Вслед за РПЦ над введением проверки религиозных книг задумываются в УПЦ. Но если в средние века в список "запрещенных книг" попадали сочинения оккультистов или сектантов, то теперь церковного благословения могут лишиться некоторые вполне православные на первый взгляд издания
В 2007 г. все верующие обсуждали скандальную новость: в Пензенской епархии РПЦ группа православных самовольно ушла в затвор в пещеру. Они сожгли свои паспорта, полностью порвали связь с внешним миром, ожидая его скорейшей гибели. Пророчества "пензенских закопальцев", как и многих других сектантов, не сбылись. Но это событие обнажило серьезную проблему церкви - наличие групп верующих, готовых, по примеру старобрядцев пойти на раскол с РПЦ из-за собственного, крайне ригористичного понимания православия. Следующий раз эта проблема дала о себе знать в 2008г., когда Чукотский епископ Диомид открыто обвинил патриарха Алексия II в сотрудничестве с католиками и протестантами. Обвинитель-епископ тоже был против паспортов, ратовал за отказ от налоговых кодов и разрыв любых связей с "греховным миром". Потенциального старобрядца запретили в сане, или, по-мирски выражаясь, "уволили из рядов", однако проблемы шатания умов в церкви это не решило.
Теперь РПЦ серьезно взялась за проблему распространения псевдоправославных учений. Слишком дорого репутации церкви обходятся искажения учения. То какой-то московский священник заказал икону, на которой изображена святая Матрона со Сталиным, то группы верующих сами для себя канонизировали Иоанна Грозного, по приказу которого был убит канонизированный церковью митрополит Филипп. Если люди не понимают, что церковь не может одновременно почитать святым и жертву, и его убийцу, то это слишком долго нужно объяснять. Поэтому теперь книги, в которых будет какой-то бред о святости Иоанна Грозного или основополагающей роли Сталина, будут запрещены к продаже. В январе 2010г. Синод РПЦ принял специальное правило: вся православная литература теперь должна до издания проверяться на предмет богословской грамотности Издательским Советом РПЦ. Только те книги, которые одобрены богословами патриархии, будут продаваться в церковных книжных лавках. Подобное правило собираются ввести и в УПЦ, говорит протоиерей Георгий Коваленко, руководитель Синодального информационного отдела УПЦ.

Введение этих ограничений поддержали руководители крупных православных издательств. "Покупатели книг и журналов в церковной торговле с большим, иногда даже чрезмерным, доверием относятся к тому, что предлагают им наши лавки и магазины. А предлагают лавки издания, которые зачастую не имеют никакого отношения к тому, о чем говорит и чему учит наша Церковь", -- говорит первый заместитель главного редактора журнала "Фома" Владимир Гурболиков. Его беспокойство о распространении полуязыческой литературы разделяет и директор издательства "Дар" Георгий Гупало: "Для многих миллионов "православных", ничего не знающих о Православии, такие книги создают питательную почву, на которой произрастают самые уродливые вариации язычества, формируется совершенно неверное представление о нашей вере, вбивается в сознание утилитарное отношение к Христианству как одной из разновидностей народной медицины -- Малахов+молитва".
Есть и возражения против новой идеи. Цензура значительно увеличит время подготовки книги к печати, что может стать повредить финансовому состоянию мелких издательств, говорят противники новой идеи.
В ответ на возражения представители московской патриархии и киевской митрополии приводят одинаковые, но довольно сильные аргументы. «Речь не идет о цензуре. Цензура -- это запрет на распространение где бы то ни было, а церковь дает рекомендации своим книгораспространителям», -- сказал глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Церковь не претендует на то, чтобы какие-либо книги или журналы не имели никакого распространения в стране, если только они не признаны экстремистскими. Но, поскольку литература и СМИ, распространяемые в церковных лавках, пользуются особым доверием людей, они не должны его обманывать», -- говорит отец Всеволод.
Его точку зрения разделяет протоиерей Георгий Коваленко, руководитель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ: «Если такое правило будет принято, оно не будет предполагать запрета распространению книги в магазинах или на книжных базарах. Речь идет только о том, что продается в храмах или книжных лавках при храмах», -- напоминает отец Георгий.

Насколько не нова проблема, настолько старо и решение. К примеру, во Львовской епархии архиерей уже давно ввел контроль над обращением книг. "Многие издающиеся молитвенники "имеют" благословение Святейшего Патриарха, но на самом деле Патриарх их в глаза не видел. А ведь в этих молитвенниках могут быть вредные, самочинные, даже языческие молитвы! Если бы на молитвенниках в обязательном порядке стоял бы номер указа, число, да еще и телефон в Патриархию, то в случае сомнения верующие звонили бы и выясняли, действительно ли этот молитвенник имеет благословение Святейшего? – "А какой указ, какое число? Простите, у нас в списках этого издания нет". Мы в епархии именно так поступаем со всеми издающимися книгами, даже с брошюрками. Тогда сразу видно, где подделка. Было бы желание, а решить все возможно", – говорит архиепископ Августин.
Какие книги могут не получить разрешения РПЦ
Книга | Возможные причины запрета |
Серия "Помощь Ангелов-Хранителей", "Как ангелы-хранители людей от бед и несчастий спасают" | Оккультное содержание, магизм |
Старец Иероним | Значительный отрывок посвящен якобы "святости" Григория Распутина |
Исповедаю грех, батюшка | Подробный перечень поступков, которые вряд ли можно оценить нравственно, общее угнетающее впечатление |
Россия перед вторым пришествием | Ярко выраженный антиклерикализм |
Старец Антоний | Магизм |
"Православные талисманы и обереги" | Оккультное содержание, магизм |
Молитвенный щит | Полуязыческое объяснение молитв |
Теги:
https://www.rusk.ru/news_rl/2008/10/24/stalin_na_ikone/ До речі дуже "цікаві" погляди він там висловлює