(а) Античный антисемитизм у язычников

(1) Александрия во время Калигулы: В своем трактате «Против Флакка» Филон Александрийский описывает ужасные гонения на иудеев, которые устроила светская языческая власть во времена правления Гая Калигулы (38-41 гг. н.э.). Описанные зверства ужасают! Но какие «христиане» тут потоптались? Само христианство в эту пору – на всякий случай напомню – не представляло из себя никакой силы. Это была (еще даже не пересекшая границы Леванта) горстка последователей Иисуса из Назарета, гонимых как светской властью, так и религиозными лидерами из официальной религии – Иудейства. Филон пишет: Флакк «спешил и торопил события, желая подольститься к черни, ненавидевшей евреев» (Филон. Против Флакка, 10).

У Филона же есть рассказ о реакции александрийцев на известие о том, что Калигула решил уничтожить евреев: «Все это не укрылось от глаз александрийской черни, пестрой и переменчивой; и вот решив, что это весьма удобный случай, они набросились на нас, и ненависть, с давних пор тлевшая, вспыхнула пламенем; все спуталось и пришло в смятение. Ибо считая, что самодержец обрек нас ужаснейшим несчастьям или что мы разбиты врагом, александрийцы исполнились бешеной и зверской ярости: они врывались в наши жилища, выгоняли хозяев с детьми и женами, чтобы все видели, что эти жилища пусты» (О посольстве к Гаю, 18). Т.е. антисемитское настроение, по словам Филона, крепко сидело у александрийских граждан. И в Риме некто Сейян (офицер при императоре Тиберии, † 37 г.н.э.) замышлял глобальный прототип Освенцима [Филон. О посольстве к Гаю, 24], которым и мог вдохновиться экзальтированный маньяк ХХ века.

(2) «Кровавый навет» на евреев у античных авторов: «Трудно установить происхождение истории, передаваемой Дамокритом, и особенно Апионом, а именно кровавого навета. Дамокрит сообщает, что евреи раз в семь лет похищают иноплеменника, убивают и режут его плоть на мелкие куски (Reinach Th. Textes. № 60). Апион (Contr. Ар., II, 91 sqq.) приводит более подробную версию подобного рода. Когда Антиох Эпифан вошел в храм, то обнаружил грека, лежащего в постели, перед ним на столе находилась обильная пища. Увидев царя, грек пал перед ним ниц и стал просить спасти ему жизнь. Из его рассказа царь узнал, что данный грек, путешествуя по стране без всякой задней мысли, был внезапно захвачен неизвестными людьми и доставлен сюда. Здесь его начали откармливать различными яствами. Вначале ему это понравилось, но потом он испугался, потому что служители храма открыли ему секрет, что каждый год евреи захватывают греческого путешественника, откармливают его, а затем, отведя в какой-то лес, убивают. После убийства по своему обряду они вкушают внутренности убитого человека и приносят клятву в том, что всегда будут ненавидеть греков. Такова история Апиона. Она вызывает особый интерес потому, что с нее и начинается серия сходных басен, чья трагическая роль в еврейской истории слишком хорошо известна» (Чериковер 2010, 543).

(б) Евреи в Христианской Европе Средневековья:

«На протяжении всех Средних Веков евреи оставались единственным религиозным меньшинством, которому было позволено существовать в христианском мире. Повторяю, единственным. Никакие мусульмане, никакие буддисты, никакие зороастрийцы не могли ни на секунду оказаться ни в одном европейском христианском городе. Их бы сожгли на костре, их бы уничтожили, если бы они тут же не обратились бы в христианство. Был небольшой опыт в Испании, когда там жили мавры, но вы знаете, чем закончился этот опыт. К евреям это не относилось, или относилось не всегда… В тех случаях, когда евреев изгоняли или убивали, это категорически осуждалось церковью. Церковь всегда выступала против гонений и убийств евреев: она была их главным защитником во времена Средневековья. А главным защитником евреев в церкви был папа Римский. От него исходили увещевания не трогать евреев. И когда евреев начали уничтожать во времена крестовых походов, папы пытались остановить, и останавливали, насколько они могли, это безобразие <…> Существовала огромная община евреев в Риме, первоначально грекоговорящая, но постепенно переходившая на латынь. Известны гигантские еврейские катакомбы в Риме, с соответствующими надписями и символикой. В Испании, Британии, Италии, Северной Африке, во вновь основанном царском городе Константинополе также существовали богатейшие еврейские общины. Там были синагоги: по их найденным остаткам можно судить о роскошестве этих зданий. Сохранились надписи о дарениях в эти синагоги – в основном на греческом языке. Акты дарений свидетельствуют, что такая-то синагога и вообще данная еврейская община состояла в чудесных отношениях с местной городской администрацией, что все в полном порядке» (Ковельман 2008).

Современный исследователь-иудей признает, что в постконстантиновский период (когда Христианство стало religio licta в империи), Церковь не гнала как таковую иудейскую религию, да и Златоуст – самый пламенный борец с иудаизмом – боролся не с религией современных ему евреев, а с «иудейскими» увлечениями своей паствы. «Борясь с остатками язычества и собственными еретиками, господствующая христианская церковь не запрещала иудаизма» (Вихнович 2006, 86).

Вот как европейские христиане «притесняли» иудеев: Император «Карл I вызвал из Вавилонии рабби Махира, происходившего из потомков царского рода Давида, и предоставил ему должность наси (еврейского патриарха) в южно-французском городе Нарбонне. Помимо этого, остатки прежней античной цивилизации, сохранившиеся в Южной Франции (Провансе), способствовали процветанию в городах Марсель, Нарбонн, Люнель, Монпелье иудейской переводческой школы. В XII в. уже в самом конце деятельности этого иудейского центра прославили себя семьи Тиббон и Кимхи. Иосиф Кимхи и его сын Давид написали первуюеврейскую грамматику, словарь и комментарий к библейским книгам» (Вихнович 2006, 126). Так же знаменитый европейский раббейну Гершом (960-1040) не только спокойно проживал в сердце «мракобесной» Европы – в нем. г. Меце (позднее – Майнц), но и основал там широко известную по всей Европе талмудическую школу и получил титул Меир ха Гола (Светоч Изгнания). Другая талмудическая школа в ту же эпоху находилась в Вормсе. Во Франции в Труа спокойно проживал РАШИ (рабби Шломо Ицхаки, 1040-1105), считающийся выразителем официальной «ортодоксальной» экзегетики ТаНаХа по сей день. Его слава гремела по всей Лотарингии и Шампани. В 1475 г. в Италии открылась «эпоха иудейского книгопечатания»: Вышла в свет печатная Тора с комментариями РАШИ. «Английские евреи нередко хранили в церквях и монастырях свои деньги, товары или ценности. В результате, как жаловался один аббат, евреи нередко входили в храм, и даже в алтарь, прямо во время богослужения. В 1222 году поместный собор, собравшийся в Оксфорде под председательством архиепископа Стефана Ленгтона, запретил эту практику, дабы у евреев не было повода заходить в церковь. Однако насколько строго соблюдался этот запрет, неизвестно» (Левин 2018).

Во время никем не санкционированных погромов немецких и итальянских иудейских общин крестоносцами 1-го Крестового Похода (напомним, что последние не получали благословения нападать на иудеев, а их задача была воевать с исламом за пределами Европы, но пошедший в крестоносцы сброд воспользовался правом носить оружие в своих целях, особенно когда возникли трудности с провиантом, крестоносцы стали грабить не только иудеев Европы, но и местное крестьянское население, т.е. христиан) на защиту местных иудейских общин встали как раз епархиальные епископы, в частности – епископ Кельна Герман. В Рейнское области крестоносцы устроили погром не только иудеям, но и местному христианскому населению, за что последнее поквиталось со сворой бандитов, нацепивших одеяние воинов Христа: рейнские граждане объединились и напали на своих грабителей тогда, когда последние не ожидали нападения. Многие крестоносцы погибли в результате этой расправы. Во время 2-го Крестового Похода ситуация повторилась и тогда сам участник похода император Конрад предоставил в своих замках и крепостях иудеям убежище, поскольку контролировать многочисленное войско крестоносцев он был не в состоянии: Отряды двигались из разных концов империи и полагаться на совесть офицеров отрядов было опасно. Конрад принял поистине соломоново решение: Его крепости, разбросанные по всей Европе, стали убежищем для иудеев на весь период присутствия крестоносцев в регионе (Вихнович 2006, 134-136).

Так же следует упомянуть буллы пап Григория IX в 1236 г., Иннокентия IV в 1247 г. и Климента VI, а позднее эдикты, изданные германскими императорами и польскими королями в защиту евреев от агрессии толпы. Историк отмечает особое положение евреев в Италии: «Как ни странно, в стране, являвшейся центром католичества, положение иудеев было гораздо более благоприятным, чем в остальной Европе. Италия в основном избежала еврейских погромов и массовых изгнаний, хотя и здесь известны случаи предъявления евреям нелепых обвинений. В некоторых местах, например в Сицилии, иудеи даже пользовались полным равноправием. Возможно, это объясняется сохранением остатков древней культуры в Италии» (Вихнович 2006, 139).

Карминьяк (2005) во второй главе своего труда перечисляет новозаветные переводы с греческого на иврит, сделанные по большей части еврейскими раввинами, работавшими ни много, ни мало профессорами и преподавателями в Университетах Европы, в Риме, в Папской Библиотеке в Ватикане (XIV-XIX века)! Как же это «гонимые иудеи», безо всякого отречения от иудейства, оказались в профессуре Университетов и в «святая святых христианской литературы» – в Ватиканской Библиотеке? Как же это «ненавидимые и гонимые» иудеи оказались в таких почетных местах, занимали руководящие должности (раввин Джерозолимитано, будучи писарем Папской Библиотеки в Ватикане, даже составлял там же свои «полемические диалоги с христианами», где, используя библиотечные тексты, критиковал присущую христианам трактовку Ветхого Завета! Хотел бы я быть так «гоним»!). Из 40 упомянутых Карминьяком ученых евреев (с начала XIV в. по 1940 год), занимавших место профессора, преподавателя или библиотекаря в Университетах и Библиотеках Христианской Европы, только 7 было крещенных, а все остальные оставались иудеями. Заметим, что Карминьяк не ставил перед собою еврейский вопрос, он упомянул не всех ученых евреев Христианской Европы, а лишь тех, кто занимался переводом Новозаветных текстов на иврит. Причем, большая часть из этих трудов носила полемический характер против христианства, т.е. ученые иудеи Европы переводили наши тексты, чтобы «убедить» своих соплеменников, что в наших текстах не правильно цитировано еврейское Писание. Современные исследования (в т.ч. и Карминьяка) показали, что посыл сравнения был неверен: Они сравнивали новозаветные христианские тексты с масоретской (более поздней) традицией чтения Писания, тогда как христианская новозаветная традиция опирается на более древнюю иудейскую традицию, сохранившуюся в открытых в ХХ веке рукописях Кумрана.

(в) Инквизиция и иудеи

(1) Надо окончательно решить вопрос с Инквизицией. Важно понять, что ее принципы работали только относительно тех иудеев, которые приняли крещение, а потом вернулись к иудейству. В сущности, инквизиция расследовала дела только христиан (т.е. крещенных). Но ведь и у иудеев есть ряд законов в Торе, которые предписывают побивать камнями тех, кто вошел в религию Завета с Богом по закону Моисея, а потом совершил вероотступничество. Это – нормально в отношении «своих». Если язычник отрекался от идолов и принимал обрезание, то он становился полностью подчиненным Торе, в т.ч. и мог быть побит камнями за нарушение ее законов. Так же точно и Инквизиция судила тех, кто обратился в христианство, принял Крещение, а потом отступил. Многие иудейские теологи пишут, что законы о смертной казне, данные в Торе, неисполнимы в галуте (изгнании). Да, но они и не отменены. Т.е. если сейчас вот вдруг возникнет настоящее религиозное государство Израиль с основой на Торе, то там будут побивать камнями тех иудеев, которые с детства были обрезаны, а потом, скажем, приняли Крещение или другую веру. В этом нет ничего аномального в порядке существования религиозного государства. Этому же принципу следовало и христианство в своих христианских государствах.

Но, говорят оппоненты, в истории христианской Церкви были случаи принуждения (если не прямого насилия) к принятию Христианства. Давайте рассмотрим это на примере Испании. Там государи Фердинанд и Изабелла решили создать исключительно теократическое государство – причем, основывались как раз на Торе! Они сделали официальное заявление: Земля Испании становится христианской, а все нехристиане, которые не пожелают свободно принять христианство, за счет короны (!) будут переправлены за море.

Да, это был жесткий вариант решения вопроса. Но прямого насилия тут не было. И бедняки спокойно сохранили свою веру, уплыв за море. А вот крупные владельцы апельсиновых и оливковых садов не смогли их погрузить на корабль и, чтобы не расстаться с имуществом, притворно приняли Крещение. Но разве эти люди, продавшись за земные блага, не совершили преступления с точки зрения Моисеева Закона? Все иудеи прекрасно знают, что с позиции иудаизма даже формальное отречение от веры и обращение в другую веру – все равно акт вероотступничества, за который полагается по (увы, не исполняемым) Законам Моисея побиение камнями. Так что можно сказать, что испанская Инквизиция с этими иудеями, лживо принявшими христианство, поступила по их же иудейскому закону. Да, звучит это резковато, но мы, христиане – религия мучеников (как, кстати, и древнее иудейство – например, мученики Маккавеи при Антиохе Эпифане в Иерусалиме IV в. до н.э.). В нашем вопросе существенно важно следующее: Во-первых, прямого принуждения к Крещению не было – сделку с совестью совершали люди вполне свободно. Во-вторых, формально принявших Крещение и продолжавших совершать иудейские или языческие ритуалы Инквизиция судила не как евреев или мавров, а как вероотступников.

(2) Касательно же принуждения ко Крещению, «примечательны многочисленные примеры заступничества римских пап, в частности папы Александра III (1151-1181), настоявшего на принятии одним из церковных соборов постановления, запрещавшего принудительное крещение иудеев, беспричинное их преследование и препятствование им в исполнении своей веры», признается Вихнович.

(3) Заметим так же, что даже сами иудеи обращались в Инквизицию за помощью. Так взгляды Маймонида, выраженные в его трактате «Море невухим», «вызвали сильную оппозицию со стороны ортодоксальных раввинов, вплоть до запрещения простым верующим читать "Путеводитель растерянных". Во Франции дело даже дошло до обращения трех ведущих раввинов страны в католическую инквизицию с осуждением этой книги Маймонида, в результате чего она была сожжена инквизиторами» (Вихнович 2006, 109). Близость Папы и наличие наиболее образованных папских богословов благотворно влияла на паству. А гонения на иудеев носили экономический характер (грабеж ростовщиков и т.д.). Религия Христианская тут совершенно не при чем.

И что бы делали те же иудеи, если бы не та самая Инквизиция, которая была призвана рассмотреть обвинение толпы на предмет обоснованности? Масса иудеев была спасена от расправы со стороны толпы именно благодаря вмешательству Инквизиции.

(г) Иудеи в Российской Империи

Как же обстояли дела в России? – Император Александр I издал 9 декабря 1804 г. «Положение об устройстве евреев», в коем было специально указано, что «ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной синагоге, в таком случае позволяется одному из них построить свою синагогу и выбирать своих раввинов». 

(д) Гитлер и евреи

Чем нелепее обвинение, тем оно, отчего-то, становится самым распространённым. Так по сей день встречаются люди, твердо уверенные, что христианство виновно даже в антисемитизме Гитлера. Но фюрер не был христианином. Он был оккультистом, увлекавшимся разными сатанинскими практиками плюс древнегерманской мифологией Валгаллы. Его антисемитизм был результатом личной психопатологии облечённой в расистскую теорию – принципиально несовместимую с христианством. Так же к сведению критиков христианства: Римская Церковь осудила и антисемитизм, и расизм, и многие другие постулаты гитлеровской идеологии еще в 1937 г. в официальной энциклике Папы Пия XI «Mit brennender Sorge» (от 14 марта 1937), где, в частности, говорится: «Кто возводит расу, или народ, или государство, или частную форму государства, или власть имущих, или иную какую-либо фундаментальную ценность человеческого общества, – как бы необходимы и почетны ни были их функции в мирских делах, – кто возводит эти понятия превыше принадлежащего им достоинства и обожествляет их до степени идолопоклонства, тот искажает и извращает порядок мироздания, замышленный и сотворенный Богом; он далек от истинной веры в Бога и от того представления о жизни, которое поддерживает вера» (§ 8). Подобнее по этому вопросу рекомендую монографию Люцера.

(е) Христианская теология не повинна в антисемитизме

«К тому времени, когда Евангелия записывались, мы видим поиски упрощения, мотивированного богословскими причинами: оппоненты Иисуса приняли облик библейского грешника, составляющего заговор против невинного. В Прем 2:17-21, например, грешники утверждают что, если праведный – сын Божий, Бог защитит его; и они решают подвергнуть оскорблениям и казнить его. Оскорбления и тяготы Иисуса принимают жалобные тона гимна из Пс 22 (21) и Страдающего Служителя из Ис 52-53 глл. Страдания Иисуса проливают свет на такие тексты, которые раскрывают для Его последователей значение смерти Иисуса в замысле Божием. Эта стадия осмысления Страстей не была антиеврейской, как и псалмы или другие библейские книги, откуда были взяты эти образы. Праведник, его ученики и враги-грешники были все евреями, в конце концов. И богословское упрощенное представление противников как злодеев – типичное библейское изображение, а не нечестная христианская фальсификация. За шестьсот лет до этого, не все, кто не согласился с политикой Иеремии для Иудейского царства, были злодеями; но Библия изображает их таковыми, упрощая их поводы и драматизируя их действия. Действительно некоторые из самых чувствительных слов в Страстях Иисуса взяты из Иер 26. Когда, от имени Бога, Иеремия угрожал разрушением Храма, священники и все люди услышали его, и священники и пророки потребовали его смерти. Иеремия предупредил их, что вина за невинную кровь ложится на Иерусалим и его жителей… Признание того, что важные еврейские фигуры в Иерусалиме были враждебны к Иисусу и играли роль в его смерти не ведет с необходимостью к антииудаизму, как не ведет к нему тот факт, что иерусалимские священники и пророки составляли заговор для умерщвления Иеремии» (Браун 2018).

Церковь не отвергла не только евреев как нацию, но и иудейство – как свой корень. При этом мы должны учитывать, что постхристианский раввинистический иудаизм сильно отличается от иудейства в эпоху Второго Храма. У ряда примитивно мыслящих богословов древней Церкви был соблазн отвергнуть всё вместе (отсюда – маркионизм, разные ветви гностицизма и маихейство), но христиане не отреклись от своих корней в теологии Израиля, а лишь отвергли раввинистическую постхристианскую мутацию этой религии. При этом, еще раз повторимся, что в христиане нет и не может быть пренебрежения евреями как нацией. Скорее наоборот: в письменности иудеев в галуте возникло представление, не свойственное древним иудеям, а именно – об исключительности еврейской «крови», т.е. иудаизм приобрел все черты замкнувшейся на себе национальной религии евреев. Скорее такую точку зрения условно можно называть «религиозным расизмом». Христиане же напротив, пытались доказать евреям, что они такие же люди, как и все. Для иудеев самой большой трудностью оказалось не принять в лице Иисуса из Назарета Мессию, а войти в Его Царства наравне с гоями (т.е. безо всяких привилегий)

* * *

Итак, корни антисемитизма следует искать где-то за пределами Христианства и даже до его возникновения. Но, разумеется, можно говорить о том, что грех христиан состоит в том, что они не преодолели существовавшего тогда в империи предубеждения касательно евреев, а религиозное отрицание иудейства христианами вошло в общий поток антисемитского настроения той культуры. Грех христиан в том, что они не смогли преодолеть языческое прошлое. Но, увы, это не единственный пример такого рода грехов.

Литература

Браун 2018 = [Raymond E. Brown] Рэймонд Браун, свящ. Смерть Иисуса и антисемитизм / Пер. с англ. группы VK question_bstudies // [сайт] URL: https://vk.com/@question_bstudies-raimond-e-braun-smert-iisusa-i-antisemitizm (27.01.2018)

Вихнович 2006 = Всеволод Львович Вихнович. Иудаизм. – СПб, «Питер», 2006.

Карминьяк 2005 = Жан Карминьяк, свящ. Рождение синоптических Евангелий. / Пер. с фр. Н.М.Соболевой. – МДА 2005.

Ковельман 2008 = Аркадий Ковельман. О раввинистическом иудаизме и раннем христианстве // [Сайт] URL: http://www.jcrelations.net (01.05.2008).

Левин 2018 = Евгений Левин. Еврей в церкви // [Сайт] URL: http://ja-tora.com/evrej-v-cerkvi/ (04.01.2018).

Лунева 2017 = Анна Лунева. Тертуллиан и иудеи Карфагена // Тирош. Труды по иудаике. Вып. 16. – М. 2017, 29-38.

Люцер 2005 = [Erwin W. Lutzer] Люцер Э.В. Церковь во времена III Рейха, или рассказ о том, как Крест Христовы пытались заменить на крест Гитлера. – К., «Нард» 2005. ISBN 966-8795-04-0. // [Скан] URL: https://vk.com/libraryoftheologian (22.05.2020)

Чериковер 2010 = Виктор Чериковер. Эллинистическая цивилизация и евреи. / Пер. с англ. Вихновича. – СПб, «Гуманитарная Академия», 2010. [Tcherikover V. Hellenistic Civilization and the Jews. 1-е изд англ. перевода: Philadelphia; Jerusalem, 1959; 2-е изд.: Philadelphia; Jerusalem, 1961].

Так же Лунева дает список лит-ры об антисемитизме и антииудаизме в античный период: Gager J. G. The Origins of Anti-Semitism. Attitudes toward Judaism in Pagan and Christian Antiquity. New-York, Oxford, 1985; Feldman L. H. Jew and Gentile in the ancient world. Princeton University Press, 1993; Stroumsa G. G. From Anti-Judaism to Antisemitism in Early Christianity // Contra Iudaeos: Ancient and Medieval Polemics between Christians and Jews. Tubingen, 1996. P. 1-26; Taylor M. S. Anti-Judaism and early Christian Identity: A Critique of the Scholarly Consensus. Leiden, 1995 

Архимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия

Фото beerot.ru


Теги: