13 и 14 ноября в городе Ирпень (Киевская область, Украина), в миссионерском центре Ассоциации «Духовное возрождение» проходила христианская конференция Media Mobilization, собравшая журналистов, блоггеров, интернет-активистов, работников церковных пресс-центров и лидеров христианских служений разных конфессий. Мероприятие проводилась по инициативе Союза молодых христиан Украины во главе с Павлом Унгуряном, ассоциации «Духовное возрождение» и Ассоциации интернет-евангелистов (АИЕ). Предлагаем читателям обзор конференции, написанный одним из ее участников.

 

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

Кого собрала конференция? 

 

Организаторы конференции рассчитывали на участие около 120 человек, однако желающих оказалось намного больше. В конференции приняло участие почти две сотни человек. Практически каждый – не новичок в своем деле. Большинство имеют опыт работы, поэтому профессионально оценивали выступления спикеров форума.

С самого начала конференции сложилось впечатление о сформированном медиа-сообществе профессионалов, пишущих на религиозную тему. Каким бы ни был формат работы, почти все узнавали друг друга, даже если не виделись вживую, до этого лишь встречаясь в интернет-сети.

Как и медиа Web 2.0, сообщество медиа-евангелистов, собравшееся в  Ирпене, не является закрытым клубом, оно принципиально открыто. На конференции среди многих протестантов чувствовали себя «своими» спикеры православного и католического вероисповедания. Таким образом, по качеству собранное сообщество – это сознательные христиане, открытые к общению, имеющие профессиональные навыки и желающие научиться новому. Собственно любителей-новичков здесь было немного, их окружили заботой, терпеливо отвечали на вопросы – с надеждой, что и они состоятся как профессионалы.

Мое впечатление о форуме подтверждают слова одной из активных участниц Media Mobilization Елены Мокренчук: «В эти дни в Ирпене собрались настоящие профессионалы. Мы выросли. И уверенно движемся вперед. Судите сами. Пять лет назад "на ура" воспринимался сам факт встречи христиан-журналистов. Три года назад мы всерьез рассуждали о нужности-ненужности интернет-проектов и об "улучшении" печатных СМИ. Полтора года назад революционными казались идеи проникновения христианских материалов на страницы светских СМИ. А сегодня нас учили, как реально работать с сайтом, делать подкасты, организовывать пиар-кампании и лоббировать интересы христиан - и  это уже кажется обычным делом. Вот что значит - прогресс!»

Что говорили основные спикеры?

 

На общих заседаниях конференции выступили четыре основных спикера с докладами, которые можно назвать программными. Выступать перед аудиторией профессионалов – дело непростое. В целом аудитория была готова к «разговору о Главном».

После благословления и приветствий слово было предоставлено шеф-редактору «Богословского портала» Юрию Черноморцу. В своем докладе «Необходимость ответственно говорить о Главном» православный публицист сравнил современное положение христиан в медиа с положением апостола Павла во время его речи в Ареопаге. Христиане имеют призвание свидетельствовать о главном не только в церквах, но и в «ареопагах», очертил свою мысль докладчик. Они должны говорить о Главном, но при этом исходить из представлений «заседающих в ареопаге». Показать, что на главные вопросы у христиан есть ответы – таково призвание медиа-евангелистов.

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

Основная часть доклада Юрия Черноморца была посвящена антропологии ответственности медиа-евангелистов.

Во-первых, Черноморец напомнил, что теоретический разум может доказать с одинаковой логической необходимостью совершенно противоположные теории. Доказать можно теоретически многое, а выбирает человек свое мировоззрение не теоретически, а практически, как свободное существо. Выбор происходит «через» теории, а не благодаря теориям. Докладчик призвал медиа-сообщество помнить об этом.

Во-вторых, Черноморец обратил внимание, что современный человек имеет аналогичную антиномию в собственной вере. Одни верят в личного Бога, другие – в безличную «космическую силу». Выбор между двумя видами веры определяется тем, есть ли у человека надежда на вечную жизнь, или он видит перед собою смерть личности. Выбору «персоналистического христианского понимания» Бога может и должна содействовать любовь. Желание встречи с Любовью, желание вечной жизни в Любви – это мотив, определяющий часто выбор человека. Поэтому медиа-евангелисты должны свидетельствовать не столько о своей вере, сколько рассказывать о надежде и любви.

Александр Доброер, доктор теологии, директор Европейского института социальных коммуникаций, выступил с докладом «Церковь и public relations: служение управления». По его словам, сегодня коммуникация становится способом жизни общества и человека. Коммуникация становится интерсубъективной. Если когда-то власть навязывала обществу как объекту коммуникации нужное мировоззрение, то сегодня такое уже невозможно. Общество перестало быть объектом информационного воздействия, но само начало генерировать информацию. Журналисты перестали служить власти, и видят свое призвание в служении обществу. Нарастание объема «обратной коммуникации» выросло настолько, что уже в циркулировании информации тяжело отличить сообщение обществу и реакцию общества. Все стало сообщением, все стало реакцией.

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

В этих новых условиях, церкви должны осознать себя как сообщества, которые находятся в новом обществе, отметил докладчик. В этом обществе «ты находишься в коммуникации – значит, ты существуешь». Общение в медиа-пространстве становится необходимой функцией Церквей. Однако эта функция не внешняя по отношению к Церкви. Она такая же важная, такая же центральная, как и функция управления самой Церковью. Иначе говоря, сегодня руководство Церкви или же специально уполномоченная его часть призваны служить делу информационного служения, делу public relations.

В качестве примера Александр Доброер привел Католическую Церковь, в которой сегодня все функции, связанные с информацией и public relations, исполняют специально созданные органы в составе церковного руководства. Эти органы имеют соответствующие полномочия и несут ответственность перед всей Церковью. Доброер считает такое состояние дел не только эффективным, но и правильным с точки зрения богословской.

Важнейшим событием для конференции стало выступление народного депутата Украины Леси Оробец «Лоббирование 2.0: как христианам трансформировать общество». Спикер говорила о лоббировании в его позитивном понимании. Христиане не могут использовать незаконные методы лоббирования, с помощью которых сегодня отстаиваются эгоистические интересы. Христиане могут и должны полноценно использовать лоббирование собственных ценностей. Такое лоббирование принесет пользу всему обществу, а не только христианам. Леся Оробец призвала к осмысленному и систематическому лоббированию, и поделилась своими мыслями о позитивном опыте лоббировании, а также оценила ряд неудач.

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

Первый залог успеха – ясное определение задач и целей лоббирования, выбор методов и осмысление рисков. Леся Оробец призвала христиан с помощью юристов заранее приготовить проекты решений для власти. Сделать это нужно еще до самой кампании. Иногда сами проекты настолько убедительны, что для их лоббирования нужны минимальные усилия и не нужна полномасштабная кампания. Сразу народный депутат посоветовала определиться с тем, на какие шаги инициаторы кампании по лоббированию никогда не согласятся. Ведь христиане не могут действовать согласно с установкой «цель оправдывает средства».

Далее, после принятия ответственного решения о кампании христиане должны привлечь общественность. При этом зачастую они не используют мобилизирующий потенциал собственных объединений. Между тем существует положительный опыт, когда христиане добивались поставленных целей с помощью массовых демонстраций, организованных церквями. Леся Оробец привела примеры кампаний за отмену продажи трамадола в аптеках (тогда один пастор сумел организовать 20 тысячные демонстрации) и против передачи территории протестантского университета в Херсоне коммерческим структурам (тогда власть убедила 10-тысячная демонстрация).

Христиане Украины могут и должны проявлять солидарность, добиваться защиты своих прав, действовать на благо всего общества. По наблюдению докладчика, власть часто не менее склонна к позитивным с точки зрения христиан решениям, но нужно ее к этому подтолкнуть.

Еще недавно организация массовых действий и кампаний требовала значительных средств и громадной затраты времени. Сегодня Web 2.0 позволяет мобилизовать единомышленников в кратчайшие сроки и с максимальным эффектом. Леся Оробец привела пример молниеносной организации с помощью Web 2.0 (блоги, социальные сети, общее пользование документами в гугл-докс) кампании студентов за отмену постановления Правительства Украины о расширении перечня платных услуг в ВУЗах. Только с помощью Web 2.0 удалось вывести на улицы 20 тысяч студентов и решение, которого они добивались, было принято в течение суток.

Также Леся Оробец обратила внимание на то, что сегодня путь новости в традиционные СМИ (ТВ, радио, СМИ) обычно начинается не с пресс-релиза, а с социальных сетей. Современный журналист участвует в социальных сетях и там, в первую очередь, он может заметить интересную или общественно значимую новость.

Наконец, докладчик призвала всех, кто имеет идеи по лоббированию христианских ценностей, объединять усилия, и пообещала свое содействие.

Выступление вице-президента Ассоциации Духовного возрождения Михаила Черенкова «Христианское свидетельство в мире интернет-СМИ: инновации и традиции, исторический рубеж» было посвящено богословскому осмыслению проблем современного благовестия в интернет-пространстве.

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

Современный человек часто закрыт к общению в жизни, но открыт к общению в интернете, сказал эксперт. Христиане призваны свидетельствовать там, где их готовы выслушать, там, где к ним открыты. Поэтому нет вопроса «нужно свидетельствовать ли христианам о Христе и своей вере в интернете?» Есть вопрос «готов ли христианин лично к такому свидетельству». При этом люди, к которым обращается христианин, могут потребовать от него такого внимания, такой жертвы времени и сил, на которые он не рассчитывал. Люди могут излишне строго судить христианина, или же броситься обличать его. Всякий, начинающий дело свидетельства в интернете, должен на это решиться, осознавая все риски. Свидетельство в Интернете – не столько призвание, сколько сознательная жертва – собою, своим временем и своими силами.

Благовестие в интернете изменяет парадигму благовестия, возвращает христиан в эпоху непосредственного личного свидетельства, возвращает к благовестию в общении, к благовестию «глаза в глаза», считает Михаил Черенков. И обычные люди, и христиане все меньше читают книг, но все больше общаются в интернете. И обычные люди, и христиане ищут общения и свидетельства, а не умных мыслей и теорий. Парадоксальный возврат от книжной культуры к культуре общения застает христианство и христиан в разном положении. Христианство изначально благовествовалось лично, в общении. Каждый христианин был открыт и уязвим. Церковь была не столько организацией, сколько общением. Поэтому христианство готово к новым формам благовестия – они для него изначально свойственны, отметил докладчик.

Правда, при этом нынешние христиане не всегда имеют ту же открытость, что древние христиане. Многие не готовы к строгому суду о себе в открытом пространстве общения. Многие не готовы к искренней заинтересованности в другом. Многие не готовы следовать примеру апостола Павла, который с иудеями был как иудей, с эллинами как эллин.

Но христиане должны идти в Интернет, сказал спикер. Там их слова могут достичь слуха самых неожиданных собеседников. Главное – осознавать свою ответственность во всей ее абсолютности. «Весь мир как на ладони. Как никогда доступный, как никогда грешный и несчастный. Послужить ему через СМИ – великая возможность и величайшая ответственность».

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

Во время своего небольшого выступления последний основной спикер народный депутат Украины Павел Унгурян подчеркнул: «Живя в информационную эпоху, христиане должны быть лучше всех подготовлены в области медиа, чтобы эффективно свидетельствовать о Христе».

Чему учили специалисты?

 

В рамках конференции было организовано 21 занятие по специальной тематике. Все занятия были организованы в четыре тематических блока: тренды и вызовы современности, мобилизация и лоббирование, инновационное благовестие и журналистское мастерство. Участники конференции могли свободно выбрать интересные для себя темы и спикеров.

Наибольший интерес вызвали доклады тех профессионалов, которые рассказывали о технологиях работы, основываясь на собственном опыте.

Среди таких докладов особенно следует отметить выступления Руслана Кухарчука, который рассказал о том, как создавать популярные сайты; Виктора Елисеева, который на примерах показал, как делать отличные ролики для ТВ и Интернета, как оформлять сайты; Игоря Дидока, который поведал о секретах рекламщиков, достукивающихся до сердца современного человека через эмоции; целой команды «Коммерсанта» (Олег Гавриш, Андрей Юхименко…), которая щедро поделилась секретами о том, как работать журналистом и как сделать свои материалы интересными для редакторов.

Конференция медиа-евангелистов: шаг в будущее

Спикеры-протестанты щедро раздавали «технические» советы. Спикеры-католики часто сбивались на рассуждения о рамках дозволенного (видимо, эта тема для них наболевавшая). Спикеры-православные подчеркивали, что в отношении к церковным темам лучше писать позитивно, уходя от негативной тематики. Все эти различия в акцентах не затемняли главного – искреннего желания привлекать в христианство неверующих и укреплять в христианстве верующих.

Итоги

 

По мнению организаторов конференции, Интернет вскоре станет таким же обычным, как пользование мобильными телефонами. Сегодня последним средством связи пользуются даже пенсионеры. Поэтому работа медиа-евангелистов – критически важна для будущего христианства в Украине.

Один из организаторов Media Mobilization Михаил Черенков обратил внимание на название конференции: «Медиа-мобилизация – это хорошая попытка привлечь внимание обычных рядовых членов Церкви, прихожан к той роли, которую играют медиа в современной жизни, к тем возможностям, которые есть в медиа для проповеди Евангелия».

Похоже, что это удалось, и медиа-мобилизация уже начинается как в протестантских, так и в «классических», традиционных церквях.

Теги: