Книга Мирослава Вольфа «По подобию Нашему. Церковь как образ Троицы», которая вышла в украинском издательстве "Коллоквиум", Черкассы, представляет собой аргументированную позицию о природе Церкви с протестантской перспективы на этот вопрос.

Более превосходная экклесиология

Сталкивая православную эклессиологию, в лице Зизиуласа (с. 88-152), и католическое понимание церкви, выраженную в трудах Ратцингера (с. 28-85), Вольф приводит пример традиции общинной эклессиологии, основанной на неиерхическом учении о Троице, апеллируя к Свободным (конгрегационалистским) церквям и к эклессиологическим принципам первого баптиста Джона Смита (с. 2-23). Эти принципы можно, суммировав, свести к фразе: «Церковь – это мы!», под которой стоит понимать, во-первых, то, что церковь не состоит из безликой массы, а из самобытных личностей (с. 3), а это, в свою очередь, говорит о том, что у каждого члена церкви есть свои дары и никакая личность не обладает полностью всеми дарами (с. 290). Как говорил в одном интервью Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский: «Прежде всего, церковь – это что-то, что происходит; во-первых – это событие, и лишь во-вторых – это институт, во-первых - это глагол, и лишь во-вторых - это имя существительное». Как бы это вызывающе не звучало, но именно Тринитарная экклесиология, чаще всего прослеживающаяся в среде именно протестантских общин, уже сегодня заставляет не только переосмысливать традиционный экуменизм, но и подталкивает к так называемому постконфесиональному христианству (с. 17), воссоздавая единую христианскую общину, в которой есть место идее многообразия разных христианских традиций и моделей церковного устройства (с. 19). Ведь подлинного единства не бывает без многообразия, а подлинного многообразия без единства.

Основная цель автора книги – ответить на вопрос, как Церковь может соответствовать Троице в своей исторической перспективе (с. 249). Иными словами Вольф желает показать лишенное индивидуализма тринитарное основание церкви. Автор пытается приоткрыть тайну того, как так получается, что в бытии Бога нет (надзирающей) сущности, которая стояла бы за ипостасями, но в тот же момент божественные ипостаси создают свое единство и различие (с. 252). При этом ипостаси Троицы – это чистые, в онтологическом смысле этого слова, отношения (с. 268), и «Бог действует в мире не в качестве божественной личности, единой в трех лицах, а как сообщество нескольких личностей, живущих друг в друге» (с. 270). В такой «схеме» Отец не главенствует над остальными лицами Троицы, Он не является Первым, Он один из нескольких (с. 273). Лица Троицы являются свободными и равными, а природа их союза коллективная (с. xv). Такой (протестантский) подход отличается от взгляда (католика) Ратцингера, который говорит о господстве одного епископа, и (православного) Зизиуласа, который отстаивает иерархическую пропасть между одним и многими.

Утверждение Вольфа «в центре церковного единства невозможно представить себе кого-то одного, будь то папу, патриарха или епископа» (с. 273) четко указывает на то, что монархия (монистический характер церкви) не имеет ничего общего с Троицей. Исследовав послания Павла, Вольф также приходит к заключению, что апостол ничего не говорит о церкви как о субъекте, действующем наравне со Христом (с. 207). Что же тогда считать объединяющим фактором, который бы указывал на соборность церкви? Вольф считает, что «в основе единства церкви лежит пребывание в ней одного Духа (а с ним и всего Триединства) в каждом человеке» (с. 275). Именно по этой причине не одна (рукоположенная) личность участвует в поддержании единства церкви, а каждый член церкви, являясь по своей сути носителем Духа Святого (с. 276).

В своей книге Вольф не только полемизирует с католиками и православными, но и противостоит индивидуализму протестантской экклесиологии и пытается через поиск альтернативы оградить протестантизм от возврата к отжившему иерархическому холизму (с. xv). Для Вольфа иерархическое понятие о Троице используется в качестве оправдания авторитарного церковного устройства (с. xvi). Так, например, Ратцингер говорит о том, что Христос действует через наместника Бога – папу (с. 70), который напрямую отвечает за свою паству перед Богом (с. 67). Позиция католического богослова сводится к взаимосвязи между частью и целым, а также к напоминанию об опасности утраты элемента единства с преемниками Петра (с. 68). Зизиулас, со своей стороны, считает, что епископ для своей паствы и есть Христос, так как являет собой образ Христа. Православный взгляд заключается в том, что только соборная церковь опосредствована епископом и что только в епископоцентричной церкви присутствует Христос (с. 135-138).

Вольф проводит глубокий богословский анализ возможных границ соответствия между Церковью и Троицей (с. 238). Он считает, что когда христиане под единством понимают власть одной науки или одной партии, то это именно та позиция, которую необходимо пересмотреть. Такой взгляд на единство подлежит: децентрализации, дифференциации, разбивке на части и т.д. (с. 240). Именно Бог выступает единством, которое может быть найдено только в многообразии и претендовать на соответствие идеалу. Как пишет Вольф, «поскольку Бог един, реальность не распадается, согласно метафоре Аристотеля, на отдельные фрагменты, как плохая пьеса. Но единый Бог - это еще и общение божественных ипостасей, так, что мировая драма не превращается в утомительный монолог» (с. 241).

Именно поэтому, таинство водного крещения, совершаемое во имя Отца, Сына и Духа Святого, согласно автору книги, вводит верующих в тринитарное общение (с. 243). Именно по этой причине между «церковными отношениями существует не просто формальное соответствие. Оно носит скорее онтологический характер, имея сотериологическое основание» (с. 243). Тринитарная экклесиология также указывает и на социологический момент. «Как и божественные ипостаси, члены церкви не могут жить друг без друга; каждый христианин формируется как независимо верующий человек через свои взаимоотношения с другими христианами, причем природа их церковной личности проявляется в том, что все они одновременно отдают и получают (Фил. 4:15)» (с. 258). Для того, чтобы более доходчивей объяснить тринитарную модель Троицы, Вольф обращается к идее перихореза, что стоит понимать как способность ипостасей Троицы жить друг в друге (с. 261). «Перихорез - это способность жить в друг друге, не смешиваясь не сливаясь» (с. 261). Этим самым автор пытается показать, что «каждый человек отдает себя другим и совершенно неповторимым образом принимает их в себя. Дух открывает нас навстречу друг другу, позволяя нам становиться соборными личностями во всем их неповторимом своеобразии» (с. 265).

Кроме уникальной аргументированной информации о том, как Троица может быть моделью церкви, читатель еще найдет в книге и конструктивную критику церковных структур/устройств церкви, которые сосредоточены вокруг епископа (с. 278-327) или священнослужителей. В книге Вольф также дискутирует о соборности (завершенности) церкви, которая не строится на унификации или провозглашении главенства одного, а скорее на дифференциации, отдающей преимущество многим (с. 328-35). Все это напоминает о том, что вопрос церкви, а также все то, что с ней связано, являлись самыми главными темами для обсуждения во второй половине XX столетия. На первой генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 году отец Георгий Флоровский выразил мысль, что учение о церкви только выходит из добогословской фазы. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что о церкви сегодня пишется, скорее всего, больше, чем о каких-либо других богословских вопросах. А с развитием экуменического движения, которое ставит церковь в центр любого богословского диспута, всякое сомнение в том, о чем сегодня больше всего говорится и пишется в богословской среде, вообще снимается. Попытки говорить о новозаветном взгляде на отношения внутри Троицы, как модели для церкви, постоянно предпринимались как на Востоке, так и на Западе, однако, как пишет автор, лишь «только в двадцатом столетии были предприняты серьезные и последовательные исследования церкви в тринитарном аспекте» (с. 244). В связи с этим сегодняшний призыв более старших, с исторической точки зрения, деноминаций о том, что протестантизм должен вернулся в лоно истинной Церкви, выглядит не совсем убедительным. Перед тем, как говорить о превосходстве той или иной экклесиологии, стоит помнить, что самый основополагающий вопрос заключается в том, что каждый из нас понимает под словом/феноменом «церковь» (с. 316). Книга Мирослава Вольфа говорит об одном из таких пониманий церкви. Понимании протестантского богослова с мировым именем. Понимании, которое, на мой личный взгляд, является более превосходным, чем понимание того же слова/феномена католическим или православным богословами.

Теги: