1. Что касается публикаций обвинений против Вселенского патриарха, а также и против моего монастыря и монастыря Ксенофонт, по теме «совместной молитвы» с католиками.

Какой смысл выражения «совместная молитва»? То, что мы находимся в одном месте? То есть если православный войдет в католический храм во время службы и останется там, то это значит, что они участвуют в «совместной молитве»? Конечно, нет. И наоборот, если католик войдет в православный храм помолиться, то все присутствующие в храме будут участвовать в «совместной молитве»? Конечно, нет. По такой логике многие стали бы участниками совместной молитвы с инославными без осознания того. Кто знает, кем является каждый, кто входит в храм и с каким расположением вступает? Также в центральной точке монастыря святой Екатерины на Синае находится мечеть. Когда мусульмане там молились, то присутствующие монахи участвовали в их молитве? Конечно, нет. На Святой Горе под турецким игом во время посещения султана, ему организовывали официальную встречу и он вставал на трон. Молились они вместе? Конечно, нет. Наоборот, святой Порфирий говорил своим духовным чадам «вставайте в 3 часа утра чтобы помолиться вместе», хотя каждый находился в своём доме. Разве это не совместная молитва? Она и есть! Таким образом, другое значение имеет выражение «совместная молитва». Не то значение, которое хотят преподнести эти журналисткие круги. И самое плохое, что многие им верят. Бог взирает на сердца людей, а не на место, где они находятся. «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И католики являются детьми Бога и должны вернуться. Это может произойти через диалог. Вселенский патриарх несет наибольшую ответственность за этот диалог. Он внимательный и не отклоняется от догматов, несмотря на обвинения в этом. Впрочем, такой вид «совместной молитвы», как его преподносят, совершается многими другими во всех православных поместных Церквях. Но их цель – Вселенский патриарх.
 
2. По поводу визита Вселенского патриарха на Святую Гору в октябре.
 
Происходит попытка от этих журналистских кругов уменьшить значение посещения Вселенского патриарха Святой Горы, и лишить это посещение его величия. Однако мы, кто были участниками этих событий, знаем ситуацию лучше. Перевели одно оскорбительное письмо одного святогорского монаха, очерняющее Вселенского патриарха, чтобы распространить его в России. Похоже это на то, что эти люди хотят единства? Основываясь на мнении одной маленькой группы монахов, которые всегда против всех предприятий Вселенского патриарха независимо от их темы. Просто сейчас им подвернулась украинская тема. Однако они не являются «голосом» Святой Горы. «Голос» Святой Горы это игумены и Святой Кинот. Все они присутсвовали на приёме Вселенского патриарха в Карее и на дальнейшем собрании. Кроме одного монастыря, который по его собственным причинам и в предыдущие посещения Вселенского патриарха не присутствовал.

Также упоминается и о большом количестве полицейских, которые охраняли Вселенского патриарха. Но полицейских не привёз с собой патриарх. Греческая полиция обязана предоставлять безопасность каждому высокому лицу, посещающему страну. То же произошло и с посещением Святой Горы Московского патриарха Кирилла в 2013 и 2016 годах, который привёз с собой толпу личной охраны. Сейчас однако им удобно это не вспоминать.

3. О нераскаянности «раскольнического» Филарета.

Утверждают, что не раскаялся Филарет. Но как можем сказать, что Филарет не раскаялся? 6 раз он подавал официальное судебное прошение (Экклитон) к Вселенскому патриарху об его восстановлении. Это решение патриарх и Синод приняли не вдруг. Кроме этого, действие, которое показало его истинное покаяние, было решение о роспуске «Киевского патриархата», которому он служил целых 27 лет. Если он не покаялся бы, то и не подписал бы роспуск. Когда же говорят о его нераскаянности, имеют в виду, что не раскаялся в своем желании автокефалии для Украины. Такого раскаяния ждут от него. После его восстановления он может поменять свое мнение. Но это его личный выбор.  

4. О праве Вселенского патриарха узаконить совершённые таинства бывших раскольников, и о «самосвяте» Макарии.

Ответ дает нам история Церкви в подобных и более сложных случаях:

А) Святой Кирилл Иерусалимский был рукоположен от арианского епископа (ересь Ария), затем он пришел в православие и был принят как архиерей, а также и те, кого он рукоположил, без перерукоположения.

Б) Святой Анатолий Константинопольский был рукоположен от начальника монофизтской ереси Диоскорием, который убил святого Флавиана Константинопольского, но Анатолий не был призван дать ответ, почему он был рукоположен еретиком и убийцей.

В) Все рукоположенные от еретика Петра (Моггос) после того, как они оставили ересь евтихианцев и приняли Халкидонский Собор, были приняты церковью Христа в своих соответствующих степенях без перерукоположения.

Г) В житии святого Саввы упоминается, что когда Иерусалимский патриарх Илия умер, севириане (еретики) поставили Иоанна, одного из их числа, на трон патриарха, который после вразумления от святых Саввы и Феодосия обратился в православную веру. И все же тот факт, что он получил рукоположение от еретиков, не был поставлен ему в укор.

И много подобных исторических примеров существует в труде митрополита Хийского Григория «о воссоединении Армян с восточной Православной Церковью» в 1871 году.

Что-то подобное произошло с Болгарской Церковью, которая находилась в расколе около 70 лет. В 1945 году она была восстановлена и, конечно, все иерархи и священники были без перерукоположения, несмотря на то, что до этого были раскольниками.  

Мы видим, как Церковь всё устраивает, когда речь идет о спасении людей. Дело Украины, на самом деле, намного проще, чем множество сложных ситуаций, с которыми Церковь сталкивалась в прошлом с еретиками. Здесь различия административные, а не догматические. Но там они принимали рукоположения от людей, противостоящих догме, от еретиков.

Бесполезно смотреть на вещи формально и рационально. Церковь выше правил. Церковь создала правила, а не правила создали Церковь. И где нужно, «необходимо быть перемене и закона».

Говорят о Макарии, что он самосвят. И что такого прецедента в истории церкви нет (признание самосвята). Тем не менее, были опубликованы статьи, доказывающие, что он не самосвят. В конце концов, икономия, которую Церковь показала в трудные времена в теме рукоположения, велика. Как я уже сказал, у нас есть более возмущающие события, когда были признаны епископы, рукоположенные еретиками, которые нанесли такой большой ущерб Церкви. Церковь это мать. Ее цель – спасение людей. Как спасти, а не как осудить. Такие решения с икономией принимает Церковь на протяжении веков, чтобы было единство и спасение человека внутри Церкви. Ещё не забываем, что Церковь принимает тоже воздушное крещение детей от мирян, когда они находятся при смерти. Также в житии Святого Афанасия читаем, что когда он был ребёнком, играя с другими детьми, он «крестил» другого ребёнка, и Церковь приняла это крещение. Святой Дух «дышит где хочет». Нет логического объяснения. Не мог ли Господь возвести детей Авраама из камня? Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Кто занимался с этими миллионами украинцев, которые были в схизме 27 лет, не зная причины? Все занимаются с двумя лицами. Филарет и Макарий. Мы все должны бы радоваться, потому что украинский народ в своей целости нашел «путь спасения». В Христовой Церкви много миллионов новых членов. Какая радость!

5. По поводу недействительности грамоты 1686 г.

Вопрос не в том, почему Вселенский патриархат отменил грамоту 1686 года, а в том, почему Московский патриархат никогда не исполнял пункты этой грамоты и фактически отменил ее. Московский патриархат создал что-то свое, без благословения Церкви. И что делается без благословения, то не имеет хорошего конца. Когда было поминовение Вселенского патриарха? Никогда, потому что духовная (церковная) юрисдикция принадлежит тому, кого поминают. Например, каждый храм, который поминает Сербского патриарха – окормляется им (находится в его юрисдикции), каждый храм, который поминает Румынского патриарха – окормляется им и т.д. По существу эта грамота отменилась не сейчас, но тогда от Московского патриархата. Она никогда не применялась, потому что все ее условия никогда не соблюдались. И не странно ли со стороны этих журналистских кругов ничего не сказать об этом. Они только призывают церковное сознание. Естественно, что в течение стольких веков любое сознание сформируется. Поколения прошли, ничего другого не зная. Они родились и умерли в этом состоянии. Но это не отменяет право Вселенского патриархата отменить силу граммоты, чтобы вернуть Украину в свои ряды. Поэтому объясняется, почему Вселенский патриархат официально отменил ее.

Вселенский патриархат, несмотря на то что пострадал от вторжения на его территорию от Русской Церкви, не просил столько лет, столетий, того, на что он имел право, но только сейчас, когда так много людей были обречены быть раскольниками без особой на то причины. Он не совершил это из своих собственных интересов, как он мог бы сделать в течение столетий, но он сподвигся от своей любви к спасению всего украинского народа во время острой нужды. Он должен был озаботиться этими миллионами верующих. Оставить 99 овец и пойти обрести пропавшую. Все ожидали от России дать это решение. Но она не смогла это сделать, несмотря на то, что Украина желала афтокефалию уже с 199 года (даже имеется подпись митрополита Онуфрия в документе-прошении). Было очень трудно для Русской Церкви, потому что если бы она предоставила автокефалию Украине, это значило бы, что она потеряла много важных территорий и мест поклонений. Эта реакция понятна. Она по-человечески логична. Но совсем не духовна. С другой стороны патриарх Варфоломей и Синод действуют с большой мудростью и вниманием, и самое главное, со многими молитвами. Он хочет, чтобы все были соединены, он поминает всех, работает для единства в рамках его полномочий, без нарушения правил. Неважно, насколько они обвиняют его и хотят заставить людей ненавидеть его, они этого не смогут, потому что Бог знает правду. Вселенский Патриархат вернул в каноническое общение прежних раскольников в Украине. Если бы Русская Церковь тоже хотела единства, всё было бы легко. Но, к сожалению, как кажется, ее больше интересует, как не потерять Украину. И это создаёт большие проблемы в мировом православии.
 
6. О том, что называют Вселенского патриарха папой Востока и что он хочет быть первым без равных.

Вселенский Патриархат не признал раскол, как эти журналисткие круги говорят, но наоборот вылечил его. И сейчас никто не является раскольником в Украине. У него было право восстановить ее, потому что, как оказалось, Украина принадлежит его юрисдикции, и кроме этого, в основном потому, что Церковь через Вселенские Соборы дала привилегию Вселенскому Патриархату принимать “экклитон” обращения к суду от других поместных Церквей. Ни один запрос “экклитона” никогда не адресуется всем патриархам. Это подтверждается также и вопросом русского духовенства другим патриархам в 1663 году, «есть ли у патриарха Константинопольского право судить дела и темы других поместных Церквей». Все патриархи ответили единогласно «Да» и что только у него есть это право. В конце концов, история Церкви полна случаев подачи “экклитона” Вселенскому Патриархату от других поместных Церквей. На сегодняшний день в истории Православной Церкви нет исключений, доказывающих, что когда-либо кто-то обращался с просьбой к другому предстоятелю, кроме Вселенского патриарха. Кто принимает эту привилегию Вселенского патриарха, также принимает восстановление прежних раскольников в Украине. Кроме этого, привилегия заключается в предоставлении автокефалии поместным Церквям. Таким образом, Вселенский Патриархат дал автокефалию всем поместным Церквям – России в 16 веке, а затем и другим, последней и Украине.

Несомненно, главой православной Церкви является Христос. И несомненно, соборность всегда присутствует в православной Церкви. Но на каждом Соборе всегда есть тот, кто созывает и председательствует на нем. В Московском Патриархате – патриарх Кирилл, в Сербском Патриархате – патриарх Ириней, в автокефальной Церкви Греции – архиепископ Иероним и т.д. Таким образом, по решениям Вселенских Соборов, на собраниях предстоятелей всех поместных Церквей их всегда созывает и председательствует Вселенский патриарх.

Это диктует традиция Церкви. И любой, кто подвергает сомнению эти привилегии, не основывается на традиции. Эта истина либо нам нравится, либо нам не нравится. Патриарх не Папа и первый без равных. Он ничего не делает более того, что определяют ему привилегии, предоставленные ему Церковью.

7. Относительно гонений и занятий храмов автокефальной Церковью (ПЦУ).

В пятой статье опубликованного совещания Синода Вселенского Патриархата 11 октября 2018 сообщается: «Мы обращаемся ко всем вовлеченным сторонам, избегать захвата храмов, монастырей и других активов, а также актов насилия и возмездия, чтобы возобладал мир». Вот желание Вселенского патриарха. Публикации этих журналистких кругов о гонениях выборочные и односторонние. Любой, кто ищет, найдет много случаев, когда преследуемые принадлежали к автокефальной Церкви. Многие инциденты были опубликованы, не говоря уже о многолетней войне на украинской границе. Обе стороны несут равную ответственность за ситуацию. Это очень плохо, и мы будем надеяться, что скоро наступит мир. И это будет сделано если обе вовлеченные стороны, подчинятся призыву Вселенского патриарха к миру.
 
8. Относительно противопоставления Вселенского патриарха возможному всеправославному Собору.

Как мы знаем, Вселенский Патриархат предоставлял все автокефалии без Всеправославных Соборов. Но Вселенский Патриархат, зная, что он жертвует своими правами, хотел, чтобы все предстоятели вместе принимали решение о предоставлении автокефалий. Это неоднократно обсуждалось на заседаниях до Великого Собора на Крите, и можно было это обсудить и решить всеми вместе на этом Соборе. К сожалению, Московский Патриархат отказался от участия. Также после отмены грамоты 1686 года Украина была реинтегрирована во Вселенский Патриархат. Был созван объеденяющий Собор, на который все были приглашены. Митрополиту Онуфрию даже предложили стать председателем. Но он тоже не захотел участвовать. Они могли бы принять участие и сформулировать свою точку зрения. Когда Вселенский патриарх пригласил их, они отказались. И теперь они хотят, чтобы это было сделано на их собственных условиях. Но сейчас уже слишком поздно. А если бы это произошло сейчас, его должен был созывать и председательствовать на нем сам Вселенский патриарх.
 
9. Что касается вопроса "почему не все другие Церкви признают?".

Есть много причин, почему эти Церкви остаются нерешительными, о которых они сами знают. Одна из них является различные последствия, которые последовали бы в случае признания новой автокефальной Церкви. Например, отлучение от причастия, устранение финансовой поддержки и, конечно же, угроза незаконного вторжения на их территории путем учреждения приходов без благословения местных архиереев. Поместные Церкви хорошо знают о проблемах, которые политически и экономически могущественная Русская Церковь может создавать в их регионах, как это уже было вызвано в мировом православии, отсекая верующих русских от общения с теми, которые признали автокефалию. Она, в конце концов, самая большая по численности Церковь. Итак, любая задержка является разумной для тех, кто хочет признать новую автокефальную Украинскую Церковь.

10. О политическом давлении на архиепископа Иеронима признать автокефальную Украинскую Церковь.

С самого начала архиепископ Иероним поручил двум комитетам исследовать весь вопрос с богословской и церковной точек зрения, которые представили свои доклады в Священный Синод, тщательно их изучивший. Затем архиепископ передал дело в октябре в иерархию, где было решено признать автокефальную Украинскую Церковь. Таким образом, очевидно, что аргументы этих журналистских кругов – это порождение их воображения.
 
11. О вопросе, который задают украинским паломникам на Афоне – «вы от Онуфрия или Епифания?».

И я, честно говоря, спрашивал об этом. Но я прекратил, когда украинец спросил меня: «Я побывал в 4-х монастырях. Почему в двух спросили меня, если я от Онуфрия или Епифания? Я не хочу давать ответ. Это так важно? Я от Онуфрия, но я хочу автокефалии. Чтобы наша Церковь была независимой». И я ответил: «Действительно, это уже не важно. Все приняты. Все каноничны. Все в общении. Когда будут спрашивать, скажи – я не знаю ни Онуфрия, ни Епифания. Я знаю Бога и хочу, чтобы Он был в моем сердце. Господь не задаст нам этот вопрос, но спросит нас, любили ли мы нашего ближнего или ненавидели его. Это самое важное». Он исповедался, причастился и ушел с радостью Христа в своем сердце.
 
В беседе священнослужитель Украинской Церкви Московского Патриархата сказал мне, что их Церковь автономна, потому что у них есть собственный Синод. Кроме того, что в «раскольнических» храмах есть кощунственные фрески, на которых изображают бандитов, и что в своих проповедях они ничего не говорят о Боге, а говорят о президенте, «злом» Московском Патриархате, о помощи американцев и т.д.

Я сказал ему, что в каждой Божественной литургии вы упоминаете патриарха Кирилла и что митрополит Онуфрий является постоянным членом Синода Русского Патриархата. Факты, которые показывают, что ваша Церковь не является полностью автономной. Если это так, то ваш Синод может принять решение, отличное в чем-то от позиции Русской Церкви? Они всегда должны быть на их стороне. Иначе не может быть. Я сказал ему, что твоя радость должна быть великой, что твои братья вернулись. Не становитесь как старший брат «блудного сына». Вы одной крови. Это ваши братья, которые нашли путь спасения. Что касается кощунственных фресок и проповедей без Бога, вы должны научить их, как делать. Они были в расколе 27 лет и раньше были в коммунизме. Где узнать о традиции? Им нужна помощь. Как и после коммунизма, когда русские ничего не знали, все было в разрухе. Но они спрашивали, они искали, они нашли помощь и добились прогресса. И мы здесь, и еще более вы, их братья, их должны поддерживать. Вы можете многое сделать для единства. Не боритесь с ними, потому что «ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

Несколько лет назад известный русский диакон (рукоположенный от патриарха Кирилла, сейчас иеромонах) с большой настойчивостью говорил мне, что из-за количества верующих и силы страны они должны быть первыми в православии, иметь ведущую роль и все привилегии. И что во Вселенском Патриархате почти нет паствы, потому что она в Турции. И времена изменились, Византийской империи больше нет. Я не верил своим ушам. Тогда я начал понимать, каковы были планы наших братьев. К сожалению, с момента провозглашения автокефалии Русской Церкви и ее становления Патриархатом, похоже, что некоторые не отказались от идеи Третьего Рима.

Это правда, что русские паломники очень хорошие и очень благоговейные. Они не считают труд и жертву. И самое главное, они подчиняются своей Церкви. Никто не может обвинить их в том, что они слушаются свою Церковь. У большинства из них, конечно, есть свои возражения, как они говорят мне, но они ничего не могут сделать, если им не прикажет их Церковь. Это понятно и уважительно. Другие действуют осознанно, не взирая на запреты. Люди мучаются. У них было так много лет атеизма и коммунизма, и, как только они начали радоваться православию, их отрезали. Это смешно, что Вселенский патриарх обвиняется в расколе, в то время когда из России запрещают общение. Раскол был сделан Русской Церковью, а не Вселенским Патриархатом. Все Церкви имеют общение с Вселенским Патриархатом. Но Русская Церковь имеет общение не со всеми Церквями. Мы желаем, чтобы Бог просветил иерархов России, чтобы они увидели правду, и преодолели раскол между миллионами россиян и украинцев, которых они изолировали. Они не виноваты. Многие не могут лишить себя возможности причаститься на Святой Горе. Для них это очень важно.
 
Эти журналистские круги, как они говорят, работают на православие. И все же они поддерживают и расширяют раскол. Они противопоставляют между собой верующих и озлобляют их. Я хотел бы, чтобы они поняли свою ошибку и ущерб, который они наносят. «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».
 
Если человек подойдет к этим проблемам объективно, учитывая обе точки зрения, не будучи под влиянием лживых новостей, которые наводняют интернет, он поймёт, где истина, и познает, какова воля Божия.
 
Иеромонах Никита Пантократорский

Фото Facebook


Теги: