Перевод с английского
Христианство и ислам неотделимы в Европе. Почти 5,5 млн мусульман живут во Франции, и предполагается, что их количество удвоится в ближайшие двадцать лет. Уже сейчас их больше, чем французских католиков, посещающих воскресную мессу.
Новый кафедральный собор был построен двенадцать лет назад в Иври, к югу от Парижа. Он известен как творение одного из наиболее знаменитых мировых архитекторов, швейцарца Марио Ботта. По воскресеньям собор наполовину пустует. А мечеть неподалеку не может вместить всех верующих. Имам мечети, Халил Меррун, утверждает: «католическая Церковь уже не может ощущать себя частью Европы. Совет, который я могу дать моим коллегам-католикам, таков: спросите самих себя, почему ваша вера уже не жива (ее покинула духовность)».

Даже в Риме, столице католической Церкви, есть следы такой дезориентации. В марте Папа Бенедикт XVI в марте нынешнего года посетил с визитом холм Трех свидетелей, приход на окраине Рима, где секуляризованный американский еврей Ричард Майер – еще один из когорты знаменитых архитекторов – спланировал и построил храм, являющийся непревзойденным ансамблем линий, поверхностей, света, но остающийся безмолвным там, где следует перенести живой эмоциональный импульс в реальность, а сакральное – в конкретное выражение земной и небесной церкви.
ПРОЯВЛЕНИЕ религии в социальной (публичной) сфере
Однако эта оппозиция представлена сегодня повсеместно, и в Европе тоже: везде, где совершается стремительный переход от религии к публичной сфере.
«Религия» здесь означает: католическая Церковь, возрожденная благодаря политической харизме папы Кароля Войтылы и теологическому профессионализму папы Бенедикта XVI; протестантские церкви американских евангелических течений; православная Церковь, с ее византийской моделью взаимозависимости трона и алтаря. Также это иудаизм, представленный как судьбоносная миссия Израиля – людей, страны, государства. Это и ислам, в котором вера, политика и священное право сливаются воедино, и в котором, как мы убедились сейчас, взаимодействие всех составляющих базируется на праве Корана. Актуальный и всесторонний пример такого консенсуса мы наблюдаем в Палестине.
Каждый может убедиться в ошибочности предсказания о приватизации религии. Но многим не хватает четкости мысли и смелости убедиться в этом в реальности.

Ситуация в Ираке может также служить примером. Саддам Хусейн принял волевое решение строить секулярное государство, очищенное от фундаменталистских верований, однако порожденная им атеистическая система копировала европейские модели нацистского толка и порождала кровавые репрессии против мусульман-шиитов и курдов. И, по контрасту, новая модель иранского государственного устройства с недавно утвержденной конституцией, является действительно секулярной. Примечательно, что политические параметры существования государства отображают все же нормы ислама (в публичной интерпретации), но с уважением к другим вероучительным принципам и религиозным традициям.
Существование политических образований с религиозными характеристиками не является лишь принадлежностью прошлого, они представлены во все мире и, очевидно, сохранятся в будущем.
Американская модель публичной демократии и широко представленного религиозного присутствия может послужить для кого-то вдохновляющим примером.
В Европе, где работает итальянская модель равенства секулярного государства и католической Церкви, с трудно идентифицируемым соглашением (конкордатом) между двумя центрами власти, такие соглашения заключаются с каждым религиозным течением.
Поэтому естественно, что страны с мусульманскими правилами будут развивать свою, подходящую именно им модель взаимодействия политики и религии.
Duae Civitates
Взаимодействие двух видов гражданства – сакрального и профанного, земного и небесного – это сущностная характеристика не только Церкви и христианства, и даже не западного мироустройства, где эти характеристики появились вместе с идеями Платона и Аристотеля.
Два этих греческих философа были первыми, кто предложил сопоставить способ организации человеческого социума с высшим, трансцендентным миропорядком, где действуют необожествленные «мировые силы», и таким образом освободить человека от рабства в его земном существовании.

Теория Августина – в основании пробиблейская – несет на себе глубокий отпечаток христианской культуры и истории. Однако она не ограничивается книгой. Она проявляется в архитектуре, произведениях искусства, и храмах.
Поэтому, возвращаясь к вышесказанному, повторю, что в современных церковных сооружениях ощущается утрата христианского – в их структуре, формах и «духе». И лишь немногие храмы, строившиеся век за веком в христианском мире, могут дать видимое доказательство сосуществования земного и небесного, двоемирия и «двоеградия».
Ярким примером такого храма может служить собор Монреале на острове Сицилия, построенный в ХІІ веке норманнскими королями, которые незадолго до этого освободили остров от мусульманского присутствия.

Кафедральный собор Монреале – это озарение, визуальное проявление «Града Божьего»: дом Божий, в котором все едино под абсолютной властью Бога: как небесный град, населенный ангелами и святыми, представленными в мозаиках, так и земной град человеческий, чьи жители – только временные странники на земле, и где христиане могут принести Благую весть тем, кто не просвещен, кто отрицает Бога как источник творения, то есть отрицает другой, высший мир, пребывая в граде диавольском. Как и Божий град, Церковь и земная, и небесная одновременно, и земной компонент будет присущ человеческому сообществу вплоть до Страшного суда. Поэтому взаимопереплетение политики и религии обусловлено парадигмой двоемирия.
Это парадигма, которая обращена не только к христианам и западному миру, но и к миру ислама – в надежде выявить, что есть общего, и чем отличаются христианство и ислам.
Чем же отличается ислам, и что стоит за его сакральной битвой за веру, целями которой являются не только Аллах и ниспровержение идолов, но и утверждение «уммы» – всемирного мусульманского сообщества, направленной против града диавольского, который составляют все не-мусульмане.
В это взаимопроникновение земного и небесного, присущее граду Божьему и концепции христианства, ислам вносит точки разрыва…
Продолжение следует
https://chiesa.espresso.repubblica.it
Теги:
MichaelWeP написал: