Рецензия на: Религиозное образование в школах Европы. Ситуация и тенденции / Куик Э. [и др.] Пер. с англ. – К.: Дух і Літера, 2013. – 416 с.

Русскоязычный перевод книги «Religious Education in Europe. Situation and Current Trends in Schools», изданной Межевропейской комиссией по делам церкви и школы (ICCS) в 2007 г., увидел свет в 2013 г. в киевском издательстве «Дух і Літера». Рецензируемую книгу лучше всего воспринимать как справочник. Вряд ли можно представить данный сборник как уникальное издание, заполняющее некие белые пятна постсоветской гуманитаристики. Подобные переводные сборники существовали и до этого издания, однако, как правило, религиозное образование в них было лишь одним из освещаемых аспектов1. Книга дает не просто общее понимание ситуации с преподаванием уроков религии в европейских школах, но и определенное систематическое видение. Данное издание, безусловно, будет полезным для ознакомления с опытом европейских стран в сфере религиозного образования в государственных школах.

В теоретическом плане любопытной представляется вступительная статья одного из редакторов сборника Питера Шрайнера, написанная, с одной стороны, простым и доступным языком, а с другой – в некоторой степени не просто обобщающая представленный в сборнике европейский опыт религиозного образования, но также предлагающая схемы его понимания. П. Шрайнер представляет классификацию религиозного образования как образования в религии, о религии и у религии. Правда, далее автор предисловия упоминает лишь о конфессиональном и религиоведческом образовании, не уточняя, идет ли речь о первых двух типах из предыдущей схемы или же о новой типологии.

Интересно, что при всем многообразии религиозного образования в Европе П. Шрайнер отмечает общую тенденцию «движения от конфессионально ориентированного подхода к неконфессиональному» (с. 18), а также отсутствие вариативности предметов при преобладании религиоведческого подхода. В то же время некоторые авторы сборника отмечают отсутствие такого выбора при доминировании католического религиозного образования (например, в Бельгии, Италии и Сан-Марино). Тенденцию в эволюции европейского религиозного образования необходимо, судя по всему, связывать с тем, что различные подходы имеют различные цели: конфессиональный подход ориентируется на формирование идентичности, а религиоведческий – на знание и понимание религии (с. 19). Сам автор предисловия, скорее всего, склоняется к третьему подходу: «ориентация образования на личные установки и опыт учащихся» (с. 20). Как аргумент к формированию нового подхода П. Шрайнер отмечает, что конфессиональный подход не имеет будущего, т. к. современная ситуация требует ориентацию на разные религиозные традиции, с акцентом на экуменическое и межрелигиозное понимание и общение, а религиоведческому подходу, по его мнению, не хватает сотрудничества с религиозными организациями, инсайдерской информации. В любом случае религиозное образование, по мнению редактора сборника, должно быть связанным с формированием идентичности, влиять на разрешение межрелигиозных конфликтов и поощрять межрелигиозное сосуществование. Кроме того, религиозное образование должно также отвечать ожиданиям общества, родителей, религиозных организаций и политиков, а именно: способствовать мирному сосуществованию представителей различных культур и религий, делать детей «религиозно грамотными», аутентично представляя религиозные традиции, и формировать у них нравственность.

Сам сборник представляет собой 34 статьи, написанные по единой схеме: введение (общая характеристика политической системы и религиозной структуры страны), образование (общая характеристика образовательной системы), юридическая основа и предыстория (исторические и юридические основания современной системы религиозного образования), религиозное образование в школьной системе (название предмета и его концепция, подход к его преподаванию, критерии к оцениванию и к учителям), частный сектор (приватные учебные заведения), региональные различия и, наконец, последние события и проблемы. Авторы статей в целом придерживались этой схемы, добавляя или убирая структурные элементы согласно особенностям той или иной страны. Конечно, единая структура статей не гарантирует единообразное раскрытие вопроса: кто-то из авторов сделал это более подробно, а кто-то – менее, один использовал одну терминологию, а другой – другую. В итоге статьи все же вышли разными как по объему, так и по содержанию. Тем не менее читатель получает не просто общее представление о европейском религиозном образовании, но и многообразность терминологии, его описывающей. Важно и то, что некоторые авторы четко выделяют цель и принципы преподавания религии в школах. К примеру, в Эстонии основоположным принципом религиозного образования является «воспитание уважения к правам человека и свободе религии и совести» (с. 103), а в Швейцарии его целью является «научить правильному подходу к вопросам религии и традиции в мультикультурном светском обществе» (с. 341).

Некоторые авторы отмечают, что для программ религиозного образования характерно использование экуменического похода и межрелигиозной открытости (Австрия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Швейцария). В некоторых статьях экуменичность и межрелигиозность представлены как норма, на которую необходимо ориентироваться (Италия, Латвия, Словакия).

Любопытны некоторые наблюдения авторов, например, спрос на религиозные школы в Чехии связан не с непосредственным интересом к религии, а с высоким качеством образования, которое дают эти школы. Из книги читатель также узнает о том, что в Финляндии существует 11 разных программ РО; в Словакии в социалистическую эру религия в школах преподавалась факультативно, а зарплату пасторам платило государство. Интересно также, что в некоторых странах учителя религии должны получить одобрение у церковных властей (например, в Бельгии).

Читатель, к сожалению, сталкивается и с устаревшим материалом, что связано с подготовкой книги к изданию еще в 2006 г., некоторые авторы писали о будущих реформах и изменениях, запланированных на 2006–2009 гг. К примеру, Э. Куик пишет, что в Нидерландах «возможно, с августа 2007 г. религиозное образование будет включено в число экзаменационных предметов» (с. 229).

В терминологическом плане читатель также столкнется с не очень популярным и употребляемым у нас разделением свободы религии в негативном (свобода от религии) и позитивном (свобода для религии) смыслах (с. 136). Следует также отдельно отметить уместность пояснений различной терминологии (в т.ч. ее лингвистической вариативности) научного редактора перевода Фёдора Козырева.

В целом, рецензируемая книга является довольно ценным справочником, в котором унифицированно подана основная информация о религиозном образовании в европейских странах. Конечно же, обидно, что в издании не представлена статья о преподавании подобных предметов в школах европейской части постсоветского пространства (кроме, России и Грузии), в том числе, в Украине. Нам кажется, что издательство «Дух і Літера» могло специально для своего перевода попросить кого-то из украинских специалистов написать статью по существующей схеме. Глядя на все возрастающую популярность темы религиозного образования в религиоведческом, теологическом и педагогическом сообществах, книга, несомненно, будет востребована и найдет своего читателя.

Впервые напечано в Вестнике ПСТГУ I: Богословие. Философия. – 2014. – Вып. 5 (55). – С. 144-146.

1 См., например: Государства и религии в Европейском союзе / Сост. Г. Роббертс. – М.: Институт Европы, 2009. – 719 с.

Теги: