Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Виктора Януковича с победой на выборах президента Украины 9 февраля. За пять дней до того, как украинский ЦИК объявил его победителем. И за шесть дней до того, как Януковича поздравил Дмитрий Медведев. Чем объяснить такую поспешность, ведь даже Кремль на сей раз грамотно выдержал паузу, а Патриарх «разразился» сразу и патриаршим поздравлением, и специальным обращением к народу Украины?


Представляется, что патриаршую торопливость обусловили два фактора. Один из них можно считать политико-стратегическим, второй же относится скорее к области самоощущения Предстоятеля РПЦ. Чрезмерно спекулятивным было бы предположение, что Кирилл «выполняет задание» Кремля и спешит действовать там, где российской власти спешка по понятным причинам противопоказана (слишком памятна осечка 2004 года).


Здесь, скорее, следует говорить о двух различных проектах Поместной Церкви на Украине. Первый проект неоднократно (еще в бытность главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) озвучивал сам Кирилл: речь идет о достаточно широкой автономии внутри Московского Патриархата. То есть речь идет об УПЦ МП. Этот проект фактически реализован, он идеален для сохранения – краткосрочного или долгосрочного - «постсоветской» украинской идентичности, но весьма проблематичен, если говорить о создании новой национальной идентичности на Украине.


Предыдущий президент Украины Виктор Ющенко в последние годы довольно активно занимался именно проблемой новой украинской идентичности (в данном случае для нас важна констатация факта, а не его оценка) и взял на вооружение второй проект Поместной Церкви – независимой от Москвы структуры, благословить создание которой, по мысли экс-президента, должен был Патриарх Константинопольский. Новую Церковь должны были образовать три конфликтующие украинские православные структуры. Впрочем, Ющенко поговаривал даже о четырех Церквах, подразумевая, по всей видимости, также греко-католиков.


Что бы ни говорил Патриарх Кирилл о тысячах верующих, которые радостно встречали его летом на Украине, он, разумеется, понимает, что украинский церковный раскол – это реальность, причем весьма болезненная. Янукович пока куда больше говорит о преодолении «политического хаоса», восстановлении экономики, пенсиях, коррупции и Евросоюзе, чем о Церкви, но совершенно ясно, что «президент всех украинцев» (а именно таким лидер Партии регионов обещает стать) не может остаться в стороне от раскола. В РПЦ ожидают, что Янукович займет какую-то позицию, примет какой-то проект, и рассчитывают на то, что это будет «проект Кирилла».

Patriarchus ludens: Кирилл и Янукович

До сих пор Янукович был «человеком УПЦ МП» и не демонстрировал желания наладить контакты с «раскольниками». В то же время для «президента всех украинцев» маргинализация миллионов прихожан того же Киевского Патриархата была бы шагом крайне странным и политически неграмотным.


Итак, первый фактор – политическая целесообразность: Кирилл, по всей видимости, рассчитывает вытеснить «церковный проект Ющенко» из украинской политики. Однако рассматривать этот фактор следует в сочетании с другим – ментальным. Патриарх – не машина, производящая правильные жесты в рамках определенного дискурса. Патриарх – это человек со своими слабостями, эмоциями, самооценкой, видением себя. Многие высказывания и действия Кирилла указывают на то, что он чувствует себя политиком и в ситуации статусно безопасной (Патриарху не нужно участвовать в выборах) играет в политический дискурс, перенимая его нормы, код, ритуал.


Важный момент: ни в тексте патриаршего поздравления Януковичу, ни в тексте его послания украинскому народу нет ни слова о церковном расколе. Ни слова о той очевидной проблеме, которая может и должна беспокоить Патриарха. Кирилл говорит о «периоде потрясений и нестабильности», «сложном политическом и экономическом состоянии», о том, что «ни одна страна мира не вправе указывать украинцам, что им делать и как им жить», «достойной и благоденственной жизни». В текстах встречаются специфические церковные вкрапления вроде призыва к молитве или цитаты из Второго послания к Коринфянам, но это лишь обертка, под которой – простой и ко всему прочему подсохший политический леденец.


Патриарх играет в политику, а дата поздравления – 9 февраля – свидетельствует о том, что играет он увлеченно. Увлеченность игрой и «не умеряемая никаким сомнением самозабвенность». Все по Хёйзинге…

Теги: