Миф, первичная структура функционирования культурной памяти и объяснения значений, характеризуется синкретизмом фактических и фантазийных, рациональных и несознательных элементов. Этот модус смещенной реальности провоцирует двойной стандарт в восприятии мифов: современная культура, являющаяся, по сути, гигантским механизмом мифотворчества, при этом дистанцируется от модальностей «условной истинности».современному человеку, воспитанному в традициях прогрессистского логоса, трудно примириться с мыслью о качественном тождестве модерных и первобытно-примитивных форм мышления. Поскольку рациональное практически неотделимо срослось в мифе с интенционально-эмоциональным и уже не поддается дистилляции, то миф оказывается вне конвенций «научного» дискурса.

Все ценности современной цивилизации, которые поверхностному взгляду кажутся основанными на рациональных предпосылках, могут быть осмыслены в контексте архаических мифов. Это относится к науке и технике (как магическим знаниям и предметам), средствам связи и информационным технологиям (как волшебным инструментам для контролирования действительности), производству и бизнесу (как обретению ресурсов для достижения высших ценностей), политике и обороне (как достижению особого статуса и неуязвимости).
Современное мифотворчество охватывает все сферы социальной жизни – научную, идеологически-политическую, художественную и проявляется особенно ярко там, где идеологические (культурные) группы осуществляют экспансию в массы, стремятся влиять и доминировать.
Выпуклое проявление такого мифотворчества наблюдается (и наблюдалось ранее) в области российско-украинских межкультурных и межгосударственных отношений. В консьюмеристской культуре, которая легко воспринимает и переваривает любые слова, приправляя их прагматическими смыслами, миф превратился в манипулятивную технику, дополнительное средство успешного продвижения товара, в том числе политического образа. Поэтому фигура гетмана Ивана Мазепы, как одного из наиболее репрезентативных субъектов российско-украинской геополитической конкуренции, обросла дополнительными мифологическими толкованиями, обогатилась новыми смыслами, причем как с украинской, так и с российской стороны. Отличие, по сути, лишь в антитетичности эпитетов и оценок.
Современное искусство и массовая культура как проявление новой мифологии нуждаются в соответствующем прочтении и дешифровке. А в процессе дешифровке ключевой выступает мифологема героя.
В данной публикации мы попробуем посмотреть на фигуру одного из наиболее одиозных (в хорошем понимании этого слова) персонажей украинской истории с точки зрения именно такой мифологемы.
Показательно особое, исключительное происхождение героя. В мифах это обычно родоначальник народа, первопредок, основатель царства. В случае Ивана Мазепы известно, что он был гетманом 21 год, и этот период можно рассматривать как основание нового типа государственности, с развитием культуры, архитектуры, просвещения. Именно Иван Мазепа, получивший блестящее образование эрудит и полиглот, выступал идейным вдохновителем первоначального варианта конституционного документа, известного позже под названием «Конституция Пилипа Орлика».

Очевидно, такой уход из привычного окружения, воспитание вне пределов привычного круга можно рассматривать как своеобразный обряд инициации. Наличие такого посвящения – обязательны атрибут любого героического мифа. Это может быть и временная изоляция, странствия в других землях и странах (в случае Мазепы – это Речь Посполитая). Примечательно, что во время этих странствий герой обретает как помощников, так и противников. Вероятно, в качестве последнего можно рассматривать обманутого мужа некоей красавицы-панянки, гнев которого стал непосредственным предлогом для отъезда Мазепы из Варшавы.
При этом в мифологическом повествовании изгнание (как альтернатива – ряд невыполнимых задач) мотивируются поступком героя (нарушение табу – в данном случае связь с замужней женщиной) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Герой часто нарушает запреты, что свидетельствует о его героической исключительности и достигнутой зрелости. Испытания могут принимать в мифе форму преследования, попыток уничтожения, герой может стать жертвой преследования, превращаясь в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть. Одно из преданий о юности Мазепы гласит, что обманутый муж приказал привязать юношу к крупу лошади, которая и принесла всадника в Украину. В том либо ином виде испытания являются основополагающим элементом героической мифологии.
Рассказ о необычном рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и прежде всего об особенных испытаниях, различные перипетии героических детства и отрочества составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию героических подвигов, оказывающих громадное влияние на социум, и даже на мироустройство в целом.
Биографическое «начало» в мифе принципиально соотносимо с космическим «началом» в мифах космогонических либо этиологических. Отличие состоит в том, что упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, которая превращается в героя, призванного служить своему социуму и способного на дальнейшее поддержание космического порядка. Или же, в отдельных случаях, превращается в антигероя: в ситуации с гетманом Мазепой он выступает как антигерой, воплощение предательства для идеологов и пропагандистов российской имперской политики. Поэтому так важно проследить, как выстраиваются мифологемы (а именно архетип героя) на примере современных политических реалий. Ведь на примере Мазепы мы можем наблюдать, как проводится активная и кропотливая работа по «привязке» мифологемы к определенному уровню «нужд и потребностей» общества, когда по одну сторону баррикад он – «украинский» Иуда, олицетворение предательства и двуличия, а по другую – государственник, меценат и радетель. Такой водораздел тоже оправдан логикой мифа, где невозможность личного бессмертия для героя компенсируется подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героя преимущественно имеет драматический характер; усиливается идея страдания героической личности и подчеркивается бесконечность преодоления испытаний и трудностей. Мы и сейчас можем наблюдать эту бесконечность, ведь личность Ивана Мазепы до сих пор вызывает множество разногласий, его героический подвиг поддается сомнениям, а созданный им тип мироустройства подвергается нападкам хулителей. Однако хочется верить, что личность, поступки и свершения гетмана Ивана Мазепы все-таки будут очищены от наносной шелухи, подобно тому как под резцом творца бесформенная каменная глыба превращается в прекрасное мраморное изваяние.
Ведь миф – это не только то, что, на рациональный взгляд, является полуправдой, преувеличением, опережением событий. Это то, что с эмоциональной точки зрения является правдой. Ведь на сознательном уровне потребитель информации стремится к «объективности», а подсознательно хочет эмоциональной, а не логической правды.
Теги: