Прочитав Ваш комментарий для УНИАН-Религии и не имея возможности иным образом донести до Вас свое мнение, решил обратиться к Вам с этим открытым письмом.

Меня сильно удивило то, что, по Вашему мнению, «последние заявления представителей этого объединения (т.е. Киевского Патриархата – авт.) говорят о неготовности к диалогу». Более того, «для РПЦ необычно слышать заявления, которые направлены якобы на мир и объединение, однако, демонстрируют неготовность к диалогу. Говоря об объединении, они (т.е. мы – авт.) ничего для этого не делают, их слова несут лишь разделение. Нам всегда очень досадно слышать и читать подобные заявления представителей так называемого Киевского Патриархата». Вы подчеркиваете, что для конструктивного диалога «необходимо отсутствие агрессии» со стороны Киевского Патриархата.

Хотел бы напомнить Вам, что и Предстоятель Киевского Патриархата, и соборные органы управления Церкви неоднократно обращались к Московскому Патриарху и иным инстанциям Московского Патриархата с разнообразными предложениями относительно путей преодоления существующего в Украине церковного разделения. НИ НА ОДНО из этих писем и обращений от Московского Патриархата не было получено никакого ответа. Пусть даже формального – но все же ответа. Так кто же из нас не желает диалога?

Нас обвиняют, в том числе и Вы, уважаемый Владимир Романович, в излишней политизированности. Так ли это – не мне тут судить, так как мое мнение все равно может быть названо субъективным. Но позвольте заметить, что только не интересующиеся не знают о тесном взаимодействии между некоторыми ответственными лицами Московской патриархии и такими символами «политического православия», как Кирилл Фролов в России и Валерий Кауров в Украине. Только слепые не видят, как через РПЦ Российское государство решает в Украине вопросы своей политики.

Однако не на это я хотел бы обратить Ваше внимание, а вот на что. За последние три года Киевский Патриархат трижды обращался к Патриархату Московскому по одному и тому же, СОВЕРШЕННО НЕ ПОЛИТИЧЕСКОМУ вопросу, а именно – по вопросу необходимости прекратить практику так называемых «повторных крещений». Согласитесь, что вопрос этот не политический, а сугубо богословский и канонический.

В наших обращениях 2007, 2009 и 2010 годов приводились многочисленные аргументы, доказывающие, что практикуемое в Московском Патриархате отрицание крещения тех, кто принял его в Киевском Патриархате – нарушает Символ Веры и догматы, антиканонично, противоречит историческим прецедентам и собственным документам РПЦ. Все три наших обращения остались без какого-либо ответа. Что, очевидно, свидетельствует – многочисленным российским богословам и канонистам попросту нечего ответить. Аргументировано оправдать совершаемое беззаконие они не могут, а прекратить его – не хотят. Вот и получается ситуация, схожая с евангельской – на вопрос Спасителя о том, откуда было Иоанново крещение, книжники отвечают: «Не знаем». А представляемая Вами Церковь вообще молчит.


Вы упрекаете нас в отсутствии готовности к диалогу. Однако именно с нашей стороны были написаны десятки обращений в адрес Московского Патриархата с призывом начать продуктивный диалог. В ответ на них мы многие годы слышали лишь одно – покайтесь, и возвращайтесь в лоно РПЦ. Если бы, например, митрополит Никодим (Ротов) таким образом в свое время вел диалог с Американской митрополией, то общения между двумя Церквами не было бы до сих пор. Или, может быть, в таком тоне Московская патриархия, желая достичь единства, обращалась к РПЦЗ?

Можно возразить, что менее года назад произошло удивительное и наши многочисленные обращения были наконец-то услышаны – не столько в Москве, сколько в Киеве. Были созданы две группы для подготовки к диалогу, прошла первая встреча.

Однако, 2 октября 2009 г. мы встретились в Лавре, а уже 9 октября один из основных участников этого процесса, руководитель ОВЦС УПЦ архимандрит Кирилл (Говорун) был отозван из Киева в Москву на должность первого заместителя главы Учебного комитета. Что и нами, и в УПЦ МП было воспринято, как знак очевидного неудовольствия результатами встречи и демонстрация того, что продуктивный диалог Московской патриархии не желателен. После этого становится понятным, почему, при отсутствии официального прекращения подготовки к диалогу, нет и реальных сдвигов в его осуществлении – не находится желающих брать на себя ответственность за последствия и повторить судьбу архимандрита Кирилла.

Уважаемый Владимир Романович! Если Московский Патриархат выступает за конструктивный диалог, почему Патриарх Кирилл не высказал публичной поддержки конкретно этому благому начинанию? Почему, без всякой очевидной необходимости, отозвал в Москву архимандрита Кирилла? Мы видим абстрактные призывы к «любви и миру» вообще – но что для их достижения Московской патриархией сделано конкретно?

Единственное, что мы видим – настойчивый поиск в наших рядах тех, кого посулами можно перетянуть на свою сторону и объявить «покаявшимися раскольниками». Только находят их – и будут находить – не больше, чем Синедрион нашел предателей среди апостолов. «Униатизм» – не путь к церковному единству, и Вам это прекрасно известно.  

Вместо поддержки диалога все видят множество знаков внимания, оказываемого из Москвы именно его публичным противникам – митрополиту Агафангелу, архиепископу Ионафану, епископу Евлогию, Василию Анисимову и другим. Могут ли после этого восприниматься, как искренние, СЛОВА Патриарха Кирилла, опровергаемые его ДЕЛАМИ?

Вы говорите об агрессии со стороны Киевского Патриархата. А в то же время Ваш коллега, представитель Одесской епархии, настойчиво предлагает государству силой и принуждением уничтожить Киевский Патриархат. Ему все кажется простым – достаточно снять Киевский Патриархат с государственной регистрации, отобрать силой наши храмы, и «раскол прекратится, развеется как дым». Разве это – не агрессия?

Осмелюсь напомнить Вам, что не наш Предстоятель изгонял с кафедры и анафематствовал Вашего, а наоборот. Не наши верующие пытались избить Вашего владыку в Мариуполе в 1999 г. и в Одессе в 2004 г. Не наш Патриарх в прошлом году в Святогорской лавре говорил о «проклятии», которое постигает народ, «поддерживающий раскол».

Многие в Московском Патриархате кичатся свой «каноничностью» и «благодатностью». Но забывают об элементарных заповедях Спасителя – как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и добро творите ненавидящим вас. Так проявите все это в отношении нас – ваших единоверцев!

Ваш Предстоятель находит время и возможность для встреч с католическими кардиналами, протестантскими пасторами, иудейскими раввинами и мусульманскими муфтиями. Только для встречи с иерархом, который его рукополагал в епископский сан, у него нет возможности. Этому можно найти множество оправданий – но прав тот, кто сказал: «Кто хочет, тот ищет возможность, кто не хочет – тот ищет оправдание».

Читая Ваш комментарий я понял, что Вы, как и множество россиян, живете в плену мифов в отношении Украины. Вы говорите о каких-то чиновниках, отрабатывающих установки, и множестве наших «простых верующих», которые якобы «думают иначе». Извините, но мне вспомнилось выступление по радио Михаила Горбачева, который в ноябре 1991 г., за неделю до референдума о независимости Украины, уверенно говорил о том, что «в душе все украинцы за обновленный союз». А 1 декабря более 90% проголосовали за независимость.

Поймите, наконец, что миллионы православных украинцев не «обмануты пропагандой», не «принуждены властями» – они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО желают иметь автокефальную, Поместную Православную Украинскую Церковь. И это желание вызвано их внутренним убеждением, а не установками чиновников.

Обратите внимание на такой красноречивый факт – в наших церквях никто и никогда не запрещал верующим ходить в храмы Московского Патриархата, в то время как в храмах Московского Патриархата практически повсеместно запрещают ходить в наши храмы. Мы, в отличие от оппонентов, не держим свою паству страхом и даем полную свободу выбора. Но верующие от нас не уходят – хотя имеют все возможности сравнить нашу и Вашу конфессии, слышать, что проповедуем мы, и что проповедуют у вас…

В завершение хотел бы пару слов сказать о «русском мире». Эта концепция, а точнее – дискуссии о ней, напоминают мне споры об экуменизме, под которым, в зависимости от обстоятельств и собеседников, каждый может понимать различные вещи – от простого сотрудничества конфессий до слияния в единую «супер-церковь». То же и с «русским миром»: в Москве его выгодно преподносить, как геополитическую концепцию, реализовать которую помогают такие солидные институции, как МИД РФ и фонд «Русский мир», а в Украине можно говорить, что это лишь концепция «духовного единства».

Я нисколько не отрицаю близости украинцев и россиян, нашего духовного родства, общих страниц нашей сложной истории. Но есть принципиальная разница между духовным единством и единством административным. Наличие Поместных Церквей разных народов не разрывает духовного единства Церкви Христовой. Так почему же нам упорно, на протяжении многих лет твердят, что автокефалия, т.е. АДМИНИСТРАТИВНАЯ независимость Киевской Церкви от Московской, означает разрыв ДУХОВНОГО единства? Зачем подменять единство ЦЕРКВИ, единством ее АДМИНИСТРАЦИИ?

По моему глубокому убеждению для того, чтобы восстановить духовное единство русского и украинского народов, Москве следует признать Украинскую Церковь автокефальной – как, например, Константинополь в свое время признал автокефалию Церкви Эллады, чем не разорвал, а укрепил единство церковного эллинизма. Тогда прекратилось бы церковное разделение в Украине, а все украинские православные обрели бы полноценное духовное единение с русским и другими православными народами. Единение во Христе, хотя и не под властью Московского патриарха. Ведь призвание Церкви – не ВЛАСТВОВАТЬ над народами и «каноническими территориями», а СЛУЖИТЬ своей пастве. Пока же, к прискорбию, мы видим от Москвы лишь множество примеров желания над нами властвовать, и очень мало – послужить.

Искренне надеюсь, что это письмо послужит лучшему пониманию Вами, уважаемый Владимир Романович, реалий украинской церковной жизни и нашей позиции по многим болезненным вопросам. Верю в то, что не так уж далек тот день, когда Русская Церковь признает очевидное, согласится на автокефалию Украинской Церкви. И тогда все прошлые нестроения останутся лишь воспоминаниями и предметом изучения для историков.

З уважением и пожеланием успехов,
Ваш коллега –

Епископ ЕВСТРАТИЙ,
глава Информационного управления Киевской Патриархии

P.S. После просмотра фильма «Царь» и прочтения книг святитель Филипп Московский стал одним из любимых мною святых. Несмотря на то, что он Московский. Также почитаю и святителя Тихона – несмотря на то, что он был против автокефалии Украинской Церкви. И письмо это написал на русском языке, которым владею вполне свободно. Так что и я не чужд «русского мира». Но только не политического, трете-римского, а исключительно духовного. Желаю и Вам понять и полюбить Украину такой, какая она есть на самом деле!

Сайт УПЦ КП

Теги: