На болотистых землях юго-восточной Белоруссии, на границе с Украиной, в деревеньках и малых городах проживали люди с фамилией, которая именовала их род занятий: сеятели – Севбо – Севба. Только сеяли они не рожь и пшеницу, а Хлеб Жизни: духовное просвещение и веру Православную. Все эти Севбо не были роднёй по крови (или были очень дальними родственниками), но были они братьями по вере и духу, их роднит жертвенное служение и одинаковая Севбова Голгофа.

Сеятели слова Божия. Судьба людей одной фамилии

Об одном из них недавно создан на ТРК «Глас» короткий телефильм «Крестный путь священника Ивана Севбо».  Мне довелось принять участие в его создании. Началом всему послужила короткая справка из Интернета вот она:

https://lists.memo.ru/d29/f374.htm

Севбо Иван Иванович

Родился в 1865 г., с. Дворяниновичи Бобруйского р-на Могилевской обл.; белорус; образование среднее; безработный. Проживал: Могилев.
Арестован 2 марта 1938 г.
Приговорен: "тройка" 14 марта 1938 г., обв.: 72, 76 - Участие в к/р кулацкой организации.
Приговор: ВМН, конфискация имущества. Расстрелян 22 апреля 1938 г. Место захоронения - Могилев. Реабилитирован 2 сентября 1961 г. Могилевским областным судом.

Источник: Белорусский "Мемориал"

За «справкой», разумеется, стояло ДЕЛО о расстреле; его копию мне, внучке священника Ивана, прислали из КГБ города Могилёва (Белоруссия).

Сеятели слова Божия. Судьба людей одной фамилии

Уже после выхода фильма на экраны что-то подтолкнуло меня снова заглянуть в Мемориал и Мартирологи. Хотелось узнать, кто же там ещё упоминается с этой не очень распространённой фамилией.  Вот что я обнаружила – просто приведу краткие сведения.

https://churchby.info/rus/593/

Севбо Павел Николаевич [1883, д. Телуша Бобруйского пов. Минской губ., теперь Бобруйский р-н Могилевской обл. — 14.3.1938, Минск, тюрьма НКВД], Священник. Закончил духовную семинарию, рукоположен во иереи. Служил в Могилевской епархии. Арестован 10.12.1937 в д. Хорошее Бобруйского р-на. Осужден 16.2.1938 с рядом активных прихожан тройкой НКВД за «антисоветскую деятельность» и «участие в контрреволюционной кулаческой организации» к ВМН с конфискацией имущества. Расстрелян. Реабилитирован 23.4.1960 Могилевским обл. судом. Групповое дело № 7017-сн хранится в архиве УКГБ Могилевской обл.  Об о. Павле многое рассказали его родственники, живущие в Бобруйске. Он долгое время работал учителем, уже тогда стараясь привить детям любовь к православной вере и Церкви. Став священником, много раз обличал Советскую власть, за что неоднократно арестовывался, однажды был заключен под стражу на три месяца. Перед арестом отказался отречься от священного сана. Под следствием находился три месяца, от него добивались оговорить прихожан для создания «антисоветской группы». Но в случае о. Павла «контрреволюционную организацию» следователям создать не удалось.

(Официальный сайт Бобруйской епархии. Из материалов к канонизации «Гонения на православную церковь в восточной Белоруссии»)

https://www.memorial.krsk.ru/martirol/se_sem.htm

СЕВБА (Севбо) Владимир Иванович. Род. в 1888 (1886) в с. Пасево-Слобода Бобруйского уезда Могилевской губ. Русский, образование начальное. В 1923 осужден на 3 года, наказание отбыл. Проживал в с. Ермаковское КК. Заведующий столовой Шушенского сельпо. Арестован 05.06.1938 по делу Ратникова Н.Н. (10 чел.), с 01.08.1938 в Ачинской тюрьме. Обвинение в КРО, КРДД, во вредительстве. Дело прекращено 27.09.1939 Ачинским РО НКВД за смертью в апреле 1939 (в тюремной больнице). Реабилитирован 14.03.2004 прокуратурой КК (П-16716).                    Мартиролог

https://lists.memo.ru/d29/f374.htm 

Севбо Анатолий Николаевич

Родился 27.12.1904, г. Логойск Минской обл.; белорус; образование высшее; заведующий, Смолевичская неполная средняя школа. Проживал: Минская обл., Смолевичский р-н, м. Смолевичи, ул. Советская, 36.
Арестован 6 февраля 1935 г.
Приговорен: судебный орган 11 мая 1935 г., обв.: 72а, 76 УК БССР - к/р деятельность.
Приговор: 10 лет ИТЛ, отбыв.: Братлаг НКВД, освоб. 30.10.1946. Реабилитирован 24 июля 1957 г. Президиум Верховного Суда БССР

Источник: Белорусский "Мемориал"

Гораздо больше сведений сохранилось ещё о двух священнослужителях: протоиерее Иване Николаевиче Севбо и Архиепископе Стефане – Семёне Иосифовиче (Ивановиче)  Севбо.

В белорусском блоге  https://svetlahorsk.belarda.org/blog/rss/ 21 января 2008 года была опубликована статья Алега Белаго «Севбова Голгофа. Рождённый священнослужителем».  Ниже мы приведем отрывки из этой публикации.

Итак, Севбо Иван Николаевич родился 12 апреля 1880 году в селе Телуши Бобруйского уезда Минской губернии. Согласно документам, Ивана Севбо крестили 22 апреля в Телушенской Свято-Троицкой церкви. Отец его, Николай Павлович Севбо, служил псаломщиком в этой же церкви, а мать Варвара Мартыновна работала учительницей. Иоанн Севбо пошел по стопам своего отца и в 1903 году окончил курс наук Минской духовной семинарии. 6 августа 1903 года был рукоположен в священники и назначен в деревню Якимова Слобода. В православный Якимовослободской приход входили жители деревень Боровики, Василевичи, Ляды, Забродье, Доброгоща, Старина, Сельное, Подхвоев, Затон, Обольцы, Александровка, Самараж, Хутор Боровиковский, Хутор Василевичский. Из документов известно также, что священник Иоанн стал  преподавателем закона Божьего и церковного пения в местном духовном училище, а в 1913 был рукоположен в протоиереи.

Его крестный путь начинается позднее. В двух выписках из уголовных дел за 1931 и 1933 года, хранящихся в архивах УКГБ по Гомельской области (арх. №18405-с и арх. №17155-с), упоминается, что священника Ивана Севбо арестовывали несколько раз. Так, в одном из дел 1931 года содержатся сведения, что Иоанн Севбо был осужден в 1929 году на один год принудительных работ «за невыполнение хлебозаготовок» и «лишен права голоса, как служитель культа». Но в 1931 году он проходит по делу так называемого «Союза Русского народа», как организатор созданной в деревне Якимова Слобода «контрреволюционной антисоветской группировки». В списке обвинений Иоанн Севбо предстает в облике распространителя «провокационных ложных слухов о скором падении Советской власти, гибели колхозов...». К тому же он заклеймён как «противник коллективизации в деревне Якимова Слобода».

Ивана Севбо обвиняют во «вредительстве Советской власти» и 28 сентября 1931 года по ст. 72 УК БССР дают пять лет концлагерей. Первоначально Иоанн Севбо  отбывал наказание на станции Потьма Тамбовской губернии, потом в г. Мариинске. Затем был послан на сталинскую «стройку века», из которой мало кто возвращался в живых, – строительство Беломоро-Балтийского канала. Попал священник на знаменитую станцию Шабань, где работал до 1932 года, а потом был переброшен на Московско-Волжский канал. Последними в этой тюремной ходке священнослужителя значатся города Пермь и Красный Вишер. В итоге, в начале июля 1933 года бывшего священника Иоанна Севбо досрочно освобождают. Он заработал порок сердца, болен цингой и страдает острым малокровием.

Всего лишь три месяца – с июля по сентябрь – Советская власть дала свободно подышать хронически больному, фактически находящемуся при смерти священнослужителю Иоанну Севбо. 19 сентября 1933 года он опять попадает под арест группы лиц так называемой «секты ионитов» – последователей Иоанна Кронштадского. Всего по делу проходят 16 человек. Здесь Севбо назван «руководителем секты актива деревень Чирковичи, Расова, Здудичи Паричского района», существующей будто бы с 1906 года. Иоанну вменяется в вину, что он вместе с членами «секты» «проводил антисоветскую деятельность за развал колхозов и невыполнение заданий по заготовке, недопуску вступления в колхозы». Священнослужителя отца Иоанна осуждают 29 ноября 1933 года по ст. 72,76 и 118 УК БССР на пять лет в исправительный трудовой лагерь.

В 1941 году, по прошествии 8 лет священник неожиданно появляется в деревне Якимова Слобода на оккупированной фашистами территории. Как батюшка смог вернуться живым после столь долгих скитаний по лагерям – остается загадкой. Можно предположить, что его «освободили» немецко-фашистские войска. Умер он 15 декабря 1941 года. Священник Иоанн Севбо был похоронен в алтаре церкви Святителя Николая на престольный праздник Святителя Николая.

9 июня 1989 года и 29 апреля 1990 года прокуратура Гомельской области пересмотрела уголовные дела 1931 и 1933 годов, по которым проходил священник Иоанн Севбо и реабилитировала его посмертно. Следует отметить, что ни по одному из уголовных дел Иоанн Севбо не признал себя виновным.

Несколько лет назад останки священника были перезахоронены у восточной стены крестильного храма Преображения Господня…

И вот, наконец, одна почти «счастливая» судьба – всего 16 лет заключения, зато потом ещё 25 лет жизни:

https://zarubezhje.narod.ru/rs/s_060.htm 

Архиепископ Стефан (Севбо Семен Иосифович (по другим сведениям - Иванович)) (1872 - 1965)

Родился 17/30 апреля 1872 г. в д. Телуша под Минском. Окончил Минскую духовную семинарию (1894). В 1896 г. был рукоположен в священника, служил в Минской епархии. Протоиерей. Почти 30 лет служил благочинным в мест. Раково (Западная Белоруссия). Около 1913 г. овдовел. Боролся против автокефалии Польской Православной Церкви. В 1924 г. был арестован и до 1940 находился в заключении. После освобождения в 1940 г. присоединился к Автономной Белорусской Православной Церкви. В 1942 г. пострижен в монашество. После возведения в сан архимандрита в 1942 г. г. хиротонисан в Минске во епископа Смоленского и Брянского Белорусской Православной Церкви. В 1944 г. эвакуировался в Германию. В 1946 г. назначен Архиепископом Венским и Австрийским в  юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и переехал в Австрию. Архиепископ Венский и Австрийский (1946). Проживал в г. Зальцбург (Австрия). Скончался 25 января 1965 г. в Зальцбурге, где и погребен.

Сеятели слова Божия. Судьба людей одной фамилии

Фото архиепископа Стефана (Севбо)

Я задаю себе вопрос: что, фамилия «Севбо» предопределяла судьбу этих людей? Или место рождения? Или и то, и другое? Быть может, коммунистические службы безопасности ставили своей целью извести этих сеятелей? Что ж, цель в определённом смысле была достигнута: физически  эти люди были уничтожены, как и миллионы других. А вот ПАМЯТЬ…она неистребима. Мы извлекаем из забвения наше прошлое, чтобы очистить настоящее, чтобы, упаси Бог, ничего подобного не повторилось. Вечная им память!

Теги: