Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ

Перевод с английского

Часть І читайте здесь

С того времени, когда Мохаммед покинул еврейскую общину Медины, ислам мыслит сам себя как сообщество, которое будет постоянно гонимо на земле, будет постоянно в движении, поскольку таково его предназначение в земной истории.
Ислам по сути своей пророческое движение, поскольку в эпицентре его конкуренция (сражение) с внеположенным миром, в отличие от христианства, где пророк, священник, царь и творец Христос-Пантократор одновременное предлагает, тогда и теперь, себя как «хлеб насущный» в виде его тела и крови в Евхаристии.
Для ислама Мохаммед является величайшим и последним изо всех пророков, и его пророчество всегда в действии. Что касается христианства, то эра пророков закончилась, когда Сын Божий сошел с небес в ипостаси Иисуса.
Для христиан град Божий всегда присутствует в истории, однако, будучи неотделим от истории, он уже не может открыться во всей своей полноте, тогда как для мусульман проявление Бога в истории – несотворенное, вечное, неизменное слово – Коран.
Означает ли это, что в нынешней Европе, с ее более или менее христианским сознанием, нет места исламу? Ответ будет «нет», поскольку пространство для ислама есть. Оно тем более есть, поскольку, несмотря на конфликты и различия, ислам всегда был частью Европы, и одним из ее конституирующих элементов.
Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ Подтверждением этому может служить Мавританская арка на внешней апсиде собора в Монреале. Она находится в аркаде, в центре колоннады, колонны которой выполнены в арабском стиле, с имитацией пальмовых листьев. Величайшая исламская мечеть (на фото) в Кордове, построенная в VIII ст., напоминает колоннадой крепости романской архитектуры, и привлекает великолепными мозаиками в беспримесно византийском стиле.  Поэтому весь средиземноморский мир средневековья – и мусульманский, и христианский, стал общим наследником древнего Рима.
Глобальная Европа
Как цивилизация, Европа имеет настолько  широкие границы, которые мы можем себе лишь представлять сейчас, когда мы пробуем сопоставить их с политическими границами современного Европейского Союза.

Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ Европа, о которой первым сказал Геродот в V веке до Р.Х., вначале идентифицировалась с Грецией. Однако позже ее границы значительно расширились вследствие походов Александра (на фото) Македонского – вплоть до Центральной Азии и Индии. Это там родился эллинистический диалект «койне», как общий «сверхгреческий» язык. И Рим расширял свою империю через этот регион, включающий европейское и африканское побережья Средиземного моря, долину Нила, продвигаясь на восток к границам парфянского царства, на север – к Дунаю, Рейну и Альбиону.
Культура, порожденная европейской цивилизацией, была греко-римской культурой, позднее трансформировавшейся в греок-римо-христианскую. На Запад,е после нашествий варваров, она рождалась заново, с центром на севере, в империи Каролингов, которая позже самоназвала себя Священной Римской империей.
На востоке эта культура развивалась во Втором Риме, Константинополе, продолжившись в формах римо-христианской Византийской империи, породившей союз религии и политики, существующий (видоизмененным) и поныне.
Два Рима существовали до периода Великой схизмы, состоявшейся при патриархе Константинопольском и Папе Римском Кирилле и Мефодии соответственно. Этому предшествовало распространение христианства на славянский северо-восток. Это не было мощной географической экспансией, наоборот, тесная связь с местом рождения новой религии сохранялась, что позднее отобразилось в названии «Третий Рим», принятом Москвой в XVI в.
По сути, безотносительно к этой цивилизации, но еще не везде оппонируя ей, ислам родился и распространялся в VII в., завоевывал южное побережье Средиземного моря и Сицилию, поглощал Испанию, и вступил в противоборство с Византийской империей на востоке.
Порожденный этим разрыв коммерческих и культурных связей между обеими берегами Средиземья, охарактеризованный позднейшими историографами как пропасть между Мохаммедом и Шарлеманем – не изменяет тот факт, что обе стороны цивилизации, христианская и мусульманская, продолжали воспринимать и перерабатывать общее греко-римо-христианское наследие, которое германизировалось, славянизировалось в первом случае, и исламизировалось – во втором. Ислам, как свидетельствует история, невозможен без структуры, институтов и культурных особенностей греко-римо-христианства как общего фундамента, на котором он возник.
Естественно, ислам переподчинял и уничтожал процветающие церковные центры на христианском востоке и в Северной Африке.  Так было, когда он занял доминирующее положение в Испании, и когда пришел час уничтожения и руйнации папского Рима в 847 г. То же повторилось, когда были разрушены святее места Иерусалима, завоевана родина Ииуса, временно утраченная в результате Крестовых походов.
Так было, когда Константинополь был поставлен на колени в 1453 г., и столетием позже, когда состоялась битва при Лепанто, и еще позже, когда состоялась осада Вены.
В этот же период Европа была опустошена кровавыми войнами между ее же христианскими странами, поэтому ислам выступал как союзник того или иного королевства. Поэому на протяжении многих столетий ислам выступал как признанная сила вне европейских союзов и вне сферы публичного права.
И только много позже, в ХІХ веке, Оттоманская империя была полностью уничтожена, а европейская культура Нового времени очертила границы между цивилизованной Европой и деспотической, отсталой Европой, включающей Европу ислама и римо-католической церкви.
В тот же период, с начала XIX века, наблюдается зарождение мифа о прошлом «золотом веке», веке мирного поликультурного диалога между исламом и иудео-христианским миром, примеры чего наблюдались на Сицилии, в Испании, Багдаде.
Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ На самом деле это скорее легенда. Даже в Андалузии, во время царствования Альменидов, приснопамятных и восхваляемых, евреи и христиане были гражданами второго сорта и постоянно были унижаемы, а двое наиболее заметных представителей этого «золотого века» – иудей Маймонид и мусульманин Аверроэс (на фото), великий переводчик и толкователь Аристотеля – оба закончили свои дни в изгнании.
Европейский ислам
Отметим, что нынешний соблазн изгнать Турцию из европейского сообщества порожден необїъяснимыми причинами, которые постарался сформулировать Йозеф Ратцингер, еще будучи кардиналом.
Однако это изгнание может свидетельствовать об отрицании идеи о положительном взаимодействии ислама и христианства, а также перечеркнуть все недавние достижения взаимовыгодного сотрудничества.
Вот эти причины:
Минуло лишь несколько десятилетий, а не столетий, с резни армян и перемещения православного населения.
Прошло всего несколько десятилетий с того момента, когда евреи были изгнаны из арабских стран Магриба.
Прошло лишь несколько десятилетий, как многочисленные испанцы, итальянцы и французы были изгнаны из Алжира.
Прошло всего несколько десятилетий с того времени, как Александрия стала моноарабским мусульманским городом, а до этого была знаменитым центром космополитичной культуры, где греки и итальянцы сосуществовали с египтянами.
Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ Прошло лишь несколько десятилетий, как стремительно уменьшилось количество христиан в арабских странах Ближнего Востока, их уничтожали и вынуждали эмигрировать на Запад. И нельзя забывать о том, что произошло в конце ХХ века в бывшей Югославии, где крах цивилизаций, предсказанный Сэмюэлом Хантингтоном (на фото), стал осязаемым в конфликтах между католиками, православными и мусульманами,  массовых убийствах и уничтожении людей, виновных лишь в том, что они хотели сохранить веками установленные культурные и религиозные границы.
Конечно, не очень приятно сознавать тот факт, что радикальные исламские партии типа ХАМАС победили на выборах в Палестине. Однако, если посмотреть на это событие с определенной временной перспективы, и если не упускать из виду новейший переход религии в публичную сферу, то можно осознать что альтернативой исламскому радикализму не может быть «секулярный» ислам, вымечтанный многими западными интеллектуалами и государственными деятелями.
Этот «секулярный» ислам является излюбленным проектом авторитарных режимов, не имеющих будущего (например Сирии), либо некоторых секуляризованных авторов и бизнесменов, большинство которых покинуло свою родину и практически не имеет тесного взаимодействия с мусульманским миром.
Исторически, «секулярный» ислам с присущими ему глубиной и вдохновенностью вырос и возмужал в таком государстве, каким была Турция Кемаля Ататюрка. Однако этот период не был столь продолжителен, и теперь власть в Турции в руках правительства, состоящего из консерваторов, которые являются демократами лишь частично, но все они декларируют ярко выраженную религиозность.
Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ То же и в Палестине, где проигрыш ФАТХ – партии позднего Ясира Арафата – на последних выборах означал конец столь многообещающей «секулярной» власти,  чья система порождена устаревшими социалистическими и националистическими европейскими моделями. Победа ХАМАС означает, что эта партия будет восстанавливать ре-исламизированное общество. И этот триумф пришел через демократические процедуры, путем голосования. Однако демократия не ограничивается лишь процедурами. Это – культура, культура, порожденная индивидуальной свободой и свободным взаимодействием политики и религии. Поэтому НАМАС и другие неофундаменталистские партии сейчас на подъеме, поскольку большинство из них связаны с мусульманскими братствами, влияние которых усиливается через исламских иммигрантов в Европе. У них нет моделей управления разными и разнородными группами. Именно поэтому Европа является цивилизацией единения и разнообразия, объединенной греко-римо-христианскими основами, которые не исключают, а, скорее, включают ислам.
Исходя из этого, можно назвать два необходимых шага на пути интеграции мусульман в Европу настоящего и Европу будущего. Это – реформирование ислама изнутри, и это образование и просвещение.
Первый шаг очень труден, но возможен. Он труден потому, что Коран не эквивалентен Священному Писанию для христиан, он более эквивалентен Христу, Вечному Божественному Слову, сошедшему на землю. Поэтому мусульмане не рассматривают Коран как источник интерпретаций и адаптаций, как это происходит со Священным Писанием, которое было «божественным откровением», однако написанным человеческой рукой.
Однако он возможен, поскольку в мусульманском мире – как среди суннитов, так и среди шиитов, от Марокко и Турции до Индонезии –   сейчас есть те, кто изучает и практикует разные вариации Корана, некоторые из которых вполне пригодны для того, чтобы быть инкорпорированными в систему современной демократии. На встрече с бывшими студентами-богословами папы Бенедикта XVI в резиденции Кастель Гандольфо в сентябре прошлого года прозвучали мнения о наличии разных подходов к божественному откровению, присущих отдельным мусульманам.
Второй шаг на пути интеграции мусульман в Европу – просвещение, «революция в умах», о чем говорил папа Бенедикт XVI в Кельне, на встрече с представителями мусульманской общины Германии.
Христиане, ислам и будущее Европы. Часть ІІ После того, как в резких словах он осудил террористические акты, как такие «которые не доставляют удовольствия Богу», понтифик обратился к мусульманам с такими словами: «Вы являетесь проводниками мусульманских обычаев, подкрепленных верой ислама. Обучение – это средство, с помощью которого распространяются идеи и убеждения. Слова чрезвычайно важны в  просвещении. Вы, именно вы, можете сделать очень многое для формирования молодого поколения. Будучи христианами и мусульманами, мы должны вместе стать плечом к плечу перед вызовами нашего времени. Это именно тот межрелигиозный и межкультурный диалог, каким он видится папе Бенедикту XVI.
Он попросил «дорогих мусульманских друзей» объединиться в действии, «которое будет служить основополагающим нравственным ценностям, воспринимаемым нами через безошибочный, порой тихий, но ясный, голос совести».
Это голос, который обращается ко всем, и Понтифик верит, что он должен быть слышен всем и служить руководством для всех. Это голос, который призывает Европу вспомнить о ее собственной христианской идентичности, о том, что именно здесь родилась великая цивилизация, частью которой были и будут мусульмане.

https://chiesa.espresso.repubblica.it

Теги: