В самом фильме религиозная тема почти не затрагивается, лишь в репликах некоторых героев. Тем интереснее, что первую рекомендацию на просмотр сериала я получил от священника. Настоятель столичного прихода был впечатлён тем, как точно в картине переданы семейные отношения, напоминающие его взросление в многодетной церковной семье.

По сюжету фильма, мать семейства по каким-то своим причинам (не важно – психологическим, культурным, религиозным…) увлечённо усыновляет всё новых и новых детей, добиваясь у родни принятия её благой миссии. Никто вроде и не против, но постепенно груз добрых дел начинает ломать семейную конструкцию.

Гоша, кровный сын родителей, перестаёт чувствовать тепло в семье и пытается обрести его на стороне – в стендап-клубе. Здесь собираются такие же недолюбленные своими родителями молодые люди, и от этого душевные раны Гоши только обостряются.

Его брат Амир, приемный подросток, напротив, воспринимает отношения в семье Гоши как эталонные. Он искренне не может понять, как Гоша не видит, что его мама и папа – «святые родители». А Гоша не может понять, почему не ощущает родительской любви, когда вокруг все о ней говорят.

Создатели фильма погружают нас в отношения, которые нередко можно наблюдать в светских и религиозных семьях. Сериал детально прослеживает, как попытка спасти всех на свете людей забирает тепло у самых близких членов семьи и приводит к драме.

В картине пересекаются знакомые нам социальные тренды. Здесь и слабохарактерный отец, избегающий любых разногласий с женой, и заботливая жена (она же мама) с пробивным характером, и циничные подростки-школьники, и «правильная» учительница, наверное, педагог высшей категории, которая вносит свою лепту в семейный конфликт, и много других обнаружений, характерных для гражданской и церковной действительности.

Упомянутый выше священник, посмотревший фильм, с горечью вспоминал наставления духовника своих родителей: «Любить детей нужно так, чтобы они ее не замечали». Эта фраза архимандрита Наума (Байбородина), имеющего репутацию православного старца, в итоге травмировала жизнь не одного ребёнка. Похоже, в сериале воплотили идеи такой любви – во всяком случае, на примере многих церковных и нецерковных семей она узнаваема.

Целая армия родителей, руководствуясь идейными принципами, как мама Гоши, применяла на детях «незаметную любовь». И столько же детей, воспитанных такой любовью, сегодня пишут публичные исповеди о своём холодном церковном детстве. Вряд ли эти переживания уступают драматизму автобиографических рассказов режиссера фильма, которая свой травматический путь прошла в нерелигиозной семье.

Потому и бегут дети из таких семей, из монастырских приютов, «обителей любви». Бегут из Боголюбского монастыря, Иоанно-Богословского, Малоярославецкого, Хотьковского, Банченского

Бегут оттуда, где не чувствуют любви.

Наверное, самая сильная сцена в фильме – зыбкое примирение Гоши с мамой. Оба несчастных, измученных маминой любовью человека стоят в обнимку, переживая первое за много лет единство. Но за дверями комнаты уже стучится проблема, которую мама создала ранее. Состоялось ли примирение сына с родителями, мы узнаем в следующем сезоне, который ожидается зрителями.

Несколькими годами ранее похожую семейную драму снял 27-летний канадский режиссёр Ксавье Долан. Свой полуторачасовой фильм он назвал «Это всего лишь конец света». По-видимому, это и есть общий диагноз того, что происходит в семейных отношениях последних десятилетий.

Для многих сериал «Пингвины моей мамы» станет шокирующим. Такие фильмы не для семейного просмотра. Слишком остро можно показать простые вещи, к которым привыкаешь в семейном быту. Мы точно уже видели такие сцены в нашей семье или в семье друзей, не придавая им большого значения. Фильм отрезвляет, показывая медленный апокалипсис внешне благополучной среды.

Сергей Штефановский

Теги: