Антон Дробович

«Исповедь» Блаженного Августина относится к древнему жанру «истории обращения», который со временем стал одним из источников классической агиографии (жития святых) и жанра автобиографии. В серии «Азбука-классика» (pocket-book) это произведение вошло в классическом переводе (1978 года) с латыни на русский М. Сергиенка. Хотя на сегодняшний день существует более новый перевод (2008 года) на русский Л. Харитонова, трудно сказать, какой из них лучше. Следует также отметить, что киевское издательства «Основы» и львовское «Свичадо» в разное время печатали переводы «Исповеди» на украинский язык Ю. Мушака и А. Содоморы.


Следует заметить, что «Исповедь» оказала огромное влияние на характер западного богословия. По сути дела случайность, которая побудила Августина (подробней в статье А.А. Столярова «Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы») написать это произведение, задала тон философским и теологическим поискам вплоть до времен Северина Боэция. Если же говорить о влиянии идей, то оно ощущается до сих пор. Феноменология Е. Гуссерля одной ногой стоит на Августиновском видении времени, экзистенциализм весьма схож с тонкостью и лиричностью его внутренних поисков, а религиозный персонализм ХХ века открыто провозглашает себя продолжением традиции епископа Гиппонского.


Если сосредоточиться на самой «Исповеди», то это компендиум из 13 книг, на страницах которого происходит беседа автора с Богом. Если вчитываться, то можно заметить, что Августин часто не просто задает вопросы Создателю, но и размышляет над своими поступками, сам дает ответы и выдвигает предположения. Разумеется, что после риторской школы, поисков себя в манихейских и неоплатонических кругах у Августина накопился достаточно богатый интеллектуальный и духовный опыт.


Трудно выделить главные проблемы «Исповеди», однако попробуем обозначить некоторые из них. В первую очередь – это проблема духовного поиска и христианской идентификации, потом вечная для католичества тема соотношения веры и разума, важной проблемой выступает христианское учение о времени (время для человека и время для Бога). Очень часто автор размышляет о Богопознании и о самопознании. Причем эти два процесса четко сопряжены между собой. Интересной и на первый взгляд странной есть тема житейских трансформаций человека, который меняет беспечную жизнь светского язычника на судьбу прилежного христианина. Удивляет то, что великий отец церкви обращает свое внимание на такие почти бытовые вещи, однако именно в их контексте видны поступки исключительной последовательности и мудрости. Не упускает Августин из виду и проблемы, связанные с пониманием Священного Писания, которые иллюстрирует своим личным примером.


В заключение следует добавить, что сей труд будет полезен и интересен не только ищущим укрепления в вере христианам, но, возможно, в большей мере философам, историкам, филологам и другим гуманитариям. «Исповедь» не замыкается на узких проблемах, а скорее насыщена контекстами своего времени и смыслами, над которыми время не властно.

Теги: