Успение стали праздновать, «по одним источникам в Иерусалиме в нач. VI в., а по другим – у сирийских христиан-яковитов (монофиситов) в сер. VI в. Декретом императора Маврикия в 582г. праздник стал официальным праздником по всей Византии. При папе Римском Сергии I (около 650 г.) был принят Римом» [2].

Несмотря на то, что сейчас для Церкви Рима праздник Успения прежде всего есть день «взятия Богородицы душою и телом в небесную славу», но сначала Рим относился к идее телесного вознесения Богородицы иначе: свт. Геласий (папа Римский с 492 по 496 г.) осудил все апокрифы, в которых говорится о телесном вознесении Богородицы на небо.

На Востоке же (как в православной Византии, так и в монофиситских церквах Египта и Сирии, Эфиопии и Армении) прочно утвердилось предание о том, что Богородица была взята в небесную славу вместе с телом. Но при этом четко исповедовался факт Ее телесной смерти перед телесным воскресением и вознесением.

Что важно знать православному христианину, не особо вдаваясь в теологические и исторические нюансы, об этом празднике?

(1) Ни в коем случае нельзя впадать в перекосы, принятые в «мариальных догматах» Ватикана. А именно! Говоря о том, что Мария умерла, мы признаем, что умерла Она, повинуясь естественным законам. Или, как ясно и четко выразил эту мысль древний отец Церкви – Августин Гиппонский: «Мария от Адама, и умерла из-за греха Адама, Адам же умер за свой собственный грех. Лишь Христос умер для уничтожения грехов» [Августин. Беседа II на Пс 78:23]. И Косьма Маюмский в 1-м канона праздника подчеркивает, что Богородица по природе «смертная женщина, а сверхъестественно (!) – Матерь Божья» [Песнь 3]. Т.е. смерть Марии не была ни «добровольной», ни «спасительной» для кого бы то ни было. Она была Её естественной долей среди детей Адама.

(2) Как и Церковь Рима, мы принимаем свидетельство о телесном воскресении и вознесении в небеса Марии. Но, однако, в понимании смысла этого события между нами и ватиканскими догматами пролегает бездна. Для догмата, принятого в 1950 г. в Церкви Рима, воскресение и вознесение (assumptio) Марии имеют догматический статус, т.к. напрямую связаны с Ее особым освящением и «избавлением от вины и скверны первородного греха» (т.е. логически связано с догматом о Непорочном зачатии самой Марии, принятым в 1854 г.). В таком случае воскресение Марии предстаёт перед нами с «онтологической и догматической необходимостью». В православном предании все иначе: Нет ни логической необходимости, ни какого-то особого «статуса» воскресения Приснодевы. В сущности, Она получает то же самое, что мы исповедуем в Символе Веры – воскресение мертвых. Она получает это воскресение не «как-то по особенному», а, как и все – в качестве искупительных плодов Её Сына. Нет никакого различия между ее воскресением и тем чаемым воскресением всех верных членов Тела Христова (т.е. Церкви), первым из которых и была Мария – уверовавшая в Слова Господа (Лк 1:45).

Но нам могут возразить: Мария не ждет всеобщего воскресения, как ждут все святые, в т.ч. и сами апостолы – Она уже воскрешена и вознесена в ту самую славу, которую мы только ожидаем получить. Разве это не привилегия? – Привилегия, но основана она, по очень емкому и лаконичному выражению византийского богослужения, не на порядке сотериологии, а исключительно на личных отношениях Матери и Сына: «Честь Тебе как Сын Матери дарует» [Канон 1, Песнь 6]. Т.е. если Воскресение Христа является догматически необходимым и безусловным результатом Его крестной смерти и погребения, то воскресение Богоматери относится к совершенно иной сфере отношений – к личной. Вот почему в новозаветных апостольских текстах нет ничего о погребении и воскресении Богородицы. Несомненно, апостолы «что-то знали» о Её кончине. И вполне возможно, что Сын воскресил Мать. Но это не относится к сущности Евангелия – к возвещаемой апостолами вести о победе Христа над смертью. Сын волен оказать Своей Матери какие угодно почести – в том числе и воскресить Её прежде всеобщего воскресения.

*  *  *

Тропарь, кондак и задостойник праздника в авторском переводе

В рождестве девство сохранила / и после успения мира не оставила Ты, Богородица. / К жизни переселилась, Родившая Жизнь, / и молитвами Своими избавляешь от смерти души наши.

Не усыпающую в молитвах Богородицу / и нашу непостыдную надежду / гроб и смерть не удержали. / Её, родившую Жизнь, / к Жизни переселил Сын, / вселившийся в Ёе девственную утробу.

Все роды чтим Тебя, единственную Богородицу.

Побеждаются законы природы / на Тебе, Дева Чистая: / девственное рождество и жизни предшествует смерть, / по Рождестве Дева и по смерти жива, / и спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.

Архимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия

-------------------------------------------

[1] что это такое см. другую мою статью: Праздник как мидраш (Введение Богородицы во Храм) http://www.religion.in.ua/main/history/34964-prazdnik-kak-midrash.html 2016 года.

[2] Табак. Православие и католичество. М., 1996, с. 18.

Теги: