1. О «брёвнах»: количество храмов

УПЦ действительно является наибольшей религиозной организацией Украины по количеству приходов. По состоянию на 1 января 2018 года УПЦ, согласно официальным данным Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины, 12348 приходов. УПЦ КП имеет в 2,5 раза меньше – 5167 приходов. Ситуацию с количеством храмов можно лучше понять, если обратить внимание на статистику передачи храмов государством в собственность или пользование общинам УПЦ и УПЦ КП. На 1990-е пришёлся бум такой передачи, и, вместе с тем, он совпал с периодом предпочтений государства в пользу УПЦ. Так, во времена президента Леонида Кучмы (1994-2005) на 7 сооружений, переданных УПЦ, приходилось одно, переданное УПЦ КП. В те времена существовала негласная (и гласная – «на местах») политика предпочтения государственными органами УПЦ именно Московского Патриархата. Обращения УПЦ КП зачастую получали отказ или игнорировались, в то время как УПЦ получали разностороннее содействие. С приходом к власти Виктора Ющенко ситуация немного сбалансировалась, однако к тому времени большая часть сооружений уже была передана религиозным организациям.

Примерно тот же дисбаланс наблюдался и со строительством храмов: государство выделяло землю для УПЦ и зачастую прямо помогало в процессе. Такая ситуация наблюдалась отнюдь не только в нескольких восточных областях Украины, но была повсеместной, включая Киевскую, Полтавскую, Черниговскую, Ровенскую и Волынскую области. Единственным исключением, где баланс передачи был в пользу УПЦ КП, были три области: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. В целом, за годы независимости соотношение переданных сооружений составляет 4:1 в пользу УПЦ. Сложно поверить, но есть области, где за все годы независимости Украины, государство вообще не передало ни единого сооружения для УПЦ КП – ни в собственность, ни в пользование (например, Луганская и Закарпатская).

Сейчас многие иерархи УПЦ напоминают об отделении церкви от государства и о том, что последнее обязано быть беспристрастным, не имея права симпатизировать какой-либо организации. При этом такие спикеры забывают о том, как много сами выиграли от наличия государственных симпатий за эти десятилетия. И, конечно, не было слышно тогда призывов со стороны иерархов УПЦ к беспристрастности. Впрочем, готтентотская мораль давно укоренилась в церковной среде: дискриминация плоха лишь тогда, когда она не в «нашу» пользу, тогда она – зло, и государство поступать так не имеет права; а если дискриминация в «нашу» пользу, то она хороша, правильна и государство именно так и должно поступать.

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

Чтобы увеличить изображение, нажмите на него

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

2. О «рёбрах»: количество верующих

Председатель Отдела внешних церковных отношений РПЦ митр. Иларион (Алфеев) часто повторяет: «Русский народ говорит, что Бог не в бревнах, а в ребрах». Вторит ему и председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда: «мы помним одну ключевую вещь: храм не в бревнах, а в ребрах. Для нас важен даже не сам факт строения храма, а люди». Последуем их совету и переведём внимание со строений на людей.

По данным Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова (авторитетный в Восточной Европе негосударственный аналитический центр), к марту 2018 с УПЦ КП себя идентифицируют 43% православных верующих Украины, что составляет 29% жителей Украины. При этом, на протяжении последних 8 лет, идентификация людей с УПЦ КП неуклонно растёт. С УПЦ себя идентифицирует в два раза меньше – 19% православных или 13% жителей страны. И эти цифры неуклонно сокращаются.

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

К слову сказать, следствием симпатий государства к УПЦ стала более развитая структура храмов этой юрисдикции, а значит большая доступность этих храмов для верующих. Часто случается, что верующие УПЦ КП, не имя поблизости храма своей юрисдикции, идут в храмы УПЦ. При этом у священноначалия УПЦ КП хватило мудрости не препятствовать этому. Такой подход стал весьма распространённой практикой. В то же время обратного явления не наблюдается: верующим УПЦ запрещено посещать «капища» УПЦ КП. Иными словами, если вы видите множество людей в храме УПЦ, то вполне вероятно, что часть их окажутся верующими Киевского Патриархата. Если вы видите множество людей в храме УПЦ КП, то почти наверняка все они будут верующими Киевского Патриархата.

3. О доверии церквам и их предстоятелям

Дополняют вышеприведенные данные о динамике числа верующих УПЦ и УПЦ КП и данные о доверии этим церквам. Так, на вопрос «Какой церкви Вы доверяете наиболее?», 38% жителей Украины ответили, что доверяют УПЦ КП, и в 3 раза меньше, 12% – УПЦ. Характерно, что люди доверяют УПЦ КП больше чем УПЦ даже на юге (43% vs. 9%) и востоке Украины (22% vs. 19%), чего не было ещё 8 лет назад. Киевскому Патриархату удалось добиться доверия жителей даже в традиционно ориентированных на РПЦ регионах Украины.

Примечательно, что среди тех, кто идентифицирует себя с УПЦ, наиболее доверяют собственной церкви 70% верующих, а 15% наиболее доверяет «конкурентам» – УПЦ КП. Это может говорить о том, что существенное количество верующих УПЦ видят правоту не за своей церковью, а за УПЦ КП. В то же время среди верующих УПЦ КП такой «размытости» нет: 90% наиболее доверяют именно своей церкви и лишь менее 1% «конкурентам» – УПЦ.

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

Среди верующих УПЦ собственному предстоятелю, мирополиту Онуфрию (Березовскому), доверяют 47%, а «конкуренту», патриарху Филарету (Денисенко) – 37%. Среди верующих УПЦ КП собственному предстоятелю, патриарху Филарету, доверяют 66%, а «конкуренту», митрополиту Онуфрию – 48%.

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

Эти данные говорят о том, что, во-первых, несмотря на многолетнюю информационную войну между двумя ведущими конфессиями страны, люди склонны в большей степени доверять УПЦ КП и её предстоятелю, патриарху Филарету, чем УПЦ и её предстоятелю митрополиту Онуфрию. Если обратиться к словам апостола Павла «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19), то более искусным, судя по всему, оказался Киевский Патриархат и её предстоятель. Во-вторых, приведенные данные демонстрируют, что многолетняя интенсивная пропаганда со стороны УПЦ и РПЦ против предстоятеля УПЦ КП патриарха Филарета, провозглашение анафемы, запугивание верующих и проч. не только не принесли ожидаемого результата, но дали результат прямо противоположный – ударили по авторам идеи чёрного пиара.

Впрочем, Вселенский патриарх Варфоломей ещё в 2000 году предупреждал о том, что методы РПЦ с провозглашением анафемы, потоками компромата и запугивания верующих являются деструктивными, усугубляют проблемы и ведут к насмешкам над православием: «не только не произошло излечение методами церковного руководства (РПЦ – В.М.) этого страждущего народа, но в последнее время проблема лишь усилилась и распространилась таким образом, что Православная Церковь стала предметом насмешек и издевательств».

И действительно, если посмотреть на динамику доверия жителей Украины к предстоятелям Церквей, то можно обратить внимание на то, что машина чёрного пиара никак не задела патриарха Филарета; он имеет рейтинг доверия такой же, как суммарно у патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия. В то время как доверие к патриарху Кириллу, изначально довольно высокое, просто рухнуло, так что никакой пиар с крестными ходами и транспарантами «Кирилл – наш патриарх» положение не спасли. Ситуацию в значительной степени иллюстрирует известный псалом: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» (Пс.7:16).

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

4. Об отношении к автокефалии

В свете динамики принадлежности верующих к конфессиям, доверия церквам и их предстоятелям вполне закономерно выглядит и динамика восприятия гражданами автокефалии в Украине, церковно-административной независимости от Москвы. Согласно вышеуказанным источникам, за последние десять лет становится все меньше сторонников церковного административного единства с Москвой и всё больше сторонников автокефалии. К марту 2018 года 50,3% опрошенных выступали за автокефалию Украинской Церкви, и в 5 раз меньше – 9,2% – за сохранение единства с РПЦ.

О «брёвнах» и «рёбрах»: особенности церковной статистики в Украине

Примечательно, что даже среди верующих УПЦ всё более ощутимы центробежные настроения. Так, 42% верующих УПЦ выступают за единство с РПЦ, в то время как примерно столько же (39%) выступают за автокефалию. Можно бесконечно «повторять камлания» (по остроумному выражению митрополита Тульчинского Ионафана) о том, что автокефалия есть «измена Православию», «путь в унию», «путь в ад» и сочинять легенды о догматической святости «триединой Руси», и тут же лгать о том, что «поместная церковь в Украине уже есть» (об этом приходилось писать отдельно), однако на поверку оказывается, что все эти инструменты из средневекового арсенала едва ли способны сдержать автокефальный настроения, да и вообще повлиять хоть на что-то в XXI веке.

Весьма красноречиво иллюстрирует все описанные выше тенденции свежая новость УПЦ о том, что на Фанар доставлено 50 тысяч подписей верующих против автокефалии. А ведь в УПЦ насчитывается 53 епархии и около 12 тыс приходов. Выходит, что в среднем удалось собрать чуть более тысячи подписей с каждой епархии или около 4 подписей с каждого прихода. И это при том, для достижения такого результаты шло всё: от благословений, до диктата, подтасовок и сбора подписей на предприятиях и среди людей далёких от церкви.

P.S.

Timere fidem oculorum в переводе с латинского – «бояться поверить собственным глазам». Страх часто заставляет людей закрываться в своём собственном выдуманном мире, мире зазеркалья. Заставляет не замечать реальность, генерировать ложь и верить в неё, всё более погружаясь в двоемыслие. То тут, то там слышны старые заверения в том, что «Абсолютное большинство украинского народа против пресловутой автокефалии», в том, что «УПЦ КП – жалкие маргиналы», в том, что «мы едины, как никогда!». Можно пытаться даже закрывать рот тем, кто не боится посмотреть реальности в глаза… тем самым всё дальше отдаляясь от реальности, усугубляя последствия и вызывая смех у окружающих. Как сложится ситуация – покажет будущее. Возможно, недалёкое. Но из описанных тенденций нетрудно сделать вывод, что даже самые выгодные стартовые позиции можно растратить попусту, если не учитывать настроения и ожидания народа, не иметь с ним обратной связи, сопоставляя лишь икону с самого себя с карикатурой на соперника.

Владимир Мельник

Фото Facebook


Теги: