Отклоненное цензурой интервью архимандрита Кирилла (Говоруна) о Всеправославном соборе на Крите для российского церковного альманаха “Лодка”.

— Как вы оцениваете итоги Всеправославного собора в целом? Совпадают ли они с вашими ожиданиями?

— В целом я считаю Всеправославный собор успешным мероприятием. Его успех заключается не в триумфе, который ожидали от Собора, но в возможности посмотреть на себя как бы со стороны. Собор стал зеркалом, отразившим нынешнее состояние вселенского Православия - со всеми его сильными и слабыми сторонами. Сильная сторона, как это продемонстрировал Собор, заключается в том, что Православие способно к самоорганизации даже без папской системы. Слабая сторона - это обратная сторона сильной: эта система устройства Православных Церквей все же дает сбои, из-за чего не все Церкви приехали на Крит. Однако я не стал бы драматизировать эту слабую сторону. Та форма самоорганизации Православных Церквей, которая есть сейчас и которая не предполагает наличия единого центра принятия решений, при всем своем несовершенстве, выше, чем централизованная система, существующая в Римско-Католической Церкви. Она поэтому подвержена и большим рискам, связанным с наличием собственной позиции у отдельных Церквей. Находить компромисс и взаимопонимание всегда намного сложнее, чем в командном порядке всех “строить” из центра. Однако и ценность единства, построенного на добровольном компромиссе, важнее.

Что касается ожиданий, то, на мой взгляд, Собор вышел за рамки ожиданий как оптимистов, так и пессимистов. Он не стал триумфом всеправославного единства, но также не разочаровал тех, кто верит в соборность Православия. На мой взгляд, Собор стал чудом соборности, совершить которое не в человеческой власти. И главный его результат - Собор показал нам, православным, чем мы на самом деле являемся. Собор оказался таким большим рентгеновским аппаратом, который высветил те болезни, от которых страдает тело Церкви и которые прячутся под роскошными литургическими ризами Православия. Полученный рентгеновский снимок показал, что болезни есть, но они не смертельные.

— Как вы относитесь к документам Собора? Можно ли говорить о том, что в них дается адекватный ответ на вызовы современного мира?

— Главное достижение Собора - это тот факт, что он все же собрался. Принятые на нем документы имеют вторичное значение. Исторически общецерковные форумы, включая Вселенские соборы, созывались для решения тех или иных конкретных проблем. Поэтому и принимавшиеся на них документы с решениями этих проблем имели большое значение. Только в начале двадцатого века - впервые в церковной истории - начали предприниматься попытки собрать общеправославный форум, который бы не решал какую-то конкретную проблему, но собирался бы лишь чтобы собраться и продемонстрировать тем самым общеправославное единство. И вот в 2016 году такой форум удалось собрать. Его принципиальное отличие от соборов прошлого заключается в целеполагании: демонстрация единства в большей мере, чем решение конкретных проблем. Именно поэтому документы Собора были обречены на то, чтобы быть лишь побочным его результатом. По этой же причине откровенная слабость этих документов не уменьшает ценности Собора.

— Как вы оцениваете роль вашей поместной Церкви в период подготовки и проведения собора: насколько она была конструктивной, какой конкретный вклад она внесла в работу над документами и т.п.? Если есть примеры, просьба привести.

— Русская Церковь была одним из протагонистов подготовки к Собору на протяжении более чем полувекового периода подготовки к нему. Ее вклад в этот процесс был одним из наиболее значимых. Однако уже на финишной прямой этого длинного марафона она решила сойти с дистианции, да еще и других увлечь за собой, тем самым перечеркивая усилия нескольких поколений церковных деятелей, готовивших собор. Если бы не эти неконструктивные усилия, мы вряд ли бы столкнулись с тем кризисом соборности, который пусть и оказался несмертельным, однако все же нанес рану церковному организму.

 

— В какой-то момент отказ четырех Церквей поставил под сомнение саму возможность проведения собора, тем не менее собор состоялся. Вы лично считаете ли его всеправославным и почему?

— Я считаю Собор на Крите всеправославным - даже несмотря на отсутствие на нем некоторых Церквей. Дело в том, что ни один Собор Церкви, в том числе Вселенский, не проходил при всеобщей явке на него. Всегда какие-то Церкви отсутствовали. Если бы Собор на Крите состоялся так, как он задумывался, то есть с полной явкой всех Церквей, то он стал бы уникальным за всю историю Церкви. А так из-за отсутствия некоторых Поместных Церквей он просто стал в один ряд с другими Соборами древности, которые также сталкивались с подобной проблемой отсутствия. Однако это нисколько не умаляло значение Соборов древности для Церкви Христовой, как, надеюсь, не умалит значения Всеправославного Собора и отсутвие на нем четырех Церквей. Впрочем, не явка придает значимость какому-либо Собору, а его рецепция. То есть, Собор становится авторитетным не потому, что на него кто-то приехал или не приехал, а потому, что его значимость принимается в той или иной Церкви - даже если она отсутствовала на Соборе. И рецепция эта осуществляется не только на уровне иерархии, но также, и прежде всего, на уровне народа Божия - простых людей, которые и составляют основу церковного организма. Поэтому вся полнота Русской Церкви сейчас может включиться в процесс рецепции Собора, не взирая даже на то, что официальные представители этой Церкви не поехали на Крит.

— Как в сложившейся ситуации вы видите состояние межправославного сотрудничества? Можно ли говорить о кризисе в отношениях Церквей и кризисе соборности? Какие вы видите пути его преодоления?

— Как я уже отметил, Собор вскрыл внутренние проблемы церковного организма. Хочу подчеркнуть - он не создал эти проблемы, а обнаружил их. И в этом его несомненное позитивное значение. А этиологией обнаруженных Собором болезней является прежде всего эгоизм Поместных Церквей, из-за которого они зачастую ставят свои корпоративные интересы выше общецерковных. Это по-настоящему большая проблема Православия в наши дни. Именно на этой проблеме нам необходимо сосредоточиться после Собора. Собор и диагностировал эту болезнь, назвав ее конфедерализацией Церквей. Он усмотрел в качестве ее причины излишнюю восприимчивость некоторых Церквей к светским государственным моделям и политической повестке дня. Преодоление политизации Православия, на мой взгляд, и есть выход из кризиса, в котором оказались межправославные отношения в наше время.

— Как вообще может развиваться всеправославное сотрудничество? Какие именно вопросы Церкви могут и должны решать совместно?

— Очевидно, что всеправославное единство нужно не только поддерживать на словах, но доказывать на деле. Всеправославный собор показал, что соборность - это не привилегия и не данность, а результат упорного труда и постоянного поиска взаимопонимания. Она требует жертв и часто рискует стать заложницей корпоративных интересов. Поэтому Поместные Церкви и должны сосредоточить свои усилия на том, чтобы соборность из риторической фигуры превратилась в реальность. Да, эту реальность нужно создавать каждый день заново, она требует огромных усилий и самопожертвования от всех. Однако она того стоит, потому что благодаря соборности мы и являемся православными.

Больше о Всеправославном соборе можно прочитать в книге архим. Кирилла #Кунсткамера Великого и Ужасного.


Фото orthodoxcouncil.org

Теги: