в свою очередь, признал Итальянское королевство под властью Савойской династии и Рим как его столицу. Италия также обязывалась выплатить Ватикану 750 миллионов итальянских лир и выдать пятипроцентные облигации на сумму в 1 миллиард лир в качестве компенсации за утраченный папой доход с земель Церковного государства.


Конкордат регулировал положение Католической Церкви в Италии. Он обеспечивал главе Католической Церкви свободное сообщение и переписку со всеми епископами; право епископов и кардиналов беспрепятственно поддерживать связь со всеми верующими; право епископов беспрепятственно обнародовать указы, письма, буллы и другие документы, исходящие из Римской курии. Монахи освобождались от воинской повинности (за исключением случаев всеобщей мобилизации), все остальные клирики могли быть призваны лишь в санитарные части. Органы государственной власти не могли требовать от служителей Церкви разглашения тайны исповеди. Представители гражданских властей не имели права входить в здания, предназначенные для богослужения, для выполнения своих обязанностей без предварительного согласия церковных властей.

Государство признавало праздничные дни, установленные Церковью. Определялся порядок назначения священников в государственные вооруженные силы. Предусматривалось изменение границ епархий в соответствии с государственными границами Италии и с границами ее областей. Церковные общины и монашеские объединения получали статус юридического лица. За церковным браком признавались те же сила и законность, что и за гражданским. В средней школе вводилось религиозное обучение. Дипломы богословских учебных заведений, утвержденных Святым престолом, признавались Итальянским королевством.


Латеранские соглашения были ратифицированы Палатой депутатов Италии 14 мая и сенатом — 27 мая 1929 года. Интересно, что после окончания Второй мировой войны и принципиальных политических перемен в Италии Латеранские соглашения не были отменены и в 1947 году были включены в конституцию Итальянской республики. Новый конкордат между Республикой Италией и Ватиканом был подписан лишь в 1984 году.

Латеранские соглашения: 80 лет спустяПосле заключения Латеранских соглашений был опубликован основной закон государства Ватикан. Согласно ему, в этом государстве вся полнота власти (законодательная, судебная, административная) принадлежит папе. Так что Ватикан — это самая абсолютная из существующих ныне монархий, теократическое государство. Большую часть территории Ватикана занимает дворцово-храмовый ансамбль. Здесь действуют почта, вокзал, аптека, радиостанция, гостиница «Дом святой Марты». Правом экстерриториальности пользуются Папские учреждения за пределами Ватикана.


Сегодня гражданами Ватикана являются около 1000 человек (это либо сотрудники Ватиканской администрации, либо лица, получившие гражданство Ватикана за особые заслуги перед Католической Церковью). Охрану и церемониальные функции по традиции выполняет швейцарская гвардия.


Договор 1929 года отвечал интересам обеих сторон. Ватикан получал государственный суверенитет и далеко идущее признание прав Католической Церкви в Италии, а режим Муссолини, решив «римский вопрос», приобрел моральный авторитет в глазах католиков всего мира. О Муссолини Пий XI отозвался как о человеке, «посланном Провидением» и сделавшем больше, чем его либеральные предшественники, а Конкордат он назвал одним из лучших из всех существующих. Впрочем, наличие конкордата не уберегло папу от целого ряда столкновений с Муссолини в 1930-е годы.


Уже 13 мая 1929 мая Муссолини в своей речи, посвященной подписанию Латеранских соглашений, заявил: «Мы не воскресили светской власти пап, мы ее похоронили; мы оставили ей ровно столько земли, сколько надо, чтобы она была раз и навсегда погребена». Вскоре по приказу Муссолини были распущены молодежные организации «Католического действия», а их руководители подверглись репрессиям, против чего активно протестовал Пий XI. Протесты папы вызвало также насилие в области воспитания молодежи, но учитывая, что членский билет фашистской партии для многих является условием устройства на работу, понтифик дал указание католикам при произнесении фашистской присяги делать мысленную оговорку: «Клянусь …, если это не коснется законов Божиих и Церкви». В 1938 году папа выступил с протестом против законопроекта о запрещении брачных союзов между арийцами и неарийцами. Но все же жесткого противостояния между Католической Церковью и Итальянским государством удалось избежать.


Так сколько же у папы дивизий?

Сегодня вряд ли кто-то станет отрицать важнейшую историческую роль, которую сыграли (и продолжают играть) Латеранские соглашения. И если для Итальянского государства эта роль была скорее сиюминутной и конъюнктурной (Муссолини укрепил свое положение в Италии, а возглавляемая им фашистская партия одержала убедительную победу на майских выборах 1929 года), то для Католической Церкви Латеранские соглашения имели куда более серьезное значение.

Подписав Трактат о создании, казалось бы, карликового государства, папы получили чрезвычайно важные приобретения. С 1929 года Римский папа — это вновь глава государства, а значит – самостоятельный субъект международного права и мировой политики. Папа, возглавляющий крупнейшую религиозную конфессию мира, по-прежнему свободен от политического подчинения властям иных государств. Через сеть своих дипломатических представительств во всем мире глава Католической Церкви может вести эффективный диалог с правительствами разных стран. Визит папы в любую страну мира осуществляется по протоколу визита главы государства, хотя нередко при этом решаются сугубо церковные задачи.


На постсоветском пространстве далеко не всегда осознается та роль, которую ныне играет Ватикан в мировой политике. Обыватель, обращая внимание, прежде всего, на внешние атрибуты микро-государства, упускает из виду его макро-возможности. В каком-то смысле наши соотечественники продолжают недоуменно задавать вопрос, произнесенный некогда И. В. Сталиным: «А сколько у папы дивизий?» Несмотря на то, что Ватикан не имеет своей армии, его международное влияние весьма существенно. Достаточно вспомнить, сколь высоким авторитетом в вопросах, касающихся Восточной Европы, обладал в мировом политикуме Иоанн Павел II.


Так что не будет преувеличением сказать, что Латеранские соглашения открыли новую эпоху в жизни Папства, которая длится и по сей день. Соглашения, подписанные в 1929 году, стали ярким проявлением многовековой традиции папской дипломатии, которая в самых разных политических условиях умела находить наиболее благоприятные для Святого престола способы решения возникающих проблем.

Теги: