— Размышляя над предложенной темой, я сознательно не буду касаться вопроса происхождения огня Великой субботы, который сегодня, к сожалению, очень отчетливо провел линию разделения между верующими... Также как отдельную тему я оставляю в стороне историю, отображенную в большом количестве литературных памятников Средневековья и связанную с мучеником, исповедником веры османским офицером Анваром, которая тесно переплетается с событиями предпасхальной церемонии Святого огня храма Воскресения Христова...1 Исключительным героем нашего небольшого исследования будет фрагмент южной части фасада храма Гроба Господня, его входной группы, а именно «Колонна Благодатного Огня», как ее именуют многие путеводители... 

Официальная версия сказания о колонне

Каждый входящий в храм Воскресения Христова в Иерусалиме, со стороны атриума (площади), не может не увидеть с левой стороны одну из трех мраморных колонн (как правило, многие православные паломники здесь останавливаются, а некоторые даже благоговейно ее целуют), которая имеет трещину, напоминающую глубокий шрам, и на вид обожженную. С этим повреждением традиционно связывают одну из легенд, которая достаточно широко растиражирована исключительно в православных (!) путеводителях. Согласно этому сказанию, группа клириков Армянской Апостольской Церкви якобы путем подкупа смогла добиться от османской администрации Иерусалима разрешения быть в храме Гроба Господня в Великую субботу накануне Пасхи. Заручившись фирманом (указом), предоставляющим право исключительно их конфессии находится в храме, армяне закрылись в периметре церкви... В надлежащее время патриарх Армянской Церкви вошел в Кувуклию и начал молиться о схождении Благодатного огня. В это же время греческий патриарх Иерусалимской Церкви Софроний IV, не допущенный в середину храма турецкой охраной, начал молиться с паломниками на площади перед вратами храма. Ожидание огня затянулось в сравнении с обычным временем, когда вдруг, внезапно с неба, послышался мощный гром и молния ударила в середину колонны, разрезав ее посередине (длина трещины 1,2 м), именно из сердцевины колоны брызнул огонь, от которого патриарх Софроний и зажег пучки своих свечей, раздав огонь верующим...

Легендарная колонна

Это был единственный случай, когда схождение огня описано как произошедшее вне периметра храма, — уточняют путеводители 
 
Литературные памятники сказания

В 2009 году по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), я начал работу над путеводителем по Иерусалиму и Святой Земле. Собирая исторический материал по храму Воскресения Христова в Иерусалиме, я еще тогда обратил внимание на отсутствие согласия в датировке происшедшего события и различие в деталях огромного пласта вариантов этой истории...
 
1517 г., 1549 г., 1579 г., 1634 г., 1686 г., XVII в., конец XVIII в., да и другие. Все эти даты назывались в разных источниках при упоминании о треснувшей колонне.
 
Один из источников (Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму и всей Палестине), изданный в Вене в 1787 г. Хрисанфом Прусским, способен все же внести определенную ясность. В этом издании сообщается, что данное событие имело место во времена правления Софрония IV — Патриарха Иерусалимского (1579-1608), Иеремии II — Патриарха Константинопольского (1572-1579), Сильвестра — Патриарха Александрийского (1569-1590) и Иоакима IV — Патриарха Антиохийского (1553-1592). Перечисленные в Венском источнике главы восточных Поместных Церквей действительно находились на своих престолах в одно время — во второй половине XVI века. Ну а факт правления османского султана Мурата III с 1574 по 1595 гг. говорит о том, что единственной датой, когда правление этих исторических личностей, возможно, могло пересечься, — это 1579 год.
 
Современный греческий исследователь Харалампос К. Скарлакидис в своем труде «Святой Свет. Чудо схождения Света Воскресения на Гроб Господень»2 ссылается на самый древний источник по этой теме — кодекс Monacensis Graec. 346,3 на греческом языке, упоминающий событие о треснувшей колоне. Этот документ хранится в Мюнхенской библиотеке и являет собой «Путеводитель по Святым местам иеромонаха Анании». Рукопись принадлежит авторству критского иеромонаха Акакия 1634 г. и представляет список оригинального труда иеромонаха Анании, написанном в 1608 г., через 29 лет после описываемого события: «...и тогда, говорят, что вверх вышел Святой Свет из той колоны, которая немного треснута....»3.
Трещина в предании о «схождении Благодатного огня»

Титульный лист кодекса Monacensis Graec. 346,3 на греческом языке

Русский перевод этого памятника был опубликован в 1890 г. в Санкт-Петербурге меценатом-греком А. Пападопуло-Керамевсом.

Еще один памятник изданный в Вене в 1749 г. «Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму»4 принадлежит авторству архимандрита Симеона. В нем также идет речь об исхождении огня из колоны: «...и поднялся патриарх на престол Святой Елены, рядом с одной из колон, и молились Патриарх и народ.... и рассеклась одна из колон, и вышел наружу Святой Свет...».

Фрагмент Венской рукописи, описывающий рассечение колонны

Паломник из России, старообрядец Иоанн Лукьянов, побывавший в Иерусалиме в 1710-1711 гг., в своих путевых записях полностью передал греческую версию рассечения колонны, сопроводив его своей датировкой «24 рока тому де прошло». Учитывая, что в Святой Земле И. Лукьянов был в 1710-11 гг., при вычислении мы получаем 1686 г. (1710 - 24 = 1686), еще одна дата появления трещины в колонне... 
 
Коварные армяне?
 
Интересным по-своему является свидетельство монаха Серапиона, который относит дату рассечения колонны вообще к концу XVIII столетия... В его труде «Путешествие во Святый Град Иерусалим монаха Серапиона... 1830 и 1831 гг.» говорится о том, что именно «...сим совершилось чудо оправдавшее православие греков и обязавшее самих Треклятых, по слову Дмитрия, святителя Ростовского, армян к выполнению условий, сколько жестоких, столько и гнусных: лишиться жизни, или есть человеческий кал, приготовленный ими в большом каменном корыте для греков, если бы сии остались посрамленными. В память сего знамения, всенародно явленного Богом для утверждения Православия Греческия Церкви, турками над трещиной столпа прибита надпись: «Армяне калоеды», и упомянутое, уже пустое корыто с деревянною ложкою находится возле оного вцелости...»5.
 
Убежденность в своей исключительности, поддерживаемая массовой эйфорией вокруг «Благодатного огня», как в те далекие времена, так и сегодня, просто поражает! Спустя века, благодаря «благочестивой» мифологии, отношение к армянам-собратьям по вере в Воскресшего Христа, приобрело невиданную надменность. Вот одно из современных свидетельств, апеллирующее к истории с колонной: «Армяне, потерпев поражение, вышли из Храма с печатью позора на их лицах. Бог постыдил врагов истинной и безукоризненной веры православной. Враги Воскресшего Христа исчезли и рассыпались как дым. Прошло много времени, пока они снова появились в мире, но их коварным планам не было дано осуществиться, лишь позор остался им в наследство оттого знаменательного дня, равно как и всем другим поколениям еретиков, претендовавшим на получение Благодатного Огня....»6.
 
Но примечательным является следующий факт, сама колонна, как и часть храмового комплекса в той части, в которой она находится, принадлежит именно Армянской Церкви, являясь святыней и для армянских паломников. Когда гиды победоносно воспроизводят для православных паломников легенду о исшествии огня в Великую субботу именно для православных (подчеркивая исключительность греческой веры), то или сознательно, потакая слушающей аудитории, или от незнания других версий, совсем в стороне оставляют армянскую интерпретацию почитания колонны.
 
Так, согласно армянской традиции здесь действительно в свое время появился чудесным образом огонь, но он был явлен бедным паломникам-армянам, которые не могли попасть внутрь храма из-за неимения средств для того, чтобы уплатить бакшиш турецкой храмовой страже... Причем автор одного из свидетельств, Симеон Лехаци, который провел в Святой Земле довольно длительное время, с 1608 по 1619 гг., не упоминает трещину, хотя пишет, что Святой свет «сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери..... до сих пор видны места охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь (денег) и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы не лишились света. И мы тоже своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны. Этот указ о чудесном свете вырезан на каменной плите дверей (церкви) Воскресения, эта грамота написана по-мусульмански....»7. Что же это за плита?
 
Эпиграфическая арабская плита «свидетель» чуда?
 
Церковь Сорока мучеников. Над входом плита с текстом на арабском языке,через открытую дверь виден атриум

Над общим входом в капеллу Сорока мучеников Севастийских (с западной стороны атриума), с внутренней стороны входа, действительно есть плита с арабской вязью. Иеромонах Мелетий, старец Саровской пустыни, путешествовавший в Иерусалим в 1793 и 1794 гг., в своих записках «Путешествие в Иерусалим» сообщает: «Сие повествование впрочем подтверждает и дает несомненную имоверность та каменная четырехугольная плита, на коей все сие происшествие изображено на арапском языке. Плита сия всеми видимая, на площади близ св. врат вложена снаружи в восточную олтарную стену св. четырядисети мучеников...». Старец Мелетий, попросил сопровождавшего его иеромонаха-араба перевести текст для уточнения даты, но «сколько он не старался, не мог исполнить это по причине, что плита от полу каменная, которым устлана площадь, высоко поднята, а при том, некоторыя буквы испортились от долготы времени и высоты места, приставить же лестницу, по политическим обстоятельствам было невозможно..8.
 

Старцу Мелетию пришлось верить на слово арабу, который не смог прочесть текст на арабском... Но дело в том, что если бы гид-араб старца Мелетия действительно перевел надпись, он бы расстроил русского паломника... Надпись эта и сегодня находится там, где указано в путевых заметках старцем Мелетием — над общим входом в храм Сорока мучеников, только вот при переводе обнаруживается, что ни о каком чуде рассечения столба и исходе Благодатного огня там и речи нет!

Трещина в предании о «схождении Благодатного огня»

Плита с арабской вязью

Вот перевод этой надписи:

«Аллах Всемилостивый благословил Даврвджа из Стамбула на хадж9.

Было... в седьмой месяц 1046 года (1636 г. от Р. Х.)

последний месяц 1049 г. от хиджры10 (1639 г. от Р. Х.)».

По всей видимости, эта плита с арабской фиксацией хаджа некоего благочестивого мусульманина первоначально была в другом месте... Иерусалим — это особый город, здесь в кофейнях Старого города можно увидеть фрагменты фасадных частей с христианской символикой базилики императора Константина, на крепостных стенах — греческие эпитафии в tabula ansata («табличка с ручками»); гуляя по узким улочкам города, можно обратить внимание на то, как на стенах домов чередуется вмурованная символика X римского легиона и посвятительные надписи крестоносцев, ну а в арабских двориках мне приходилось видеть оссуарии (костницы) межзаветного периода, переживающие свою «новую жизнь» в качестве цветочных горшков.... Вот и судьбу этой плиты, продлевая ее земное существование и гарантированное уважение, решил какой-то безымянный древний строитель, вмуровав ее в стены церкви Гроба Господня...

Посетивший Иерусалим в 1845 г. молдавский паломник монах Парфений (Агеев), во втором томе описания своих путешествий также сообщает об этой арабской эпиграфике: «....колона эта почитается православными и неправославными и даже армянами. Хочу написать об этом случае, о том, что восточно-православные христиане единогласно говорят об этом вопросе, и сами турки это подтверждают. На одной из стен есть мраморная плита и, говорят, что случай этот записан на ней. Но мы не могли прочитать, ибо надпись сделана сирийскими буквами на арабском языке. Так я слышал о ней, но не прочел»11.

Можно только представить, сколько тысяч наивных паломников столетиями слушали мнимый перевод этой надписи с арабского языка, повествующий о чудесном выходе огня из колонны...

Подводя промежуточный итог, следует подчеркнуть, что, разнясь в деталях, в датировках, в целом все сказания, пытающиеся объяснить трещину в колонне, сходятся в одном — это результат удара молнии и выхода из колоны Благодатного огня... Но это поздние трактовки трещины, относящиеся к Средневековому периоду. Оказывается, трещина в колонне более древняя, нежели приписываемая ей легенда об Огне.

Мистический сон императора

Позволю согласиться с гипотезой о. Андрея Кураева12, который предложил об истоке легенды о «чудесной колонне» прочесть в труде академика-византолога В. Г. Василевского «Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-ой половины IX века»13.

Трещина в предании о «схождении Благодатного огня» 

Титульный лист «Православного Палестинского сборника»,содержащего статью академика В. Г. Василевского

Ссылаясь на хроники патриарха Евтихия Александрийского, Епифаний сообщает, что «при халифе Аль-Мамуке (813-834 гг.) в Иерусалиме и вообще в Палестине был большой голод, вследствие которого многие жители и особенно мусульмане удалились из города. Этим благоприятным случаем, освобождавшем от всякого ревнивого наблюдения со стороны мусульман, воспользовался патриарх Фома для возобновления купола над Гробом Господним, так как он уже давно угрожал падением. При содействии одного богатого египетского христианина добыты были нужные средства и материалы, постепенно разобран прежний свод и возведен новый, - пятьдесят больших древесных стволов кедрового и соснового дерева были привезены с острова Кипра, сорок из них поддерживали свод во время переделки. Однажды патриарх видел сон; ему показалось, что изнутри одного из таковых сорока столбов, поддерживавших свод храма Воскресения, вышли сорок мучеников, и пробудившись он сказал себе: сорок столбов, поддерживающие свод, суть сорок мучеников. Вследствие того ежегодно с сих пор в день сорока мучеников стали совершать здесь торжество в их честь подле той колоны, к которой относилось видение, а она стояла от алтаря на южной стороне».

Сегодня можно с уверенностью говорить, что интерпретация трещины в коринфской колонне при входе в храм Гроба Господня со стороны атриума издревле интересовала как паломников, так и хронистов разных периодов. Эволюционируя, идея о том, что из колонны что-то «вышло», принимала разные повествовательные формы: от выхода мучеников во сне патриарха, до чудесного выхода огня...

Вокруг любого чуда со временем появляется большое количества легенд, которые со временем обрастают новыми подробностями. При этом среди них происходит естественный отбор, выживают наиболее популярные и яркие, захватывающие воображение сказания. Чем древнее история, тем меньше шансов найти изначальный вариант легенды, в котором, возможно, есть некоторая доля действительности...

Архитектурные «потрясения» храма Воскресения Христова

Но если внимательно присмотреться к фасаду храма со стороны атриума, обращает на себя внимание то, что большая часть других колонн у врат и во дворе храма имеют похожие повреждения... С противоположной, правой стороны от входа одна из колонн вообще обшита металлическим тубусом, предотвращая ее полное разрушение; соседняя с ней колонна очень похожа по повреждению с той, вокруг которой собрано столько сказаний, а следы многочисленных пожаров отчетливо «запечатлены» и на других колоннах.... Если перебрать в памяти сколько раз церковь Гроба Господня умышлено разрушалась или страдала во время многочисленных землетрясений и пожаров14, можно представить и сколько пережили эти колонны за более чем тысячу лет...

323 год был ознаменован тем, что император Константин одержал окончательную победу над своим бывшим соправителем Лицинием, овладев восточными провинциями. В пределах его империи с новыми границами оказалась и Элия Капитолина. Особым декретом от 325 г. император провозгласил Палестину Святой Землей и вернул Иерусалиму его прежнее имя. С этого времени начинается грандиозный проект по возведению базилики над местом Распятия и Тредневного ложа Христа Спасителя. 14 сентября 335 г. храм был освящен...

Первый удар храму Воскресения нанесли персы в 614 г. после их захвата Иерусалима. Ремонт был возможен только после капитуляции Ирана в 628 г. Следующий серьезный ущерб храму Гроба Господня нанесли мусульмане в 965 г., когда движимые местью за поражение в Киликии от византийского императора Никифора II Фоки, толпы погромщиков ворвались в храм, убили патриарха и подожгли ворота, от пожара сильно пострадала ротонда, у которой сгорел купол...

Но самый страшный за всю историю удар постиг храм Гроба Господня в 1009 г. Египетский халиф из династии Фатимидов Хаким Аль-Хаким отдал приказ разрушить христианскую святыню до основания. Ротонда была уничтожена полностью, включая Кувуклию. Такая же судьба постигла и базилику Константина, от ее колонн остались только основания. Арабский хронист Яхья, свидетель разрушения, писал, что на месте церкви возвышались лишь те ее остатки, которые было просто невозможно снести... В 1031 г., после подписания мирного договора с Византией, храм начали восстанавливать, но землетрясение 1033 г. разрушило все вновь возведенные стены. Серьезные строительные работы были начаты в 1048 г., которые были продолжены крестоносцами, овладевшими Иерусалимом с 1099 г. Но по площади церковь Гроба Господня уменьшилась в два раза... Теперь комплекс храма состоял из храма Воскресения, Кувуклии и атриума, а главным входом стал бывший второстепенный вход, который вел в атриум с южной стороны... Можно сказать, что с завершением крестоносцами радикальных строительных работ в 1149 г. храм Гроба Господня в целом приобрел тот вид, в котором он дошел до нашего времени.

Конечно же, нахождение Иерусалима в сейсмически опасном поясе давало о себе знать — частые землетрясения то и дело обрушали какие-то части храма. Но самым мощным подземным толчком было землетрясение 1545 г., в результате которого обвалился верхний ярус колокольни, возведенной крестоносцами. Кстати, большая часть рухнувшей конструкции упала на площадь-атриум, завалив и серьезно повредив фасад, ставший теперь главным, южным входом в храм Воскресения Христова, в левой части которой и находится треснувшая колонна. Возможно, повреждения на колоннах фасада — это следы одной из многих катастроф, включая сильнейшие пожары, которые пережил храм...

Трещина в предании о «схождении Благодатного огня»

Схематическое изображение храма Воскресения Христова. Цветом выделены фрагменты построек крестоносцев. На переднем плане уцелевшая часть колокольни и атриум,куда обрушились верхние ярусы после землетрясения, серьезно повредив фасад

Седая история о «коварных армянах» и обиженных греках и арабах, равно как и другие сказания и легенды, зафиксированные хронистами в исторических памятниках, заслуживают внимания из-за почтенного возраста и представляют интерес для исследований в качестве апокрифического литературного наследия. История рассеченной колонны — это тот случай, когда религиозная эмоциональность должна быть уравновешена христианским трезвением, чтобы Евангельская любовь не была заглушена иллюзией, прелестью исключительности... Ну а сама материальная составляющая этих легенд — устойчивость мрамора — никого не может оставить равнодушным, вызывая только восхищение!

Протоиерей Олег Скнарь

1 Настораживающее наших паломников поведение арабской молодежи во время церемонии «Святого Света», восседающей друг у друга на плечах, бьющих в дербуки (восточные барабаны) и выкрикивающих речевки на арабском «Наша вера правая — вера христианская», как раз непосредственно связано с исповеданием турецкого военнослужащего.

2 Харалампос К. Скарлакидис, Святой Свет. Чудо схождения Света Воскресения на Гроб Господень, Афины, 2017.

3 Рукопись зарегистрирована под номером 346 в каталоге Hardt Ignaz. Catalogus codicum manuscriptorum graecorum bibliothecae regiae Bavaricae, t. 3, München, 1812, S. 547-48.

4 Προσκυνητάριον Αγίας Πόλεως Ιερουσαλήμ (Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму), Вена, 1749, c. 19.

5 Король М. Королевские прогулки по Иерусалиму, Иерусалим, 2008, с. 48-49.

6 Архимандрит Савва Ахиллеос. Я видел Благодатный Огонь. Перевод с новогреческого Евангелии Лагопулу, ред. Иеромонах Иосиф Киперман, Афины, 2002.

7 Симеон Лехаци, Путевые заметки, М.: Восточная литература, 1965, с. 214.

8 Авдуловский Ф. М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме, М., 1887.

9 Хадж — (араб., «паломничество») в мусульманской традиции паломничество к святым местам Ислама — Мекке и ее окрестностям. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы, налога и поста.

10 Хиджра — (араб., «переселение, выселение»), в основном значении — переселение Мухамадда в 622 г. из Мекки в Медину., событие от которого мусульмане ведут свое летоисчисление.

11 Monk Parthenius. Holy Week and Pascha in Jerusalem // Orthodox Life 34, 2 (1984), New York, Jordanville.

12 https://diak-kuraev.livejournal.com/1984092.html

13 Православный Палестинский сборник, т. IV, 2, кн. 11. СПб., 1886, с. 68.

14 Самые сильные разрушения храму Гроба Господня нанес пожар 1808 г.

Фото предоставлены автором

Теги: