От редактора. Нижеприведенная статья касается дискусионного вопроса о том, насколько допустимо использовать Церковь в агитационных целях. И допустимо ли такое явление, как вовлечение Церкви в избирательную кампанию, в принципе.


В данном тексте речь идет о попытках отдельных архиеерев УПЦ «играть на поле» одного из полуфиналистов президентских выборов в Украине. Однако известны случаи, когда предстоятели и священноначалие других Церквей в Украине прямо / непрямо, добровольно либо добровольно-принудительно выступали в поддержку иного кандидата. Таким образом, указанная проблема не касается только лишь УПЦ. Она, очевидно, является еще одной «лакмусовой бумажкой», свидетельствующей о степени политизированности внутри- и межконфессиональной жизни в Украине.

Поэтому мы призываем тех, кому есть что сказать (аргументированно!) по этому поводу, высказывать свою точку зрения / приводить примеры / выдвигать гипотезы и т. д.

*******************

«Они будут дивиться на нас, и будут считать нас за богов за то,

что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и

над ними господствовать!.. Но мы скажем, что послушны Тебе

и господствуем во Имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы

уж не пустим к себе. В обмане этом и будет заключаться наше

страдание, ибо мы должны будем лгать».
(Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы». Глава V. Великий Инквизитор)



Как говорил немецкий философ Вильгельм Гегель, «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории». Некоторые наши священнослужители, увы, как нельзя ярче иллюстрируют данный тезис. Несмотря на потерю доверия к церкви они снова принялись активно использовать Тело Христово, словно таран для достижения своих или чьих-то ещё интересов.

Позабыв каноны церкви, соборные постановления и заглушив совесть, принялись они беззастенчиво боготворить своего кандидата, лепить из смертного человека кумира и небожителя, сверхчеловека, некоего мессию, способного принести, ни много ни мало, но мир, счастье и рай на земле. Чаще всего лепят небожителя именно из Виктора Януковича, причём все, несогласные с фактически прижизненной канонизацией человека, объявляются почему-то врагами церкви. При этом открывается масса «видений», а у «прозорливцев» отверзаются уста. К глубокому сожалению и удивлению, видения и предсказания странным образом совпадают с личными политическими симпатиями «прозорливца» или с политическими интересами партии, в которых он состоит.


Несколько примеров: история и современность


Митрополит Одесский Агафангел (Саввин):

Стоит, пожалуй, начать с митрополита Агафангела, который всегда был в авангарде политической борьбы и всегда гордился своей «принципиальной и последовательной» позицией. Так, 4 марта 1990 г. он был избран народным депутатом Верховного совета УССР и вошел в историю как ярый сторонник КПСС. Чуть позже, ощутив монархические веяния, митрополит стал  принципиальным и последовательным монархистом. В 1999 и 2002 году владыка рассылал обращения в поддержку Леонида Кучмы: «Духовенство и верующие Одесской митрополии Украинской Православной Церкви поддерживают и одобряют курс президента Украины и нашего Государства на дальнейшее социально-экономическое развитие нашего общества и совершенствование демократии». В том же году, во время парламентских выборов, издаёт воззвание в поддержку Коммунистической партии Украины (1). В разное время «горячо поддерживает» Блок Натальи Витренко.

В 2004 году митрополит Агафангел – в авангарде агитационной программы Виктора Януковича, превратив церковный амвон в политическую трибуну. Глава Одесской епархии свидетельствует: Виктор Янукович является «Избранником Царицы Небесной», утверждает: на сем «человеке высоких государственных дарований» пребывает благословение Божие и Предстательство Богородицы (2). Более того, владыка с амвона угрожает церковными прещениями тем, кто не проголосует за «человека глубоко и истинно верующего» (3). Слова владыки «Виктора Андреевича Ющенко я знаю очень мало» не мешают ему агитировать против Ющенко и фактически называть его фашистом: «националист - всегда фашист, в какой бы форме он ни появлялся» (4).

Заметим, что чуть позже, когда мит. Агафангел лучше узнает Виктора Ющенко, он обратится к нему с такими словами: «В Вашем лице мы почитаем выдающегося творца независимого украинского государства, защитника традиций народа Украины, активного общественного и политического деятеля, талантливого дипломата. Ваш жизненный путь - яркий пример самоотверженного служения народу Украины. Ваши действия и мысли постоянно направлены на сохранение и утверждение духовной идентичности украинского народа, укрепление его морального здоровья и улучшение интеллектуального потенциала общества», а также заверит, что ежедневно молится за него у одесских святынь (5).

Но пришли новые выборы, а вместе с ними и новые видения. Ставя свою подпись в поддержку В. Януковича 22 сентября 2009 г., владыка заявляет «Виктор Янукович – самый достойный претендент на пост Президента Украины, за него голосуют люди со здравым смыслом» (6). Не забывает владыка и агитировать против конкурентов своего однопартийца (мит. Агафангел – член Партии Регионов), и  поделиться своими предвиденьями: «в последнее время премьер-министр Украины Юлия Тимошенко решила сделать Одессу вторым Чернобылем» (7).


Архиепископ Кировоградский Пантелеимон (Романовский):

Церковь – Тело Христово или предвыборный таран?2004 год для преосвященного владыки (тогда епископа) обозначился целым рядом видений и предсказаний. Например, в воскресенье 14 ноября 2004 г. после литургии владыка призвал голосовать за «божьего кандидата» Виктора Януковича, дополнив призыв «откровениями и предсказаниями» о Викторе Ющенко: «во-первых, он греко-католик, а никакой не православный, во-вторых, вся семья у него – яростные протестанты. После прихода к власти Ющенко закроет все православные церкви, а на базе Киево-Печерской Лавры и Почаевской Лавры устроит концентрационные лагеря для православных» (8). В том же году в Кировограде на одном из митингов в поддержку В. Януковича владыка Пантелеимон выступил со знаменитым заявлением, что ему трижды являлась Божия Матерь и указывала на Януковича как на Президента Украины. Откровение владыки вызвало недоумение в среде верующих: почему это Божия Матерь вдруг является с «агитацией» за Виктора Януковича тому, кто и так будет за него голосовать.

В 2009 году уже высокопреосвященного владыку снова посетили видения. Так, 16 сентября 2009 года, после богослужения и ненавязчивой агитки владыка Пантелеимон вручил Виктору Януковичу икону с тем, чтобы она стояла в его президентском кабинете, а также высказал уверенность, что лидер регионалов обязательно сядет в кресло в президентском кабинете по окончании предвыборной гонки (9).


Архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь):

Как умел, агитировал за Януковича и против его конкурентов наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел, известный также своим уважением к коммунистам («коммунистов я уважаю!» (10)). Например, 22 ноября 2004 года он заверил верующих в том, что «сейчас Юле нечего делать, ибо ей приходит конец» (11). Не забывает владыка сказать и о Викторе Ющенко: «ничего особого ни для Церкви, ни для государства он, кажется, не сделал» (12), видимо, забывая о воссоздании Успенского собора лавры.

И вот, спустя пять лет после «конца», перед вторым туром президентских выборов, владыка Павел благодарит обоих кандидатов, но тут же акцентирует, что Партию регионов благодарит «особо», подчёркивая, что его симпатии неизменно на стороне своей партии (13). В интервью другому изданию он все-таки признается, что «Юлия Владимировна как премьер для церкви сделала то, что до нее никто не сделал. Дала возможность беспрепятственно строить кафедральный собор, снизила для монастырей оплату за газ до уровня тарифов для населения...» (14)

Кстати, публичное озвучивание своих политических приоритетов, участие в выборах владыка объясняет весьма любопытно. Отвечая на вопрос корреспондента, не противоречит ли участие в выборах в светский орган власти доктрине о невмешательстве Церкви в дела светского государства, его высокопреосвященство ответил: «То, что Церковь отделена от государства, - это очень хорошо. Мы не вмешиваемся в государственные дела, какими бы они ни были, то ли со стороны Президента, то ли со стороны премьера или Верховной Рады. Но я, как и каждый священник, епископ, являюсь гражданином Украины и, как и все, исполняю свой гражданский долг» (15). Примечательно, что роль Президента в жизни церкви владыка Павел ограничивает: «А президент, как чадо Церкви, может лишь молиться, а не вмешиваться в дела Божьи» (16). Любопытна и оценка владыкой Павлом извинения предстоятеля УГКЦ кардинала Гузара за печальные факты участия греко-католических священников в политических кампаниях. «Что касается униатов, то они к любой власти будут приспосабливаться» (17) - таков был вердикт православного архиерея. Вот так своеобразно владыка Павел проиллюстрировал заповедь Христову: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12)


Митрополит Донецкий Иларион (Шукало):

Если в 2004 году, например, на митинге 27 ноября владыка Иларион заверял, что Виктор Янукович «получил благословение старцев и церкви, и поэтому он победит» (18), при этом Ющенко на том же митинге был назван «фашистом и сатаною», то к нынешней президентской компании владыка Иларион стал более осторожен: «Мы верим, что Господь поставит Виктора Федоровича», потому что «вся православная Церковь знает о его заслугах перед Богом, перед нашей Церковью православной, перед единством наших народов» (19).
 
В общем-то, в этом году благословляли, кто как мог, в меру своих знаний, способностей и утраченной совести. Так, например, встречая Виктора Януковича у врат храма, наместница Свято-Покровского Красногорского женского монастыря игуменья Агния (Миняйло) обратилась к лидеру регионалов с такими словами: «Благословляю вас, чтобы Вы получили послушание в президенты. Спаси Христос Сын Божий» (20).

Епископ Новокаховский Иосааф (Губень) 11 декабря 2009 года после богослужения подчеркнул, что он сам и прихожане верят, что «После стольких лет испытаний, посланных Виктору Януковичу, Господь пошлет ему помощь и дарует победу» (21).

Епископ Запорожский Иосиф (Маслеников)
29 января благословил Виктора Януковича на победу во втором туре президентских выборов и подарил чаемому президенту символ власти – булаву и Донскую икону (22).

Церковь – Тело Христово или предвыборный таран?Епископ Сумской Евлогий (Гутченков) во время визита Виктора Януковича в г. Сумы проводил параллели, сказав, что «Виктор Янукович уже прошел свою Голгофу», и отметил: «вместе с Вами на Голгофе оказалась и вся православная Украина» (23). А вот здесь сложно удержаться и не поинтересоваться, что именно имел в виду уважаемый владыка Евлогий, говоря о «прохождении Голгофы»? То ли сошествие во ад, то ли воскресение?

Примеров можно проводить великое множество… Священнослужители щедро наделяли своего кумира и «правильными», несомненными пророчествами, и яркими титулами…

Много титулов… Однако, никто, пожалуй, не пошёл дальше, чем единомышленник мит. Агафангела, печально известный настоятель храма Рождества Христова в Днепропетровской епархии протоиерей Евгений Максименко. Судя по наполнению сайта его приходской странички, храм только и существует для ведения политической агитации.

Так, в недавнем своём воззвании, озаглавленном по-пастырски лаконично: «Выбирай: послушница раскольника Филарета или богатырь Христов?», старательно проводится мысль о том, что Виктор Янукович русский богатырь в противовес воплощению дьявола в женском обличье.

«А если дьявол сам воплотится в человеческий лик, а если этот лик будет женским с жеманной улыбочкой и округлыми формами? Попали… Сети полны добычи. Именно женский облик принимал сатана, чтоб охмурить русских богатырей.

Но многим из них удавалось избежать чар ведьминых благодаря крепости духа русского. Человек, вставший когда-то на путь Православия, никогда не отступится от благословения Святой Канонической Церкви» (24)

Отсутствие элементарных гуманитарных знаний у своего кумира, его косноязычие и, в частности, боязнь участвовать в публичных дебатах автор воззвания оправдывает следующим образом:

«И не знавали русские богатыри, когда шли воевать за Русь Святую и Веру Православную, как изложить им краше пред людьми былину или притчу, но только призывали бороться за Правду Божию и свободу Руси […]. Не зли богатыря русского дурными своими вопросами из лукавого чрева, не испытывай терпение Господа за чадо свое любимое! Но, кто все-таки насмехался над богатырем, на того Кара Божия являлась и до седьмого колена роды их проклятием гибли!»

В ином своём воззвании прот. Евгений Максименко утверждает: «Твердо и уверенно могу сказать о рабе Божием Викторе Януковиче — он не просто верующий человек, он живет Богом. Это я знаю!» и добавляет: «я бы так охарактеризовал его: “Жесткий, но добрый и справедливый хозяин!”» (25).


Правомерно ожидая справедливых замечаний, что такие слова несовместимы не только с пастырской совестью, соборными постановлениями, канонами церкви, но в свете Евангелия являются богохульством, прот. Евгений Максименко заявляет: «Сегодня многие СМИ начали обвинять Управляющего Одесской епархией Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела в поддержке Виктора Януковича. Не имеет прав архипастырь агитировать. Даже ссылаются на решение Синода УПЦ. Пусть ссылаются - лучше всех Евангелие знает… сатана». Стоит ли напоминать, что изучение Священного Писание является обязательным для всякого верующего христианина. Судя по всему, сим тезисом пастырь пытается оправдать незнание даже ключевых мест Евангелия.

Что ж, откроем прот. Евгению тайну и напомним, что любимым чадом Господним в Евангелии назван Господь наш Иисус Христос: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17; Мк.1:11; Лк.3:22). Не лишне напомнить также, что слово «хозяин» в Евангелии встречается 14 раз, как правило, в притчах, и в большинстве случаев (11 раз) под словом этим разумеется Бог. Впрочем, прот. Евгений Максименко утверждает, что видит и хозяина, и возлюбленное чадо в ком-то ином, в нём же видит он и благоволение Божие…

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть»
(Мф.6:24). Судя по всему, прот. Евгений Максименко уже избрал своего господина и хозяина. Как избрали его и многие другие… Что ж, это их выбор. Я же избираю Христа!

* * *

Кстати, был ли хоть один случай за историю этих политических агитаций, чтобы кто-то из призывающих к покаянию сам раскаялся в своей неправде, в возводимой напраслине и клевете, в кощунствах, в конце концов?! Чтобы кто-то вышел к людям и попросил прощения за ложь и тщету, за использование Церкви, Тела Христова, в ненадлежащих целях. Увы, такие случаи мне неизвестны. А вместе с тем, хотелось бы напомнить, что столь активное участие в политических движениях, и уж тем более политическая проповедь с амвонов церквей, согласно 6 и 81 Апостольским правилам, 3-му правилу IV Вселенского Собора, и 11-му правилу Двукратного Константинопольского Собора приводит к извержению из священного сана таких клириков. Но более того, хотелось бы напомнить слова Христовы: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36)


Самый православный и почти святой…


А что до самого кумира, то Виктор Янукович – обычный человек. Человек с действительно непростой судьбой, перипетии которой наложили отпечаток и на его нынешние политические методы, и на критерии подбора окружения. Что до его религиозных воззрений, то информацию о «глубине» его церковности мы получаем от кого угодно, только не от самого «глубоко и истинно верующего». Все его воззрения можно свести к нескольким тезисам, вроде «вера – это важно» и «главное, чтобы была каноническая церковь», при этом, что именно значит «каноническая» и почему она каноническая ни разу не довелось услышать, но «поместная церковь – это зло». Опять-таки, почему зло, и почему зло именно в церковном, а не политическом (причём относительно Москвы) смысле, Виктор Федорович никогда не говорил.

В нашем обществе сложился особый «класс» верующих: «православные атеисты» и «бытовые верующие», которые искренне и с удовольствием верят в церковные и околоцерковные традиции, даже верят «в церковь», которые, быть может, причащаются и прикладываются к святыням, но в которых нет живой веры в Христа воскресшего и животворящего, той веры, которая просто не знает безразличия, но всегда стремится к познанию, которая мысленно обращается к Евангелию. Что ж, полагаю, что Виктор Федорович является в этом смысле таким же, как и десятки тысяч наших соотечественников... Быть может, именно этим он и привлекает людей? Вера его в этом смысле искренняя (не менее искренняя, чем вера суеверных людей в их суеверия), однако, судя по всему, предмет сей он никогда не считал важным настолько, чтобы приложить усилия и самому понять, что именно составляет его веру, во что он верит, не говоря уже о том, чтобы делами своими являть свою веру. Виктору Федоровичу не чужды вполне мирские слабости. Вот например, что пишет Тарас Чорновил.

«Пригадую помешкання Віктора Януковича в Межигір'ї. Отої ділянки в один гектар, на якій стоїть його палацик, більше, ніж досить, щоб бути щасливим при найбільших запитах. Ну, нехай ще 2-3-10 гектарів! Що робити на 130 га? Та й він сам відчуває, що це щось варте осуду, адже чомусь і мені в, здавалося б, щирій розмові розповідав ахінею про якихось арабських шейхів, яким ніби належить усе решта. А навіщо людині, яка може контролювати свої пожадання, 30 тисяч гектарів у Сухолуччі? Та ще й з озброєною охороною, кількома КПП, виритим за всіма правилами військової науки протитанковим ровом! А на цій же ж території і кілька невеликих сіл залишилося. Сьогодні вони ще можуть за перепустками проходити по спеціально для них зробленій дорозі (щоб пану очі не мозолити), а завтра? […] А ще ж є якісь маєтки в Криму, на Азовському морі, на Донеччині. А ще ота чехарда з квартирами классу люкс. І все це, до речі, не вклавши нічого, чи майже нічого з власних коштів. Вікторе Федоровичу, Вам не здається, що цей стан залежності від своїх пожадань стає патологічним?» (26).

Даже если закрыть глаза на способы обретения указанной недвижимости, возникает вопрос, какое отношение всё это имеет к святости человека? Да, наверное, подобные слабости, тяга к комфорту, быть может, излишнему, вполне простительны дл грешного человека, но они как-то контрастируют с обликом человека, которому, возможно, помимо его воли, упорно приписывают черты святости.

В действительности, о «глубине истинной веры», а точнее, о её поверхностности, можно судить по случаю, произошедшему весной 2006 года. Выступая 13 марта 2006 года на открытии памятника первому митрополиту Буковины Евгению (Гакману) в Черновцах, Янукович отметил символичность события, поскольку оно происходит в «святой день окончания Великого поста». Однако в 2006 году пост заканчивался через полтора месяца – на Пасху 23 апреля (27).

Признаюсь, мне сложно представить, что Виктор Федорович может прочесть наизусть, например, Символ Веры или пересказать Евангельскую историю, или же хоть какой-то эпизод истории церковной, или ответить на вопрос, сколько лиц и сколько природ во Святой Троице и сколько их во Христе, или хотя бы объяснить, каковы богословские отличия нелюбимых им католиков от православных… Надеюсь, что я ошибаюсь.

И, тем не менее, именно такую модель религиозных воззрений пытаются внушить благословениями и навязать прещениями и проклятиями со многих амвонов, как пример благочестивой, глубокой, истинной веры. И именно такого человека ныне предлагают в качестве примера вершинного благочестия и чуть ли не прижизненной святости, некоего мессии, защитника и спасителя Отечества (кстати, какого Отечества?). Быть может, именно таким ликованием преосвященных, преподобных и просто мирян объясняется отсутствие действительной глубины веры: «зачем прилагать усилия, если ты уже Избранник».

Церковь – Тело Христово или предвыборный таран?Поверив в собственную прижизненную святость и призвание свыше (а как не поверить при таком массированном внушении?), «Избранник Царицы Небесной» ещё в 2004 году обратился ко всему православному народу с воззванием, где, в частности, отметил, что «готов и обязан противостоять злу во имя добра, так как имею благословение Святой Церкви на свои труды, а для человека верующего благословение - выше Поста и Молитвы» (28). Отметим лишь ряд особенностей воззвания. Оно начинается с обращения «Возлюбленные о господе, братья и сестры!». Слово Господь здесь употребляется почему-то с маленькой буквы, а в тексте, адресованном также и архипастырям, и пастырям, почему-то сразу обращаются к «братьям». То ли незнание основ церковного этикета, то ли умышленное желание подчеркнуть своё равенство или даже превосходство… Невольно вспомнился эпизод, когда «смиренный и истинно верующий послушник» протягивает руку одному из своих почитателей, а тот подобострастно лобызает «святыню»…

Наверняка представители иных конфессий в Украине принимают участие в политической жизни, однако случай фактически прижизненной канонизации человека действительно является печально уникальным.

Что ж, снова, как и несколько лет назад, прозвучали из церковной среды слова угроз и проклятий в адрес одних, и щедрое осыпание дифирамбами и старанием пришить крылья другому… Прозвучали и кощунственные для сознания всякого православного верующего параллели… Прозвучали и слова очередных «пророчеств». Сбудутся ли они в этот раз и научат хотя бы кого-нибудь свои ошибки, или же парадокс Гегеля так и останется непреложным законом? В любом случае хочется пожелать всем нам мудрости и напомнить слова апостола Иоанна: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много появилось лжепророков в мире» (1 Ин. 4,1).

Примечания: 

1. https://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=61827
2. https://www.rusk.ru/monitoring_smi/2004/09/10/v_f_yanukovich_-_za_kanonicheskoe_pravoslavie/
3. https://www.religion.in.ua/main/analitica/3171-o-lzhecax-v-cerkvi-i-politicheskix-simpatiyax.html
4. https://www.otechestvo.org.ua/eo/2004_08/eo_6_01.htm
5. https://orthodoxy.org.ua/ru/po_eparhiyah/odeska/2008/02/22/14408.html
6. https://www.pravoslav.odessa.net/?id=283&pages=13&group=0&num_page=8
7. https://grominfo.net/ru/crossing/other/6072.html?task=view
8. https://www.chysto.com/index.php?item=news&sub=msg757
9. https://zadonbass.org/allnews/message.html?id=112588
10. https://gazeta-nd.com.ua/rubrics/dela-razumnye/434.php
11. https://obitel.kiev.ua/news/?id=75
12. https://www.lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=140&Itemid=99
13. https://www.lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=939&Itemid=100

14.  https://orthodoxy.org.ua/ru/2010/01/26/29758.html
15. https://orthodoxy.org.ua/ru/2008/04/15/15592.html
16. https://85.214.59.160/site/?act=news&id=61991&cf=
17. https://www.lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=140&Itemid=99
18. https://www.pravda.com.ua/news/2004/11/27/3004736/
19. https://www.zn.ua/1000/1550/68378/
20. https://ukranews.com/ru/news/ukraine/2009/09/17/2288
21. https://www.partyofregions.org.ua/pr-east-west/4b226267a89ba/
22. https://www.partyofregions.org.ua/pr-east-west/4b62ec0a94c5f/
23. https://www.partyofregions.org.ua/pr-east-west/4b0d2ef64f3d4/
24. https://www.otechestvo.org.ua/main/20102/0220.htm
25. https://xpx-kurilovka.net/o_egenyi_za_yanukovicha.html
26. https://www.pravda.com.ua/articles/2010/02/1/4698902/
27. https://www.fraza.ua/analitics/03.02.10/82994.html
28. https://rusk.ru/st.php?idar=321079

Теги: