8-10 мая 2014 г. в колледже св. Арх. Михаила Торонтского университета в Канаде (St Michael’s College, University of Toronto, Toronto, Canada) прошел симпозиум на тему «Украинское Православие в мировой семье Православных Церквей: прошлое, настоящее и будущее» (Ukrainian Orthodoxy in the Global Family of Orthodox Churches: Past, Present and Future). Симпозиум был организован Товариством украïнців самостiйникiв Канади (Ukrainian Self-Reliance Association of Canada) и проходил под патронатом Вселенского Патриарха Варфоломея по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Канады митрополита Юрия (Калищука).
Следует особенно отметить то обстоятельство, что организация симпозиума обязана в первую очередь инициативе православных мирян канадской украинской диаспоры, членов организационного комитета, в частности, Ярослава Балана, Ярослава Лозовчука, Петра Кондра и Омелиана Еринюка. Летом 2013 года вице-президент организационного совета Ярослав Лозовчук объехал на машине половину Северной Америки, консультируясь с видными богословами, историками и церковными деятелями с целью выработки плана и основных тем докладов будущего симпозиума. Когда я год назад встречался с Ярославом в Миннесоте, то не мог предположить, что планируемый симпозиум будет проходить в период между Майданом и президентскими выборами, во время, определяющее будущее украинской нации и государства.

Каждый день симпозиума начинался и заканчивался горячими молитвами об Украине, о её страдающем народе, о погибших и о тех, кто рискует своей жизнью сегодня во имя восстановления мира и законности в стране. Всеобщим упованием, основным импульсом, сплотившим участников симпозиума, было стремление излечить раны церковного раскола в украинском православии. Собравший представителей всех юрисдикций восточного христианства украинской традиции, симпозиум по сути стал своего рода поместным собором и духоносным выражением церковного единства. В конференции принимали участие видные представители следующих церквей: от Украинской Православной Церкви в Канаде митрополит Юрий (Калищук), епископ Иларион (Рудник), прот. Роман Божик, прот. Ярослав Буцьора, проф. Роман Еринюк и многие другие; от Вселенского Патриархата протодиакон Иоанн Хрисавгис; от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прот. Николай Данилевич, проф. Владимир Бурега, архим. Виктор Бедь и прот. Андрей Дудченко; от Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата архиеп. Евстратий (Зоря), прот. Александр Трофимлюк и Александр Мирончук; от Украинской Автокефальной Православной Церкви архиеп. Игорь (Исиченко); от Православной Церкви в Америке прот. Леонид Кишковский, диак. Николай Денисенко и автор этой статьи; от Украинской Греко-Католической Церкви прот. Петр Галадза и диак. Роман Завийский.

Важно отметить также присутствие на конференции видных теологов, религиоведов, историков и общественных деятелей, таких как архим. Кирилл (Говорун), Сергей Плохий, Александр Саган и Хизер Колман. Митрополит Юрий принимал активное участие в симпозиуме, присутствуя на всех заседаниях, непосредственно участвуя в обсуждении главных тем симпозиума, а также общаясь с участниками в перерывах и за трапезами. По широте охватываемых вопросов, а также учитывая важность исторического момента для истории Украины, симпозиум можно считать самым значительным церковным событием жизни украинской православной диаспоры за последние полстолетия.

На повестке симпозиума можно выделить три центральные темы: историческое развитие украинского православия и его отличительные особенности; отношения между православной церковью, государством и гражданским обществом, а также связанные с этим богословские и пастырские вопросы; единство украинского православия. Что касается первой темы, то несколько докладчиков подчеркивали то обстоятельство, что историю украинского православия предстоит переосмыслить в свете новых исторических реалий независимой украинской государственности, а также внести значительные коррективы в тенденциозные истолкования нашей традиции во времена Российской и Советской империй. На симпозиуме отмечались такие отличительные особенности украинской богословской традиции, как ее открытость по отношению к западным влияниям (которая в прошлом часто толковалась отрицательно), ее бóльшие (в сравнении с русским православием) демократизм и веротерпимость, ее стремление к независимости от государственной власти, ее лиризм, подчеркнутый в «богословии сердца» Григория Сковороды и Памфила Юркевича. Отмечалась важность собирания, осмысления и продолжения Киевской богословской и литургической традиции.
При обсуждении второй темы, то есть отношения между церковью, государством и гражданским обществом, высказывались различные точки зрения. Одни участники симпозиума отмечали важность того, что церковные пастыри должны находиться вне политики для служения прихожанам с различными политическими взглядами. По мнению этой стороны, главной задачей церкви является духовное руководство и помощь пастве сохранить мир душевный в условиях государственного кризиса. Согласно этому мнению, аполитизм церкви может быть оправдан пастырскими нуждами.
Противоположной точки зрения придерживались те участники симпозиума, по мнению которых, церковь должна играть ведущую роль в деле образования нации и возрождения украинской государственности. Так как никакое общество не может существовать в идеологическом вакууме, то единственным эффективным средством против враждебных идеологий, разрушающих как моральные, так и государственные устои украинского общества, может стать идеология церковная, которая возродит украинское общество на почве христианских ценностей. Защитники этой позиции оправдывали ее прежде всего тем, что церковь не может молчать, особенно в то время, когда под угрозой находится само существование Украины как самостоятельного и суверенного государства. Церковь должна стать проводником национальной идеи. Церковь должна вернуть национальное достоинство своему народу и защитить его от денационализации. Бороться с шовинизмом и псевдоцерковностью «русского мира» можно лишь противопоставляя ему украинский православный этатизм, в котором церковные интересы обеспечивают идеологическую платформу для интересов государственных.
Третье мнение по вопросу об отношении между церковью и государством очертить более сложно, так как оно находится посередине между двумя крайностями церковного аполитизма и этатизма. Согласно этой позиции, церковь может влиять на государственный аппарат опосредованно, через гражданское общество. Церковь должна быть непосредственно связана с народом, чувствовать пульс народной жизни и откликаться на народную боль. Когда в государстве господствуют коррумпированные чиновники, когда попираются права человека и рушатся основы законности, обостряется межнациональная рознь и возникает угроза для жизни мирных жителей, то церковь должна возвысить свой пророческий голос, в первую очередь отстаивая права бесправных и притесняемых, а также являясь проводником мира и Божьей правды.

Как я уже сказал, симпозиум был преисполнен духом единства украинского православия и стремлением скорейшего уврачевания ран церковного раскола. Церковное единство есть реальность порядка пневматологического, мистического, евхаристического, вероисповедного, народно-исповедного, и лишь в последнюю очередь порядка иерархического. Церковь есть в первую очередь мистическое Тело Христово, богочеловеческий организм, соборность которого определяется единством веры и любви. Православный украинский народ уже осознает, что его вера и его стремление к единству являются залогом будущего канонического единства; церковная иерархия разрывает мистическую ткань тела Христова, когда действует автономно, игнорируя волю верующего народа. Церковное единство не зависит только от циркуляров, подписанных в кулуарах политической власти, будь то Москвы, Киева или Константинополя.

Бывают времена, когда пассивное ожидание того, что каноническое единство придет «сверху», оказывается совершенно бесплодным и безблагодатным квиетизмом. Сейчас время действия. Именно поэтому следующий всеукраинский православный собор должен стать проводником в жизнь канонического церковного единства украинского православия. Этого от нас требует время, этого от нас ждет народ, этого от нас хочет Бог.

Об авторе

Павел Гаврилюк, доктор философских наук, профессор исторического богословия, университет св. Фомы Аквинского, Сент Пол, Миннесота, США. Диакон в юрисдикции Православной Церкви в Америке.

Фото прот. Андрея Дудченко

Теги: