«…Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13:3-17)
Если посмотреть на интернет-пространство Украины и на наше пестрое западно-восточное общество в целом, то создается не вполне радужная картина церковной жизни. Эта проблема отнюдь не нова, но сегодня она в новых красках встала перед очами нашего украинского общества. Не впервые Церковь в истории сталкивается с проявлением антиклерикализма, не впервые же Церковь болеет и изнутри – от «расслоения» духовенства и мирян. Годами ранее такие проблемы касались Церкви в западном обществе, и вот пришли и к нам.

Но мы имеем сокровищницу опыта наших православных предшественников, которые засияли миру светом Евангелия в актуальной ко времени их жизни интерпретации. Одним из таких светильников Православия в начале XXI века явился митрополит Антоний (Блум), который с 1948 года служил в Лондоне, создал в Великобритании православную епархию и – главное – смог организовать здоровую духовную христианскую атмосферу. Опыт митрополита Антония вполне применим к нашим украинским реалиям, поскольку сегодня и нам приходится наступать на те же «европейские грабли».

Сама же Церковь Православная представляет собою архаическую консервативную модель (с жесткой вертикалью власти), которая, по сути, не диалогирует с жестоким современным миром на таких условиях, которые этот мир ставит. И эту мысль я основываю на одной из бесед митрополита Сурожского Антония.

КАК мир смотрит на Церковь? – чаще с недоумением или с презрением. Но знает ли мир – ЧТО ЕСТЬ Церковь? – вряд ли!

Одним из тезисов митрополита Антония можно конкретизировать сущность Церкви таким образом: «Церковь не является ни армией, ни аппаратом пропаганды. Церковь - это христианский народ в молитве» 1.

Итак, речь идет о том, что Церковь - это молящийся народ. Но всё ли это – что определяет природу Церкви? Далеко не всё. Пение гимнов, псалмов и чтение молитв под ритмичные взмахи кадилом – это далеко не все, что можно сказать о сущности Церкви. Церковь напрямую связана с Воскресшим Спасителем Богочеловеком Иисусом Христом. И каждый человек Церкви, по слову митрополита Антония, свидетельствует миру о том, что Христос тут – с нами, на земле. Каждый человек (крещеный) несет этот свет Христов миру, а в совокупности Церковь – это «продолжение Воплощения».2

Такую мысль митрополита Антония Сурожского следует очень аккуратно воспринимать, поскольку возникает вопрос: «Позвольте, а Сталин ХХ века, который жестоко подставил Русскую Православную Церковь, а его новые последователи? – Ведь они тоже крещены в Церкви,– и что же? Они разве несут свет миру? - Нет. Они к этим тезисам не относятся. Не относятся сюда и другие великие грешники, которые свои руки умыли в крови людской. Добавлю еще словами известного журналиста В. Познера, что и не каждый иерарх (тут в каждой конфессии таких найдется – вспомним Мстислава-гуляку из УАПЦ) несет свет Христов миру.

Итак, несут Христа в мир и свет Божий в мир – ТОЛЬКО ВЕРУЮЩИЕ, которые принадлежат Церкви Христовой реально и непременно участвуют в Евхаристии, регулярно молятся за богослужениями.

Наше присутствие в мире в таком ключе делает нас ответственными, по слову митрополита Антония, за мир. Мы ответственны за все доброе и за все страшное, что происходит вокруг нас. В одной своих из проповедей владыка сказал об этой ответственности так: «Никто пусть не говорит: «Я жертва, я чист, я подвергся страданию, меня сломили события». Христианина не может сломить ничто. (…) В нас живет сила Господня».

Действительно, не затеи ради Господь создал такое религиозное общество как Церковь тогда, 2000 лет назад, когда никто в мире не мог толком понять и принять эту Церковь. Тогда люди с яростью гнали всех знавших Иисуса, всех веровавших в воскресение Его, всех тех, кто составлял общество «учеников Распятого». Но, как читаем мы в Деяниях, нашелся мудрый человек (Гамалиил), сказавший публично великие слова о том, что если эта Церковь от Бога, то она устоит и будет неодолима. И так и стало – ничего не одолевало христиан, которые ценой своей жизни и смерти создавали новый мир, где воцарялась Божия правда.

Но чем мы в 21-м веке отличаемся от наших предшественников древности? Разве что наличием wi-fi и различными гаджетами. Возможно сегодня булгаковский Воланд, посмотрев на людей в театре, уже не упоминал бы о «квартирном вопросе», изменившем людей...

Что же такое Церковь?


В ходе статьи еще несколько раз дадим то или иное определение Церкви, предложенное владыкой, но, прежде всего, скажем о Церкви так: «Церковь мы понимаем как Богочеловеческое общество, которое одновременно полностью и Божественно и человечно». Владыка Антоний при этом замечает, что нам следует различать два типа «человечества» в Церкви: это, прежде всего, совершенный Человек, Иисус Христос, а также – мы, люди-грешники, находящиеся на пути к исцелению. «Человечество мы должны воспринимать в Церкви именно так: мы видим, какими мы призваны быть, глядя на Христа», – говорит митрополит. Несомненно, что все это смысловое нагромождение должно побуждать каждого из нас задуматься о своей причастности к реальному обществу Церкви Христовой.

Как это многогранно и сложно – быть в Церкви. Но сложнее всего сегодня – среди хаоса и проблем, среди «расслоения» христианской общины на касты высшей иерархии и простых мирян – сложнее всего ощутить Божественное присутствие в Церкви Христовой. Порой кажется, что жизнь заходит в глухой угол и далее некуда двигаться а порой и не с кем… Но, если вспомнить о дне Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов и в их соборе заполнил всю Церковь, тогда становится более ясна Божественная природа христианской Церкви, где никакой человеческий грех, никакая человеческая греховность не может удалить Святого Духа из Церкви. А значит, в каждую минуту с нами – на всяком месте – Живой и Любящий нас Бог, который не отпускает нас и ведет по жизни, что называется, за руку.

Миряне – храмы Святого Духа


«Каждый из нас призван […] быть храмом Святого Духа». Апостол Павел говорит, что мы святыню носим в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7). Они должны бы быть золотые, а не глиняные, и без трещин, а мы все с трещинами, греховны. Митрополит Антоний говорит о том, что «Мы можем терять сознание Святого Духа в себе, как бы Он в нас ни действовал, мы можем заглушить Его голос». Возвращаясь к словам апостола Павла, находим, что иногда Дух Святой говорит в нас ясно: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал. 4:6). Эту мысль Апостола Павла завершает слово митрополита Антония о том, что «во Христе и Духе мы все в Боге», а это должно каждого из нас побудить быть ответственными членами Его Богочеловечесого организма, частью которого мы стали.

Церковь исповедуемая v.s. Церковь реальная


В беседах 2002-2003 годов – практически в самых последних беседах своей жизни – митрополит Антоний заговорил о колоссальных проблемах Православной Церкви. Его сильно беспокоила судьба Церкви в новом веке, ведь он видел, чем дышит современный мир. И с прискорбием владыка замечал, что эмпирическая Церковь отличается от той совершенной Церкви, в которую мы верим. В это понятие он вкладывал исторический пласт, который трансформировал Церковь в типичную Византийскую структуру, не способную быть гармоничным обществом, где царила бы любовь, указывая на то, что Церкви третьего тысячелетия необходимо понять пути своего собственного преображения: «Это - современная задача, потому что возвращение к прошлому, к традициям, к путям дореволюционной России и т. д. — не решение вопроса»3. Владыка считал, что Православная Церковь в своей практической жизни и структурах приняла на себя формы, которые ей не присущи. Речь идет о копировании Церковью модели Византийской империи, где, по сути, была строго иерархическая система, облеченная в грандиозные пафосные иллюстрации, с помпезными торжествами. Говоря о Древней Церкви, митрополит Антоний подчеркнул очень важный аспект ее природы – тогда люди Церкви были живыми свидетелями Христа, знавшие Его лично, опытно или же тех людей, которые, будучи Христовыми учениками, были для новоначальных иконами Христа, как и Иоанн Богослов говорит: мы говорим о том, что мы слышали, что видели своими очами, и что осязали руки наши (1 Ин. 1:1—2). Конечно же, эти люди Евангелие пересказывали как реальные очевидцы или прямые наследники очевидцев, а не так как сегодня люди цитируют сказанное кем-то другим двадцать поколений тому назад. Продолжу словами владыки: «Поэтому ранняя Церковь была немногочисленна, она была укоренена в опыте о Христе, она за этот опыт платила мученичеством, смертью, пытками, изгнанничеством — и это в течение трех-четырех веков, не только первое поколение так пострадало, а в дальнейшем тоже».


Как же происходила перемена Церкви, если угодно, ее трансформация? Эдикт Императора Константина (бывшего до смерти арианином) переменил уклад общества всей Империи, а особо в сердце ее. И те люди, которые никогда не стали бы христианами, «престижа ради» пошли в Церковь только потому, что Церковью интересовался Константин. Таким образом, общество Церкви пополнилось славолюбными язычниками, сменившими обряд Ваала на крестное знамение, но оставшимися чёрствыми в сердце своем. Такие «христиане» на муки не шли, а искали благ, денег и обеспеченности. Владыка Антоний говорит, что церковные институции того времени «начали делаться похожими, по воле императора и с согласия самой Церкви, на структуры империи». А в этом поколении Церкви, гдe люди чаще веpили «понаслышке», появилось расслоение между образованными и не имевшими доступа к книгам, а соответственно к информации. Продолжу словами митрополита: «И в результате епископат, духовенство приобрело положение учительное, но не потому, что из них как бы изливался свет святости, а потому что они знали, что передать следующему поколению или своим современникам». Таким образом, барьер между просвещенными и простецами превратился в целую идеологическую пропасть…

В ранней Церкви все ее члены были одним живым телом Христа, а члены Церкви по слову Апостола Павла (1 Кор. 12:13) «имели различные функции». Митрополит Антоний проводит четкую понятийную черту между саном и функцией, указывая при этом, что имеющим священный сан следует помнить слова Христа о том, что «никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою отдаст за ближнего своего» (Ин. 15:13). «Кто из вас хочет быть первым (то есть быть самым истинным Моим учеником), должен стать всем слугой» (Мк. 10:43). И на Тайной вечери Он снова говорит: «Смотрите, вы Меня называете Учителем, а Я среди вас, как служащий» (Ин. 13:13—15).

И митрополит Антоний считал, что Церковь утратила это чувство Христового отношения к священству и первенству, в результате чего получилась пропасть между духовенством и мирянами, которые «не чувствуют ответственности за Церковь» и которым как будто даже говорят: «Ты только делай то, что тебе сказано, и все будет хорошо». О духовенстве же владыка и вовсе сказал, что оно «возомнило, что оно имеет право «руководить стадом Христовым». А ведь очень часто к людям именно так свысока и относятся…

Митрополит Антоний учил, что «миряне — это не стадо, это живое тело Христа, и духовенство — не вожди и не начальники, а слуги». Вся суть концепции Церкви видится митрополитом Антонием в том, чтобы священники вели людей не просто ко спасению, которое стало неким «штампом» в этикете общения в церковной среде, но к непосредственному «освящению мира», чтобы при этом миряне и жизнь отдать готовы были во имя этого освящения. Владыка настаивает не на мазохизме или безумном отдании себя на смерть – он считает, что «отдавание жизни» может быть каждый день и каждый час нашей жизни во имя освящения мира. Святой Максим Исповедник говорит, что «человек был создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, что он создан как участник двух миров — вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса». Поэтому призвание каждого христианина, а не только священника, в том, чтобы освящать всю тварь, посвящать ее Богу. Связь мирянина с обязанностями священника митрополит Антоний усматривает в принятии им (мирянином) Таинств Крещения и Миропомазания, благодаря которым человек получает дар Святого Духа.

Почему царственное священство?


Владыка Антоний в своем понимании этого «царственного священства» отталкивается от слов свт. Василия Великого, который говорит: «всякий может управлять и властвовать, только царь может умереть за свой народ…». И это значит, что в понимании владыки роль КАЖДОГО христианина заключается в готовности отдать свою жизнь за каждого человека, который находится в ограде церковной и особенно вне Церкви. «Я вас посылаю, как овец среди волков» (Мф. 10:16).

Владыка Антоний говорит, что Церковь – это «общество людей, которые должны идти в мир, идти туда, где не слышали о Христе, туда, где не верят в Бога, идти туда, где разврат, где неправда, где нет веры, где нет надежды, где нет радости, где нет любви, и все это приносить туда в себе и давать ценой своей жизни».

Пример Христа и святых – ориентир всем нам


В беседе о мирянах владыка заметил, что «Господь Иисус Христос, первый мирянин». В том смысле, что Христос в себе явил тот образ «царственного священства», о котором уже сказано, что Он жизнь свою положил ради Церкви и мира. А у Апостола Павла сказано, что Иисус «Первосвященник всея твари» (Евр 4:4). О святых же владыка Антоний сказал так: «масса святых были просто миряне — и достигли такой духовной высоты и святости, что из них лился свет Фаворский, они были убедительны тем, что они собой представляли».


Итак, мы – продолжаем историю Древней Церкви. И «каждый из нас в меру сил должен внести в этот мир сколько возможно любви, смирения, понимания путей Божиих, милосердия, сострадания и прощения, - каждый! И каждый в силах это сделать, потому что достаточно быть обездоленным, чтобы предаться с верой Божьей воле, достаточно иметь, что бы то ни было, чтобы разделить это с тем, у кого даже этого нет»4 – говорит митрополит Антоний.

Поэтому, не будем забывать о том: КТО мы и КЕМ, и НА ЧТО мы призваны. Дух Святой действует через нас повсюду: в метро ли или за партой в университете, или у больничной койки в хосписе. Мы можем и должны светить миру светом Христовым и быть утешением и украшением этого мира.

Сергей Епик


1 «Тhe Church is neither an army nor a propaganda agency. The Church is the Christian people in prayer». – Interview, journal «Combat». - URL: https://masarchive.org/Sites/texts/1963-06-20-1-E-F-I-EM01-002OrthodoxViewOfRome&World.html (дата и время обращения 23.09.2016 в 00:55).

2 Женевская лекция, 1966 г. Пер. с франц. Татьяна Майданович. Первая публикация: Журнал Московской Патриархии. 1967. № 9.

3 Беседы последних лет. М.2015.

4 Митр. Антоний Труды. М. 2002.

Фото nworker.ru

Теги: