Павел Гаврилюк служит в Американской Православной Церкви в Америке (OCA). Слушателям "Публичного лектория" он был представлен в качестве профессора университета св. Фомы Аквинского (Сент-Пол, Миннесота, США), президента и основателя Международного православного богословского общества "Йота", консультанта Вселенского (Константинопольского) Патриархата по международным вопросам, автора нескольких монографий, в том числе "Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс", а также участника Критского Собора в составе пресс- службы Вселенского Патриархата.

Около 7 лет назад Павел Гаврилюк уже выступал в Киевской православной богословской академии УПЦ КП с презентацией своей книги о Георгии Флоровском. Нынешнюю же лекцию он посвятил теме "Соборность и народность без авторитаризма: об опыте Критского Собора и о создании международного православного богословского сообщества".

Лектор объяснил, что название общества, которое он презентует, происходит от литеры "i" (йота), известной из греческого алфавита. Идея создания новой организации появилась в июне 2016 года на Крите, во время работы Великого Православного Собора, когда Павел Гаврилюк работал в составе пресс- службы Вселенского Патриархата. Тогда к участию в Соборе впервые за много сотен лет были одновременно привлечены лучшие богословские ресурсы всех поместных Православных Церквей. Чтобы продолжить на том же высоком уровне международную богословскую деятельность, было предложено объединиться в постоянно действующее объединение богословов и проводить регулярные конференции для развития идей, высказанных во время подготовки и проведения Критского Собора.

Павел Гаврилюк подчеркнул, что новое объединение, которое уже оформилось в сообщество "Йота", не принадлежит к какой-то одной из поместных Церквей. По его словам, "речь идёт о соборности снизу", когда сами богословы интегрируются для обсуждения современной повестки дня православия. Например, в январе этого года руководство "Йоты" провело в Иерусалиме встречу, на которой обсудило текущие вопросы организации.

Миссия "Йоты" состоит в продвижении богословских исследований, богословского образования, просвещения, а также опыта совместной молитвы. При этом "Йота" не создается как альтернатива чему-либо, она должна "не конкурировать, а прибавить к тому, что есть". Уже сейчас общество имеет 25 тематических богословских групп с примерно одинаковым количеством участников от греческих, славянских и румынской Церквей. Эти группы порождают соответствующие секции для международных конференций "Йоты".

Павел Гаврилюк назвал актуальные темы, вынесенные на предстоящую такую конференцию — в румынских Яссах, которая пройдет 9-12 января 2019 года. В частности, он отметил много работы в области библеистики. По его словам, большого внимания требуют вопросы современного православного богословия, библейской экзегезы и критики, православной соборности, экологии, экуменического диалога, современного политического богословия, живого предания церкви в современной миссиологии (например, в Африке), темы "Бог и память" (опыт тоталитаризма и гонений), молодежного служения, практического применения этих и других тем.

«Не конкурировать, а прибавлять». Глава международного православного богословского общества презентовал в Киеве свою организацию

"Йота" начала сотрудничество с ведущими научными богословскими центрами мира. Охотно откликнулся на участие в конференции в Яссах видный греческий богослов митрополит Каллист (Уэр). На сегодняшний день к участию в конференции привлечено около 300 участников со всего мира. По словам Павла Гаврилюка, это самое крупное собрание православных ученых во втором тысячелетии нашей эры. Объединений такого формата он не знает у католиков и протестантов.

Там же, в Яссах, на конференции запланирована выставка икон, в том числе написанных на ящиках от патронов из зоны АТО на Донбассе. Эта миротворческая инициатива нашла сочувственную поддержку у Румынской Церкви. Выставка икон призвана напомнить миру о событиях на востоке Украины и собрать средства для военного госпиталя, где проходят лечение украинские военнослужащие. Вообще, по словам Павла Гаврилюка, у участников "Йоты" есть замысел уделять большое внимание "горячим точкам" мира, в частности на Ближнем Востоке.

Лектор выразил надежду на участие в мероприятиях "Йоты" и представителей Киевской православной богословской академии УПЦ Киевского Патриархата. В проектах "Йоты" предусмотрено участие не только представителей православных юрисдикций разной степени канонического признания, но и представителей древнейших Церквей, например коптов, которые откликнулись на участие в упомянутой конференции. Павел Гаврилюк привел также в пример свою Православную Церковь в Америке, автокефалия которой признана не всеми Православными Церквами мира, однако это не мешает ее членам участвовать в обсуждении богословских вопросов с представителями других Церквей.

Отвечая на вопросы слушателей, лектор высказал надежду, что и вопрос украинской автокефалии в скором времени должен положительно решиться. Павел Гаврилюк согласился с мнением проректора по научной работе Киевской православной богословской академии УПЦ КП протоиерея Александра Трофимлюка о том, что в православии давно наметился дисбаланс между "поместностью" и "соборностью". Современное состояние автокефального устройства православия, по словам Павла Гаврилюка, не удовлетворяет православной соборности. Он считает, что без определенного примата в Церкви не будет настоящей соборности. Соборное начало тоже не панацея от всех бед, но с него нужно хотя бы начать, отметил Павел Гаврилюк и напомнил об инициативе Румынского патриарха Даниила, который высказался за проведение вселенских Соборов каждые семь лет.

На вопрос, что должна сделать сама украинская Церковь для преодоления внутренних разногласий, лектор высказался за диалог представителей различных групп Киевской богословской школы. По его мнению, Украине также желательно создание православного университета с инкорпорацией богословия в светские предметы. Это способствовало бы повышению уровня богословской грамотности и мирян, и духовенства, а значит, ускорило бы понимание трудных вопросов преодоления церковного разделения. Примером такого заведения Павел Гаврилюк назвал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет РПЦ в соседней России. По его мнению, Украина вполне заслуживает похожего университета, который мог бы начать свое развитие с привлечения лучших исследователей и богословов из Киева, в частности из Киево-Могилянской академии, Харькова и др. городов страны. Опыт Украинского католического университета во Львове также можно было бы здесь задействовать.

В этой связи Павел Гаврилюк вспомнил забавный случай, когда его книга по богословию "Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс" одно время с подозрением изымалась с книжных раскладок Киево-Печерской лавры, тогда как в Москве до сих пор беспрепятственно распространяется в богословских заведениях РПЦ.

Теги: