Буквально на католическое Рождество, в ходе расширения магистрального участка Иерусалим — Тель-Авив в районе города Тель-Моца, находящегося в 8 километрах к западу от древней столицы — Иерусалима, — израильскими археологами были обнаружены руины храмового комплекса, относящегося приблизительно к 750 г. до Р. Х.

Раскопанные находки являются частью артефактов найденных в районе Тель-Моца и окрестностях, славящихся повышенным интересом археологов. В различное время здесь было обнаружено множество других находок. С 1990-х годов до начала нынешнего тысячелетия это место было разрыто в ходе прокладки нового маршрута по шоссе № 1. Найденное в то время поселение археологи предложили связать с библейским городом Моца, упомянутым в книге Иисуса Навина (18, 26), племенным иудейским городом колена Вениаминова. Это предложение было основано, в частности, на открытом здесь общественном здании, крупной постройке с житницей, и значительном количестве бункеров. Последнее археологи определили как склад, находящийся в управлении высокопоставленных должностных лиц, регулировавших поставки зерна в Иерусалим.

По мнению археологов Анны Эйрих, Хамиду Калейли и Шуа Киселевича, сотрудников Израильского Общества Древностей, сейчас раскопана большая часть строения времен каменного века.

Огромные стены храма включают широкий вход с восточной стороны, в соответствии с традицией строительство храма в древности на Ближнем Востоке. В сознании иудейского народа Восток символизировал многое: Рай, место пришествия спасителя «солнца правды» и вообще совокупность божественных благоволений человеку. В глубине храма находилось квадратное сооружение, которое археологи определили как алтарь, а неподалеку хранилище со священными сосудами. На территории храма также найдены богослужебные керамические сосуды с фрагментами чаш (чаши на высокой стойке использовались в богослужениях), украшенные богослужебные возвышения, светильники, антропоморфные и зооморфные керамические фигурки.

Антропоморфные фигурки представляют собой маленькие человеческие головы с вьющимися волосами и плоским головным убором. Зооморфные статуэтки изображают запряженный крупный рогатый скот, буйвола с витыми рогами. Обе группы фигурок сделаны из доломита 15 см в длину. Они созданы древними жителями Израиля в решающий период человеческой истории — эпохе перехода от кочевого, охотничьего образа жизни к оседлому, сельскохозяйственному, стимулировавшей значительный прогресс в одомашнивании животных.

Принятие оседлого образа жизни было «судьбоносным решением, оказавшем влияние на человечество на протяжении тысячи лет», сообщил Хамиду Калейли. Это был шаг, который позволил человеку начать создавать более сложные религиозные обычаи и произведения искусства, наподобие недавно обнаруженных статуэток. Калейли предположил, что статуэтки, возможно, были изображениями (амулетами), которые должны были принести успех в охоте. Анна Эйрих, напротив, указала на возможную связь одомашненных животных с их изображениями (возможно, изображения диких животных помогали в их приручении).

Найденный ранее фундамент двухэтажного дома свидетельствует о передовых инженерных технологиях, что еще раз доказывает высокоорганизованную жизнь израильского общества и готовность самих израильтян к развитию местной инфраструктуры.

«Открытый фундамент храма вместе с близлежащим хранилищем священных сосудов, и особенно значительное количество антропоморфных фигурок, по-прежнему требуют обширных исследований. Находки в Тель-Моца дают редкое археологическое доказательство существования храмов в Иудейском царстве до религиозных реформ. Возможно, мы имеем 2–3 храмовых сооружения, но ни одного храма этих времен. Данные находки представляют редкое доказательство наличия в Иудейском царстве храмов до религиозных реформ Езекии и Исаии. В результате реформ все богослужения стали проходить в одном Иерусалимском храме», — отметила Анна Эйрих.

Таким образом, археологический раскоп в Тель-Моце дает нам подтверждение о наличии в Иудейском царстве храмов, которые после реформы царя Езекии и пророка Исаии были локализованы в одном Иерусалимском храме. Кроме того, в этот период в иудейском народе проходил процесс одомашнивания животных, связанный с переходом из кочевого образа жизни к оседлому. Сам город Тель-Моца, по мнению археологов, по-видимому, был одним из крупнейших населенных пунктов в районе в то время.

По материалам сайтов The times of Israel, Israel Antiquities Authority

Теги: