16 февраля с наступлением новолуния в исламском календаре начался месяц Раби’уль-аууаль. Это месяц, 12 числа которого мусульмане отмечают особый праздник – день рождения пророка Мухаммада (Маулид ан-Наби). В этом году 12 Раби’уль-аууаль соответствует 27 февраля, а в некоторых исламских странах – 26 февраля (в связи с особенностями расчета лунного года).


Впервые день рождения Мухаммада начали праздновать в кругах особенно ревностно соблюдающих мусульман приблизительно с 912 года. Например, известный шафиитский ученый ал-Караджи (ум. 954 г.) прерывал свой пост лишь в дни двух главных праздников (идов) – Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха – и в день рождения Мухаммада. Однако с приходом к власти шиитской династии Фатимидов празднование рождения пророка было запрещено. На официальном уровне торжественное празднование Маулида восстановил эмир Абу Са'ид Музаффар ад-Дин из Арбелы (ум. в 1233 г.). Во время этого праздника особым вниманием пользовалась легенда о Мухаммаде, а особенно история его ночного вознесения на небо (мирадж).

Справка:
В ночь с 26 на 27 число месяца раджаб, позднее названную Лейлят аль-Мирадж, или Ночь Вознесения, к Мухаммаду явился архангел Джебраил. Он привел к нему Бурака – некое животное, которое имело человеческое лицо. В Коране об этом путешествии говорится в суре «Аль-Исра» («Путешествие Ночью»): «Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – слышащий, видящий» (Коран, 17:1). Хотя для Мухаммада путешествие и длилось много часов, в окружающем мире прошло лишь мгновение – из опрокинутого им сосуда не успело вытечь ни капли воды. Утром он рассказал о своем путешествии соплеменникам, в подтверждение своих слов описав им мечеть Аль-Акса, где он никогда до того не был. Также он описал караван, возвращавшийся в это время из Сирии, и назвал точное количество верблюдов в этом караване, и все то, что происходило с караваном в пути, назвал время его возвращения в Мекку и даже указал, какой именно верблюд идет первым.


Как свидетельствуют исторические хроники, на устроенное правителем торжество съезжалось множество богословов, суфиев, проповедников, чтецов Корана и поэтов из Багдада, Мосула, Джезиры, Синджара, Нисибина, а также из Персии, и они оставались в Арбеле в течении двух месяцев. Завершался праздник парадом и торжественным угощением.


Маулид ан-Наби: рождение для новой жизни
С тех пор и доныне мусульмане во всем мире отмечают этот торжественный и праздничный для них день. Более того, в ряде стран Маулид является официальным праздником – так, к примеру, в Пакистане, где день рождения пророка Мухаммада отмечается в течение трех нерабочих дней. Не менее торжественно Маулид отмечают в странах Магриба (Северная Африка), где население придерживается маликитского мазхаба (правовой школы в исламе). Как правило, люди собираются вместе, приглашают родных, соседей, друзей, просто прохожих. Готовят угощения и сладости – например, в Алжире женщины готовят на завтрак асиду – кашу из манной крупы или из поджаренной ячменной муки, политую медом и оливковым маслом. В соседнем Тунисе асиду делают из миндаля, фисташек, фундука, кедровых орешков. Помимо этого, специально к Маулиду готовят балузу (крем из крахмала), бузу (кашу из сорго с орехами четырех видов и кунжутом), миндальные кремы. В Египте Маулид особенно любим детьми, которые в этот день получают от родителей подарки в виде сахарных фигурок – арусат ан-наби («невест Пророка») с бумажным пестрым веером за спиной либо всадников с саблей в руке.


Но угощение – не главное на этом празднике. Проведение Маулида всегда сопровождается особой концентрацией верующих на религиозных вопросах – во время торжеств читают Коран, рассказывают об основах своей религии, читают салауат – особые молитвы за пророков, поют мадихи – религиозные песнопения, и обязательно читают истории из жизни пророка Мухаммада.


Не являясь строго предписанным религиозным праздником, которых в исламе всего два – Ид аль-Фитр (праздник окончания поста в месяц Рамадан) и Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения), – Маулид выделяется несколькими особенностями. Прежде всего, следует отметить, что в исламе не принято отмечать дни рождения, поскольку жизнь в этом бренном мире рассматривается мусульманами, в согласии со словами пророка, как «короткая остановка в пути». И потому день рождения не несет в себе какой-то особой нагрузки – значительно более важным является день смерти, то есть рождения для новой жизни. Однако день рождения пророка – это не обычный день рождения. Это день рождения человека, который для мусульман является идеалом, идеальным человеком – инсан аль-камиль. Более того, один из главных источников мусульманского вероучения – сунна – представляет собой примеры из жизни Мухаммада, его высказывания, поступки, одобрение либо неодобрение поступков других людей.


Мухаммад – это и пророк (наби), и посланник (расул) Бога. В исламе существует подобное разделение, и очень мало было людей, которые совмещали в себе обе эти ипостаси. Согласно традиции, посланник – это тот, кого Аллах послал с новыми законами, чтобы призывать людей к их соблюдению. Пророк же посылается Аллахом для того, чтобы призывать людей к соблюдению законов предыдущего посланника, напомнить им об их религиозных обязанностях. Общим между пророком и посланником является то, что каждый из них получает откровение, а также каждый обязан призывать к соблюдению того, что ему передано. Отличие заключается в том, что посланником может быть и ангел, и человек, тогда как пророком – только человек: «Аллах избирает из среды ангелов и людей посланцев. Воистину, Аллах – всеслышащий, всевидящий» (Коран, 22:75).


Исламская традиция утверждает, что первым пророком и посланником Аллаха был первый человек – Адам, последним – Мухаммад. Когда пророка Мухаммада спросили, сколько всего было пророков, он указал число сто двадцать четыре тысячи. Когда же у него спросили, сколько из них являлось посланниками, Мухаммад ответил, что таких было триста тринадцать. Никто из людей не знает имен всех пророков и посланников, и в Коране перечисляются лишь некоторые из них: «И до тебя Мы посылали посланников. О некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же – не рассказывали. И ни одному посланнику не было дозволено творить знамения (т.е. чудеса) без соизволения Аллаха» (Коран, 40:78). В Коране упоминаются имена двадцати пяти пророков – это Адам, Идрис, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Аййюб, Ильяс, Аль-Яса, Юнус, Юсуф, Якуб, Яхья, Худ, Харун, Мухаммад, Мусса, Шийс, Зуль-Кифль, Нух, Салих, Закарийя, Дауд, Иса, Сулейман и Лут. Известно также, что только четверо из пророков были арабами, этническая же принадлежность большинства других пророков неизвестна, как и то, к каким народам они посылались.


Но Мухаммад не просто пророк и посланник, он – «Печать пророков», последний из них. За Мухаммадом признается исключительная роль среди пророков – хотя каждый из них будет располагать правом в Судный день ходатайствовать перед Богом за своих последователей, Мухаммад сможет заступиться за всех верующих, живших при любом из пророков: «Мы послали тебя не иначе как милость мирам» (Коран, 21:107). Эту преемственность, связь с предшествующими пророками Мухаммад особо подчеркивал в своих проповедях, указывая, что учение, которое он принес своему народу, не есть что-то новое, а является религией их предков – единобожием, религией Авраама (Ибрахима). Мухаммад утверждал, что Аллах – тот же Бог, что и у иудеев и христиан, однако те успели частично забыть и исказить первоначальную веру. Он призывал своих близких отвергнуть идолопоклонничество и обратиться к исламу и стать мусульманами – то есть людьми, вверившими себя единому Богу, Аллаху. Мухаммад призывал соплеменников к вере, опираясь в первую очередь на сострадание: «По Милости и Воле Аллаха, ты был мягок по отношению к ним. А если бы ты был жестоким, со злым, беспощадным сердцем, они бы удалились от тебя и разошлись. Поэтому прости их и испроси у Бога прощения для них» (Коран, 3:159). Впоследствии Аиша, жена пророка, так описывала его нрав: «Он никогда никого не осуждал и не обвинял, не отвечал грубостью на грубость, действовал по доброте своей и доброжелательности, отдалялся от плохого. Он никогда не сердился, когда несправедливость касалась его лично, но не терпел нарушения прав других. Ко всему живому проявлял уважение. Не было случая, чтобы он отказал просящему помощи».


Маулид сложно сравнить и со столь знакомым для украинцев праздником Рождества Христова. В отличие от любого другого праздника, Маулид может отмечаться круглый год и в любой день. Но, безусловно, празднование Маулида в непосредственно для него отведенные сроки является еще более значимым.


В дни Маулидов мусульмане вспоминают историю жизни пророка Мухаммада – жизни, исполненной многими испытаниями, лишениями, но также и жизни, наполненной радостью, счастьем и всепоглощающей верой в Аллаха.


Как утверждает мусульманское предание, отцом Мухаммада был Абдаллах (в переводе с арабского означает «раб Аллаха»), а матерью – Амина (что значит «верная»). Когда Амина еще ходила беременной, отец пророка отправился по торговым делам (то ли в Медину, то ли в Сирию), и во время этого путешествия умер. Так что Мухаммад никогда не знал своего отца. Родился последний пророк ислама в Мекке, в квартале Сук Аль-Ляйль 12 числа месяца Раби‘уль-аууаль (по лунному календарю), в понедельник. Позднее в этом месте аль-Хайзуран, матерью легендарного аббасидского халифа Харуна Ар-Рашида была построена мечеть.


Предание утверждает, что в момент рождения Мухаммада дворец персидского правителя Хосроя Анушарвана из династии Сасанидов, расположенный в Ктезифоне, содрогнулся до основания и погас священный огонь зороастрийцев, горевший до того без перерыва более 1000 лет. В тот миг, когда во время родов Амина разрешилась ребенком, из ее чрева излился яркий свет. Легенда сообщает, что появившийся на свет младенец вел себя иначе, чем обычно ведут себя новорожденные дети: сразу же после своего рождения он, опираясь на руки, посмотрел на небо.


С самого своего рождения Мухаммад был сиротой. Относительно сиротства Мухаммада существует даже указание в Коране: «Разве не нашел Он тебя сиротой, нуждающимся в том, чтобы кто-то заботился о тебе? И не приютил ли Он тебя, поселив у того, кто хорошо заботился о тебе?» (Коран, 93:6)


Вскоре после рождения у Мухаммада появилась его первая кормилица – Сувайба. В те времена среди жителей городов Мекки был распространен обычай, согласно которому новорожденных было принято отдавать на некоторое время в живущие по соседству племена бедуинов, чтобы ребенок рос настоящим арабом, впитывая с молоком кормилицы нравы и обычаи кочевой жизни. Поэтому, спустя некоторое время, Мухаммада передали на воспитание в кочевое племя Саад, кормилице Халиме.


Именно в этот период жизни Мухаммада произошло событие, позднее расцененное всеми биографами Мухаммада как явное свидетельство его избранности. Однажды днем вместе с другими детьми Мухаммад пас возле дома баранов. Вдруг дети увидели, что к ним приближаются двое незнакомых мужчин. Подойдя к Мухаммаду, они положили его на землю и вскрыли ему грудь. Перепуганный молочный брат Мухаммад Абдаллах с криком побежал к родителям и рассказал им о случившемся. Когда взволнованные родители прибежали на место, то увидели живого, но сильно побледневшего Мухаммада.


Позднее Мухаммад рассказывал, что архангел Джибраил раскрыл ему грудь, взял сердце, из которого вынул и выбросил сгусток крови, сказав при этом, что если оставить этот сгусток в сердце, то этим может воспользоваться шайтан. Потом Джебраил обмыл сердце в золотом тазике с водой священного источника Земзем и поместил его обратно в грудь Мухаммада. Впоследствии некоторые из ближайших сподвижников Мухаммада говорили, что действительно видели этот след у него на груди.


Впоследствии пророк Мухаммад гордился своим пребыванием среди племени Бану Саад, поскольку это давало ему право говорить своим соплеменникам: «Я больше араб, чем кто-либо из вас: я курайшит и меня вскормило племя Бану Саад». После своего возвращения в Мекку, Мухаммад приблизительно два года жил вместе со своей матерью. Когда же ему исполнилось шесть лет, мать отправилась вместе с ним в Йасриб (современная Медина) в гости к своим родственникам. На обратном пути в Мекку, неподалеку от поселка Абва, она умерла, где и была похоронена.


Начало пророческой миссии Мухаммада относится к 610 году, когда он в очередной раз отправился на гору Хира, где по обыкновению предавался молитвам. Именно тогда наступила величайшая ночь в истории ислама – Лейлят аль-Кадр, Ночь Могущества: «Мы ниспослали Коран в ночь «аль-Кадр» величия и достоинства. Откуда тебе знать, что такое ночь величия и достоинства?! Ночь величия и достоинства лучше тысячи месяцев благодаря тому, что именно в эту ночь ниспослан Священный Коран. В ночь величия ангелы и Джибраил нисходят на землю с дозволения их Господа с Его повеления. В ночь величия воцаряется мир. Нет ни вреда, ни зла до появления зари!» (Коран, 97:1-5).


В эту ночь во сне к нему явился архангел Джебраил, у которого была книга, завернутая в кусок шелка. Он обратился к пророку Мухаммаду с призывом: «Читай!». Но Мухаммад не умел ни читать, ни писать, поэтому он ответил Джебраилу: «Я не читаю». Тогда архангел сжал Мухаммада с такой силой, что тот чуть не умер и снова повелел: «Читай!». Мухаммад снова ответил, что не может читать. И вновь Джебраил сжал его с такой силой, что пророк Мухаммад чуть не умер. Когда же он отпустил его и повторил: «Читай!», Мухаммад спросил: «Что мне читать?». И тогда архангел Джебраил произнес первые слова из Корана, ниспосланные людям. Это был первые пять аятов (стихов) из суры «аль-Алак» («Сгусток»): «Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь – самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал» (Коран, 96:1-5).


Сам Мухаммад так рассказывал о своих видениях: «Откровения нисходят ко мне по-разному: иногда Джебраил принимает вид человека, который говорит со мной, как говорят люди, а иногда он является в виде крылатого существа, и я запоминаю все, что он мне говорил. Иногда я слышу как будто звон в ушах – это – самое тяжелое испытание, и, когда это необычное состояние проходит, я помню все как нельзя лучше, словно оно врезалось в мою память». Порою откровения приходили Мухаммаду во время молитвы, а иногда – когда он занимался повседневными делами.


Все откровения приходили Мухаммаду в стихотворной форме, хотя поэтом он никогда не был, и не умел ни читать, ни писать. Это также не были «видения наяву», Мухаммад не грезил – каждый раз, когда ему посылалось откровение, пророка ожидали тяжелые физические испытания, внешними признаками которых были обильная испарина и сильная дрожь. Это состояние Мухаммад сравнивал с тем, что словно из него «вырывают душу».


Ниспослание откровений продолжалось до 632 года, весной которого, во время своей проповеди у горы Арафат в Мекке Мухаммад объявил, что пророческая миссия, возложенная на него Аллахом, закончена. Он еще раз напомнил собравшимся основные установления ислама и заповедал своим последователям не отступать от благочестия. Считается, что после его прощальной проповеди Аллах ниспослал своему пророку и посланнику следующие строки: «…Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Коран, 5:3)


Вернувшись в Медину, Мухаммад продолжил деятельность по распространению ислама. Но он чувствовал, что его кончина близка. 26 мая 632 года Мухаммаду стало плохо. Он сильно страдал, не позволяя себя лечить. Не в состоянии сам возглавить намаз, Мухаммад возложил обязанности имама (предстоящего на совместной молитве) на своего ближайшего сподвижника Абу Бакра. 8 июня Мухаммад на пределе остававшихся у него сил поднялся и прошел в мечеть, где тепло попрощался с собравшимися мусульманами.


Накануне своей смерти, Мухаммад раздал неимущим все свои имеющиеся деньги (около семи динаров), и 8 июня 632 года прекратил свой земной путь. Ближайший друг и сподвижник Мухаммада, Абу Бакр, узнав о смерти пророка, пришел попрощаться со своим другом и учителем. В это время у мечети собралась большая толпа мусульман, желающих знать, что произошло. Тогда Абу Бакр вышел к людям и сказал: «Пусть знают те из вас, кто поклонялся Мухаммаду, что Мухаммад умер, и пусть те из вас, кто поклоняется Аллаху, помнят, что Аллах жив, и Он никогда не умрет. Сказал Всевышний Аллах: “Мухаммад всего лишь посланник, до которого тоже были посланники. Неужели же, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?! А если кто и обратится вспять, то этим он ничуть не повредит Аллаху, а благодарных Аллах вознаградит” (Коран, 3:144)».


Хотя Мухаммад был неоднократно женат – после смерти своей первой и любимой жены Хадиджи он женился еще десять раз – последний пророк ислама не оставил после себя наследников-мужчин. Дочь Мухаммада Фатима вышла замуж за его племянника Али и подарила пророку двух внуков – Хасана и Хусайна и двух внучек – Зайнаб и Умм Кульсум. От внуков Мухаммада и происходят его многочисленные потомки – саййиды и шарифы, пользующиеся особым уважением в исламском мире.


Согласно исламской традиции, пророков и посланников Аллаха хоронят в том месте, где они умерли. Поэтому Мухаммад похоронен в Медине, и сегодня его усыпальница входит в современный храмовый комплекс Медины. Считается, что день рождения Мухаммеда совпадает с днем его смерти. Символическое совпадение дат рождения и смерти, то есть рождения для вечной жизни, было дано Мухаммеду Аллахом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего пророка в истории человечества.


И в эти дни, в дни празднования Маулида, мусульмане стараются заглянуть в свой внутренний мир, проконтролировать состояние своей души. И вспоминают строки Корана: «К вам, о люди, пришел Посланник из вас самих, которому тяжко и больно видеть, как вы грешите и будете за это наказаны, он болеет и переживает за вас. Велико его желание наставить вас на Путь Истины. Он к верующим кроток и милостив» (Коран, 9:128).

Теги: