Политическая система суицида
То, что происходит сегодня в стране в связи с явной биологической угрозой Украине, заставляет автора вспомнить события почти четвертьвековой давности. Чернобыль. Киев.1986 год. Я никуда не выезжал тогда, был в городе. Все время не покидало ощущение, что власть (и союзная, и республиканская) куда-то исчезла и спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. Бродил по пустынным улицам столицы, переживая странное, двойственное чувство – страха и свободы. Кажется,
именно тогда в психологии многих киевлян произошел некий невидимый сдвиг, который проявился в 1991 году. Это был очень своеобразный момент истины, прозрения и просветления.
Говорят, что именно для этого Бог посылает нам многие испытания. Стало ясно (кому на уровне сознания, а большинству на уровне подсознания), что
если не лишим «кремлевских мудрецов» роли вершителей наших судеб, то нас ждет полный и окончательный Чернобыль.
Инстинкт самосохранения нации сработал в 1991 году.
Сегодня – еще один момент истины, относительно той системы власти, которую мы имеем в формально независимой Украине.
Что это за власть, которая постоянно опаздывает, которая не готова к войне, не готова к миру, не готова к стихийным бедствиям и эпидемиям, не готова к иностранному шантажу, к экономическому кризису, которая не готова ни к чему?
Которая начинает действовать лишь тогда, когда впору процитировать классика советской сатиры: «Поздно, Маша, пить боржоми …»
Кое-кто кокетливо обещал нам, что если экономический кризис приблизится к порогу Украины, то мы закроем перед ним двери и не пустим к нам. Кризис вышиб наши двери ударом финансового «сапога». Прозевали. О надвигающейся пандемии было ясно еще весной. Где была наш СНБОУ, где, между прочим, секретарствует человек с полноценным медицинским образованием, в прошлом практикующий врач? А ведь
именно СНБОУ должен быть «сторожевым псом» государства, бдительно отслеживающим все актуальные и потенциальные угрозы
нашему обществу и ориентирующим всю Украину на соответствующие мероприятия. Прозевали. А если завтра произойдет вооруженное нападение на Украину, тоже прозевают?
Может ли быть даже не эффективной, а просто адекватной власть, где президент и премьер, и парламент, находятся в состоянии непрекращающейся гражданской войны?
Может ли быть адекватной власть, если кадровая политика осуществляется на кланово-кастовой основе, когда нужен не профессионал, патриот и порядочный человек, а «кум-брат-сват» или «наш парень»? Когда партийная принадлежность и близость к лидеру (партии, правительства, страны) означают больше, чем все остальные объективные и субъективные качества претендента на высокую должность…
Я внимательно слушал выступления экс-заместителя председателя СБУ г-на Кислинского. Я не знаю, учился он на истфаке Киевского университета или не учился, настоящий у него диплом или фальшивый. Но я видел абсолютно заурядную, посредственную личность. Кто или что помогло ему сделать столь блестящую карьеру? За какие такие заслуги вознесли этого человека на такую аппаратную высоту? Знаю людей, намного более умных, образованных, профессиональных и достойных, которые и мечтать не могут о такой карьере. Откуда берутся такие кислинские, кто обеспечивает их фантастически стремительный рост? И не кажется ли тебе, читатель, что есть какая-то связь между возвышением этих людей и деградацией экономической и социально-политической ситуации в Украине?
Местечково-хуторянская кадровая политика несовместима со статусом европейского государства. Именно в этом отношении
мы являемся страной вполне африканской, только там подобная кадровая политика называется «трайбализм» – от слова «tribe» – «племя».
Это когда на высокую должность можно назначить только представителя племени президента или премьера, его родственника или земляка, то есть «своего человека». Но не для страны, не для общества своего, а для определенной персоны. Бывший экономический советник В.В.Путина Андрей Илларионов назвал такую кадровую политику неологизмом «своизм». Негативные свойства ее в России пока еще не проявились в такой мере, как у нас, благодаря наличию сохранившихся там еще со сталинских времен механизмов силового воздействия, которые ныне получили второе дыхание. В условиях же открытого и свободного общества «своизм» является однозначно самоубийственным. Наша страна все больше превращается в поле политических игрищ партийных свор, навязавших нам бесконечные выборы без выбора, от которых ничего к лучшему не меняется.
Нам дают возможность выбирать между несколькими кланами, решающими свои вопросы, и менее всего озабоченными проблемами 46 миллионов украинцев.
Откуда берется эта чехарда чиновников? Ведь любой из нас знает, что даже для того, чтобы войти в курс дела, нужно поработать на новой должности хотя бы 1 (один) год. Редко какой украинский министр может похвастаться более продолжительным стажем… А возникает эта чехарда из недр самой политической системы. Каждый партийный клан требует себе своей части политической «добычи», каждый партийный лидер должен «кормить» свою свору должностями, иначе соратники разбегутся («за что боролись?») И тут уже не имеют никакого значения ни образование, ни профессионализм, ни патриотизм кандидата. Главное, чтобы он был «свой» и чтобы должность успокоила на какое-то время его политические амбиции и ослабила давление на лидера внутрипартийной карьеристской массы. Эти люди живут в своем виртуальном параллельном мире, который нигде не пересекается с нашим, миром обычных граждан.
Так что вопиющий непрофессионализм, феноменальная бездарность и доходящая до гротеска безответственность являются абсолютно закономерными чертами отечественной государственной машины. Идет тотальная дискредитация демократии патологическими парламентскими болтунами… Глядя на них, даже убежденным либералам хочется немного диктатуры. Кстати, слабая, несовершенная, продажная демократия, исключительно для верхних слоев общества – это самый короткий путь к диктатуре. Читайте Аристотеля, философ давным-давно скрупулезно описал механизмы перехода от демократии к тирании.
Избежать диктатуры в том или ином виде Украина может лишь благодаря президентской республике и сильной власти авторитетного лидера.
Чтобы никто не подумал ничего плохого и страшного, вспомню Франклина Делано Рузвельта. Его власть была сильной и авторитетной, но не диктаторской. Сильный украинский президент должен быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти в стране. Тогда прекратятся бесконечные склоки между президентом и премьером. Ныне Верховная Рада часто берет на себя и функции исполнительной власти, и президентские полномочия, и даже функции власти судебной (временные следственные комиссии). Парламентарии занимаются чем угодно, только не своими обязанностями. В президентской республике
парламент должен сосредоточиться на законодательной деятельности, он должен стать фабрикой по производству законов, желательно качественных,
а не совать нос во все, что видит, не неся при этом никакой ответственности за результаты своих «кавалерийских набегов» на различные проблемы.
Кстати, очень бы не помешало завести каждому нардепу послужной список, эдакий формуляр, куда бы записывали, сколько за пять лет службы народу он подготовил законопроектов, сколько было принято, а сколько отклонено, сколько внес предложений и поправок. И тогда будет видно, нардеп занимался делом или решением своих приватных вопросов. Это существенно затруднило бы возможности избрания и переизбрания всяческих региональных охранников, секретарш, водителей, массажистов и маникюрщиц.
Нынешняя политическая система, основной смысл которой состоит в борьбе клановых группировок за распределение власти, должностей и денежных потоков, за трудоустройство своих функционеров на «хлебные места», является смертельно опасной для страны. Нам обещали на Майдане, что в Украине произойдет отделение бизнеса от власти, но произошло совсем другое отделение – власти от ответственности:
президент возлагает ответственность на премьера, премьер на президента, затем оба на парламент, а парламент, в свою очередь, на своих обвинителей. И заметьте, все ругают власть! И премьер, и глава государства, и депутаты.
Никто не хочет быть властью, когда надо отвечать. Но все хотят ею быть, когда принимаются решения. Очень
важно сегодня соединить власть с ответственностью, тогда количество соискателей руководящих должностей резко сократится.
Такое произойдет, когда претендент будет знать, что при определенных обстоятельствах кресло, в котором он комфортно сидит, может превратиться в горячую сковородку. Что тут можно не только блистать на светских раутах и на «свободах слова», не только ездить на казенном мерседесе, но и «загреметь по зонам котелками». А то ведь сегодня в Украине руководящая должность – это сплошной «парадиз», «Эдем», так сказать… Ведь в самом крайнем случае выгонят или переместят на другую должность вполне в духе былой номенклатуры (правда, тогда имелось и пугало в лице Комитета партийного контроля и КГБ).
К сожалению, сегодня наше государство существует почти исключительно в интересах обеспечения красивой жизни узкого круга высших чиновников и олигархов. На 46 миллионов украинцев оно не работает. Поэтому нынешняя система власти должна отмереть. Как справедливо отметил Юрий Щербак («День»): «…система не выживет, потому что проявляет абсолютную институциональную и кадровую слабость и несостоятельность».
Теги:
MichaelWeP написал: