От редактора. Мы приглашаем читателей к открытой дискуссии по размещенной здесь статье и обсуждаемым в ней вопросам.

Патриарх Кирилл выбрал Русский мир вместо единства РПЦ
3 ноября патриарх Кирилл выступил на открытии Ассамблеи организации «Русский мир» с речью, которая на официальном сайте Московской патриархии была названа «программным выступлением». У меня, как историка, вызывает шок каждый тезис этой программы патриарха Кирилла: как правило, эти высказывания основываются на субъективном понимании правды или передергивании фактов, его предложения являются откровенно сервильными по отношению к Российской Федерации, оскорбительными или же лицемерными по отношению к той громадной части паствы патриарха, которая не является русской по национальному признаку. Патриарх не понимает, сколь сильно можно оттолкнуть и оскорбить такими новациями тех же украинцев. Чтобы ему и его помощникам стало понятно, я решил написать комментарий на его речь. Это будет взгляд из Украины, обычного прихожанина МП, который умеет распознавать эзопову речь политических манипуляторов, понимая тот смысл, который ими непосредственно вкладывается в слова.


Первая ошибка патриарха: мнимая угроза
«Сегодня действительно глобализация, как теперь принято говорить, бросает вызовы, прежде всего концепциям культурно-национальной идентичности. Представители различных культур поставлены перед выбором: примкнуть к этим мощным глобальным проектам и раствориться в них, или же самим быть самостоятельными субъектами в формировании мироустройства. Может ли Русский мир обеспечить для себя роль значимого игрока на мировой арене — сегодня и в будущем? Уверен, что может. Пример того, что надо делать для этого, дают наши предки».
Итак, выбора у Украины и Белоруссии не существует. Сама историческая необходимость, именуемая сегодня не законами истории, а логикой глобализации, якобы делает неизбежным их растворение в европейском или русском плавильном котле. Правда, русские еще даже не построили собственной цивилизации, сравнимой с Европейским союзом, а ВВП России сравним с ВВП одной лишь Польши, но намерение построить свой мощный глобальный проект есть. Намерение – это хорошо. Помню, Дима Корчинский предлагал объявить Украину империей и завоевать Россию, которая все равно спивается. Вот Ливия объявила себя центром альтернативной цивилизации – тоже интересно. Ждем, когда объявит о своих претензиях Гондурас.


"Ошибка резидента": Патриарх Кирилл и русский мир
Заметим, что патриарх признает, что Русского Мира еще нет, и России еще только надо попытаться создать что-то типа цивилизации, в которой несколько стран могли бы быть «самостоятельными субъектами в формировании мироустройства». Патриарх просто уверен, что завтра такой мир может возникнуть усилиями русских. Итак, Русский Мир – еще фантом, Европейский Союз – реальность, но, дорогие товарищи, надо присоединяться к Русскому миру, к нашим Нью-Васюкам. Почему? Потому, что в Русском мире вам будет лучше, чем в Евросоюзе. Ведь в Евросоюзе, как думает патриарх, народы растворяются, их культурно-национальной идентичности брошен вызов. Кстати, отметим безграмотность референта, писавшего доклад. Глобализация не может бросать вызов «концепциям культурно-национальной идентичности». Глобализация – это процесс, который может бросать вызов только самим идентичностям. А концепциям вызовы бросают другие концепции. Будем считать, что патриарх не хотел сказать абракадабры, а потому исходим из того, что, согласно патриарху, глобализация все-таки бросает вызов культурно-национальной идентичности народов.
Но неужели в Евросоюзе исчезли немцы, французы, англичане, поляки? Неужели их идентичность куда-то растворяется? И неужели в изменениях идентичности как-то виноват Евросоюз? Наверное, руководители Евросоюза, как когда-то товарищ Сталин, специально перемешивают народы всякого рода переселениями? Или все же в рамках Евросоюза народы сохраняют свою культурно-национальную идентичность? И немецкая культура или французская горда своими достижениями еще более, чем когда-либо. Неужели французы отказались от галлицизма? Нет, и не откажутся никогда. И никто в Евросоюзе их за это не упрекает. Потому что каждая нация имеет право на развитие собственной культуры. От вхождения в Евросоюз более всего выиграли национальные меньшинства. Например, испанцы вынуждены были прекратить политику ассимиляции басков. И культура этого национального меньшинства, защищенная законодательством Евросоюза, начала возрождаться, а баскский терроризм пошел на спад. И если Украина войдет в Евросоюз, ее культурно-национальная идентичность будет надежно защищена. И законодательство Евросоюза будет стоять на страже культурно-национальной идентичности национальных меньшинств Украины. Кому от этого будет плохо? Все разговоры о том, что Евросоюз так же опасен для культурно-национальной идентичности народов, как Советский Союз, возможны только на почве незнания европейского законодательства и европейской практики. А вот то, что в возрождаемом Советском Союзе, который патриарх без всякого стеснения называет Русским Миром, все должны были слиться в один народ на основании русской идентичности – это широко известная политическая практика КПСС.
Итак, Украине предлагают: не присоединяться к Евросоюзу, чтобы избежать культурно-национальной ассимиляции (которая на самом деле нам не угрожает); чтобы избежать мнимой угрозы, нам предлагают присоединиться к Русскому миру, в котором ассимиляция неминуема! Последнее следует как из исторического опыта, так и самого названия проекта. И каждый политик-украинец должен задуматься: вот я стараюсь не обидеть русских, сказав им правду об их геополитических замашках. Но не станет ли завтра поздно? Думаю, что Януковичи и Литвины еще будут думать, как когда-то гетманы: как же это оказалось, что мы рабы Москвы? Чтобы такое не повторилось, надо отстаивать свою независимость каждый день.

Вторая ошибка патриарха: «без меня меня женили»
«Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь». Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер».
Без согласия народа Украины его записывают не просто в Русский мир, а в самое его «ядро». На референдуме в декабре 1991 года более 90% проголосовавших одобрили Акт о независимости Украины. Зачем же говорить о том, что Украина входит в Русский мир, если она – самостоятельна согласно воле своего народа?
Далее патриарх ссылается на слова св. Лаврентия Черниговского. Во-первых, это слова, приписываемые ему в житии, но не сказанные ни в одном из его сочинений, сохраненных в автографе. Кроме того, в первом издании жизнеописания тогда еще не прославленного св. Лаврентия не было двух вещей: страниц о необходимости хранить единство России, Украины и Белоруссии, и предсказаний о филаретовском расколе. Когда же СССР развалился и стал реальностью раскол, вдруг оказалось, что св. Лаврентий об этом говорил. При этом ученицы преподобного, монашки из Елецкого монастыря, на вопрос о том, утверждал ли св. Лаврентий что-то подобное, опускали глаза и говорили: он был  украинцем, ничего такого никогда не говорил. Но даже если бы какому-то святому человеку принадлежали такие слова – они что, отменяют право наций на самоопределение? Они что, отменяют 34-е апостольское правило, согласно которому в каждой православной стране должен быть свой предстоятель и своя автокефальная Церковь?
Патриарх пытается сказать, что само наименование Московской патриархии Русской православной Церковью является важным. Половина приходов УПЦ МП находится в Западной Украине. Время от времени украинские законодатели подумывают обязать на этих храмах указывать их принадлежность к Русской православной Церкви». УПЦ МП протестует против таких предложений, потому что не хочет лишиться паствы. А патриарх заявляет: да, мы именно Русская Церковь – и не по этническому признаку, по цивилизационному.

Но человек в Западной Украине прекрасно знает – написано «русская цивилизация» – читай «русская империя». Конечно, последняя не имеет этнического характера. Но этому самому человеку в Западной Украине не легче будет объяснить самому себе и соседям, почему он ходит в Русскую Империалистическо-цилизационную Церковь. Патриарх отталкивает от УПЦ те общины, которые сохранили верность каноническому православию в сложнейшей ситуации. Остались в канонической Церкви? – Значит, согласны войти в Русский Мир! Такова логика патриарха. Он прямо и говорит, что во время визита в Украину увидел, что украинцы с русскими «хотят оставаться одним народом». Так пусть выйдет к своей западноукраинской пастве и скажет, что они – один народ с русскими! Патриарх не понимает, что топчется русским архиерейским сапогом по оголенным сердцам украинцев, которые хотя быть именно украинцами. И патриарх в этой пляске еще и припевает: «Нужно выработать такой тон отношений, с помощью которого проявлялось бы уважение друг к другу, исключался бы всякий патернализм, всякая попытка играть роль «старшего брата», подчеркивались бы национальные интересы каждой из стран и выражались соборные усилия в строительстве общественной жизни с опорой на общую духовно-культурную традицию». То есть становитесь русскими, и не будете младшими братьями. И никакого превосходства русских над украинцами не будет: все вы соборно будете рабами единого руководства «цивилизации-империи».
Более пятнадцати лет Предстоятель УПЦ митрополит Владимир отводил от Церкви огонь критики и юридического преследования, доказывая украинский характер УПЦ, ее самостоятельность от Москвы. Только благодаря таким усилиям сегодня есть УПЦ, имеющая большинство среди православных приходов в 23 областях, и в меньшинстве – только в трех. УПЦ – это та духовная скрепа, которая сегодня объединяет Украину. Но хозяев патриарха Кирилла из Кремля, в прошлом году одобривших концепцию Русского Мира на заседании Совета безопасности, такое положение вещей не устраивает. Пусть УПЦ расколется – с ее восточной частью будет легче строить Русский Мир. Казалось бы, патриарх должен заботиться о единстве Церкви, но он предпочитает пожертвовать УПЦ в ходе построения Русского мира. Какой же он тогда Пастырь? Кажется, что политические страсти вытеснили у патриарха чувство ответственности, лишили его разума. Осталось только ораторское искусство на службе у Кремля. Кажется, что вновь первородство разменено на чечевичную похлебку. И главный критерий правильности такого шага следующий: эта похлебка сделана в России. Ну и что с того, что не на Западе! Выбор в пользу кесаря - всегда выбор земного, и отказ от небесного, от Бога. И вдвойне горько, что Патриарх делает выбор не только за себя, но и за миллионы верующих Московского патриархата. Они даже не могут протестовать, что кто-то вместо них отказался от их христианского первородства из-за какой-то геополитической чечевичной похлебки, сваренной в Кремле!

Третья ошибка патриарха: забыли об оскомине от русского империализма и русификации
Патриарх ничего не говорит о том варианте развития событий, при котором Украина отказывается признавать себя «страной Русского мира». Действительно, что же делать в таком случае? Вроде бы патриарх и говорит о добровольности, но ведь история обязывает, общие  традиции зовут. И русские ведь, по словам патриарха, никого никогда не русифицировали и не собираются делать этого в будущем. В общем, ясно: когда Украина скажет «спасибо, но я хочу остаться страной украинского мира», послышится кремлевский окрик: «бей предателей!». И рука патриарха так и потянется подписать новые указы об анафематствованиях каждого, кто заявил о своем желании добровольно не быть частью Русского мира. Ведь свобода, по учению патриарха (см. книгу «Свобода и ответственность»), дана только для того, чтобы выбрать единственно правильное добро: то, на которое укажет церковь. А церковь – это только православие. А православие – это РПЦ. А РПЦ – это патриарх Кирилл. В общем, кто не согласен с патриархом – тот неправильно использует свою свободу, и потому лишается своего человеческого достоинства и прав человека. И народ, сделавший иной выбор, – это народ, утративший право на самоопределение. И после окрика «кто там шагает правой?» украинцы услышат: «Вам слово, товарищ маузер!» И все будет как бы благословлено Богом. Остается напомнить слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Русские церковники уже толкнули в раскол миллионы украинцев. И продолжают с азартом наращивать собственные усилия по дальнейшему выталкиванию. Меня не волнует, что это путь к развалу РПЦ. Меня волнует, что это путь в ад для этих самых церковников. И оправдываться тем, что намерения хороши, тут не приходится: у всех жителей ада, кроме изначальных, намерения были самые прекрасные – в их, естественно, интерпретации. И пора бы подумать о том самом мельничном жернове или же покаяться и не соблазнять даже одного из малых сих.
Если бы русские впервые возжаждали объединения, то тогда «ассимилируемые народы» могли бы сохранять иллюзии. Но и имперский, и советский опыт ясно показал: если русские обещают свободное развитие национальных языков – жди русификации. Если русские говорят о сохранении суверенитета – жди утверждения унитарного государства. Если русские говорят о сохранении границ – жди их нарушения. Остается спросить: неужели этого хотел Христос? Неужели Он был сторонником русского империализма? Неужели все святые, упомянутые в докладе патриарха, мечтали не о Царстве Небесном, но о земной благополучной цивилизации? Неужели Христос бы одобрил этот  фейерверк русского лицемерия, утверждающего, что уважает все не-русское, и тут же отрицающего право уйти из Русского Мира?
Почему же все это возможно из уст патриарха? Потому что национализмом и империализмом больна вся православная Церковь. Ясно, что русские этими двумя болезнями болеют больше других. Но и все православие не свободно от заразы национализма и империализма. Тот же патриарх Филарет в очередной раз на днях оплевал все мировое православие. Потому за православие и больно, и стыдно.

О соблазне, который случился, и расколе, который грядет
Когда в следующие месяцы или годы Московский патриархат на Украине расколется и развалится, патриарх Кирилл, конечно, не признает своей вины. Но: слон уже зашел в посудную лавку, и уже толкнул шкаф. И посуда уже полетела. Интересно, купит ли патриарх мельничный жернов? Или, может, украинскому народу подарить такого рода необходимое орудие Патриарху Кириллу? Для напоминания о бесконечной мере ответственности.

Теги: