Окончив обучение, Афанасий должен был возвратиться на родину в ведение организации, направившей его и оплачивающей его обучение. Как и все иностранные студенты, окончившие КДА, если они не принимали Российского подданства, должны были уехать на Родину. При поступлении в КДА с них брали расписку о том.

Однако Афанасий Гассиев написал прошение Совету КДА на занятие преподавательской должности в Кавказской семинарии (г. Ставрополь), которое было отклонено ввиду подотчетности Афанасия «Обществу восстановления христианства на Кавказе»1. Для нас важно отметить то, что А. Гассиев, обучавшийся в КДА на средства Общества, не мог быть частным образом принят на преподавательскую должность, а только лишь с ведома направившей его организации, оплатившей ему обучение и заинтересованной в нем. Выше мы указывали на то, что стипендиат Общества А. Гассиев содержался в Академии за казенный счет по ходатайству председателя сего Общества2. Скорее всего, были какие-то договоренности и финансовые отношения между Обществом и высшим духовенством, возможно Святейшим Синодом, одним из меценатов Общества и предоставлявшего стипендии КДА, которое предполагало бы такое перераспределение средств для содержания уроженца Кавказа, которое можно было бы назвать казенным.

По окончании обучения, Совет КДА от 4 июня 1871 г. заслушал прошение Афанасия Гассиева (в числе прошений других воспитанников) об «отправлении в епархиальное ведомство за неимением ввиду, по специальной подготовке, преподавательских вакансий в духовно-учебном ведомстве... в грузинский экзархат»3. Совет вынес решение: «как стипендиата Общества восстановления христианства на Кавказе, отправить в Тифлис с обязательством представится Совету этого Общества, — о чем и сообщить сему Совету»4. Поскольку А. Гассиев направлялся на преподавательскую службу, то ему как выпускнику-иностранцу выдавались книги, «необходимые для будущей учительской должности»5.

25 июня 1871 г. в КДА приходит сообщение от преосвященного Феофилакта, епископа Кавказского, в котором он просит прислать преподавателя на незанятую кафедру психологии, обзора философских учений и педагогики, поскольку аттестация направленного ранее Николая Малова оказалась неудовлетворительной, а обратившийся к исполняющему должность ректора Кавказской семинарии, частным прошением Афанасий Гассиев, «так как он принадлежал Обществу восстановления христианства на Кавказе, в качестве его пансионера и по Семинарии и по Академии: то назначение его преподавателем философских наук в Кавказской семинарии было бы непрочно, а потому и нежелательно»6.

Из протоколов КДА видно, что «Общество восстановления христианства на Кавказе» не информировало КДА (которая завела переписку с Обществом), о статусе А. Гассиева, поэтому на Совете КДА от 30 декабря 1871 г. было принято решение направить его преподавателем в Смоленскую семинарию7. Незамедлительно последовала реакция Общества, сообщившего о том, что А. Гассиев определен в Тифлисскую женскую гимназию и может быть полезен Обществу в качестве переводчика на осетинский язык и составления элементарных учебников8. В таком случае Совету КДА оставалось только «принять к сведению» «Сообщение управляющего делами Совета Общества восстановления христианства на Кавказе и распоряжение по нему Ректора Академии»9. Предварительно были заслушаны справки: 1) о назначении А. Гассиева, не получившего распределение на родине, в Смоленскую семинарию на кафедру основного и нравственного богословия. Но, поскольку А. Гассиев является стипендиатом Общества, то Ректор КДА дал запрос в Общество, дабы осведомится об отсутствии препятствий в назначении А. Гассиева в Смоленскую семинарию10. 2) о том, что Смоленская семинария просила Ректора КДА приостановится с избранием кандидата, если он еще не избран, поскольку имеет уже своего, о чем сообщено в телеграмме в КДА. Правление семинарии просило КДА дать ответ уже оплаченной телеграммой. Ответ был таков: А. Гассиев назначен в Смоленск, поскольку Общество не ответило о согласии на это избрание11. 3) о сообщении в Смоленскую семинарию ответа Общества об избрании А. Гассиева в качестве преподавателя в Тифлисскую женскую гимназию, уведомление об этом Ректора КДА, отсутствии другого кандидата в Смоленск кроме А. Гассиева, и отсылке диплома и других документов последнего в Совет Общества12. Согласно академическим правилам дипломы иностранных студентов об окончании КДА должны были быть отосланы «тем учреждениям, от коих они были отправлены в Россию»13

На родине

В Тифлисе А. Гассиев по приказу председателя Общества восстановления христианства на Кавказе, великого князя Михаила Николаевича, редактировал перевод Нового Завета на осетинский язык. Этот перевод был сделан архимандритом Иосифом, настоятелем Преображенского монастыря в Тифлисе, впоследствии епископом Владикавказским. Также в это время он состоял один год (1871–1872 гг.) в первой женской гимназии нештатным учителем педагогики с дидактикой математики и физики.

В 1872–1876 гг. А. Гассиев по собственному прошению был направлен смотрителем Моздокского духовного училища. В сообщении «Владикавказских епархиальных ведомостей» в заметке по истории Моздокского духовного училища сказано, что при А. Гассиеве: «человеке энергичном, деловом и образованном» произошло «полное и действительное преобразование Моздокского Духовного Училища»14. Причиной увольнения из училища «послужил крупный скандал между Гассиевым и духовенством на почве разных мировоззренческих установок»15. Причиной увольнения можно также считать расхождение в педагогических взглядах: А. Гассиев был «против засилья церкви в школьном деле. «Забрав в свои руки школьное обучение, духовенство погубило истинное народное просвещение, окутало народ мраком суеверий и убило в нем лучшие стороны души…» Школьные программы, считал ученый, должны быть свободными от материала, который не развивает умственный кругозор, а учебные программы, учебники, методические пособия должны учитывать интересы учащихся коренной национальности. Ученый пристально следил за состоянием народного образования в Осетии, был сторонником совершенствования методов обучения в школе»16. Такие взгляды сформировались, видимо, под влиянием трудных сторон жизни церковного общества тех времен и внутреннего протеста17.

В конце 1876 г. в Моздоке А. Гассиев женился на вдове Марии Буйницкой. С 1879 г. служил в Управлении наместника Кавказского. В 1893–1904 гг. был коллежским советником, заведовал казенными землями и оброчными статьями в Елизаветпольской губернии; был уволен за политическую неблагонадежность, за защиту крестьян-азербайджанцев.

Религию А. Гассиев считал опорой нравственности, а из всех религий превозносил христианство. «Религия примиряет человека с совестью и возвращает его для нравственной жизни»18. «В христианстве объективно дана вся полнота нравственно-религиозных истин»19. В дальнейшем он критикует христианскую мораль. Нравственное учение христианства, согласно Гассиеву, было рассчитано на низкий уровень умственного развития народов, с изменением исторических условий это обманчивое средство для утешения невежественных масс должно быть заменено чем-то более весомым. Христианское нравоучение располагает к нарушению его заповедей; надежда на искупление грехов ведет к допущению грубейших правил человеческого общежития. Более того, христианское нравоучение оторвано от реалий жизни, не учитывает важность земных интересов «не признает за разумом и совестью человека право разрешать вопросы жизни и строить счастье людей на земле их же собственными силами»20.

Христианскую мораль может заменить концепция научной морали. Согласно А. Гассиеву: ««Указать верно цель жизни, значит указать истинную основу морали и правила для истинно нравственной деятельности и поведения людей. Ложная цель создает ложную мораль и неизбежно ведет к нравственной порче… Жизнь человека нужно считать самоцелью, помимо нее и выше ее нет цели и идеала. Поэтому стремиться к сохранению ее для себя и других безвредных животных составляет обязанность человека. Иными словами, цель жизни заключается в ней самой, в ее улучшении и совершенствовании, в увеличении власти человека над силами природы и общественных отношений, в улучшении благосостояния народа»21.

Перемена взгляда А. Гассиева на мораль с христианского на материалистический обусловлена жизненным фактором и отсутствием должного примера со стороны представителей христианской администрации Российской империи, ущемлявшей права крестьян-земляков А. Гассиева. Сложно было предположить, что русские христианские чиновники на Кавказе действовали с позиций христианского нравоучения, ущемляя в земельных правах горцев, преследуя, таким образом, материальные цели, а не духовные. Реальность говорила о том, что христианская нравственность является теоретизированием, на практике преследуются земные интересы.

В дальнейшем материалистические взгляды А. Гассиева были изложенные в книге «Новейший философский реализм об основах религии и нравственности» нашли свое окончательное завершение в труде «Новое исследование учения Льва Толстого», вышедшем в 1914 г. Согласно этому труду А. Гассиев считает, что природу можно объяснить через нее саму. Мировое пространство бесконечно, оно содержит бесконечное число миров. Окружающий материальный мир не является результатом творческого акта какой-либо силы, и существует вечно. Весь мир создавался не вдруг, а на протяжении миллионов лет. Жизнь в мире образовывалась под воздействием различных условий окружающей среды. Материя не могла родиться из ничего и не может исчезнуть22. Человек возник путем эволюции обезьяны, а последняя, в свою очередь, посредством эволюции низших форм. «Материалистические воззрения А. А. Гассиева сформировались в процессе его критического осмысления религии. В результате он пришел к отрицанию всякой религии»23. К этому можно добавить бунтарский дух «осетинского Ломоносова», входящий в конфликт с существующим положением вещей и внутренним, духовным непринятием традиционализма, а также заражение идеями Л. Толстого, которые увлекли от христианства еще одного студента КДА толстовца Даниила Кониси.

После окончания КДА А. Гассиев много путешествовал по Закавказью, изучая быт и природу горцев: все накопленные знания осетинского ученого отобразилось в трудах, которые он писал до конца жизни. Скончался «осетинский Ломоносов» А. Гассиев в Тифлисе,в 1916 г. во время выезда в судебную палату, защищая интересы крестьян Алагира24 от притеснений со стороны властей и знати25. Сын А. Гассиева, Виктор, стал известным изобретателем, изобретшим в частности фотонаборную машину. 

Протоиерей Андрей Ухтомский, кандидат богословия

---------------------------------------------------

1 Это Общество было основано по инициативе князя Александра Ивановича Барятинского, царского наместника на Кавказе в 1856 –1862 гг., который обратился к царю Александру II с идеей создания общества целью которого будет создание и поддержание церквей, поддержание церковного учебного дела, просвещение детей горцев в школах при церквях и монастырях, перевод на языки Кавказа духовной литературы. Содержалось бы Общество за счет «лиц обоего пола, различного положения и состояния, обязанные ежемесячно вносить определенную сумму на содержание духовенства, просвещение местного населения, сооружение и обновление церквей, а также прочие расходы… управление братства должно находиться на Кавказе — под председательством наместника кавказского и вице-председательством экзарха Грузии, митрополита Картлийского и Кахетинского». (Цимцба А. Л. Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Цели, задачи, условия образования // режим доступа: http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/obshchestvo-vosstanovleniya-pravoslavnogo-khristianstva-na-kavkaze-tseli-zadachi-usloviya-obrazovani/ дата доступа: 10. 10. 19.) В дальнейшем предполагалось, что инициированное государственными мужами Общество тесно сотрудничало бы со Святейшим Синодам и прислушивалось к мнениям иерархов. Идея была реализована несколько лет спустя. «1 июня 1860 г. начало свою деятельность учрежденное в Тифлисе Общество восстановления православного христианства на Кавказе — под непосредственным ведением наместника кавказского и преосвященного экзарха Грузии Архиепископа Картлийского и Кахетинского» (РГИА. Ф. 796. Оп. 139. Д. 82. Л. 79. // Цит. по: Цимцба А. Л. Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Цели, задачи, условия образования // режим доступа: http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/of-history/obshchestvo-vosstanovleniya-pravoslavnogo-khristianstva-na-kavkaze-tseli-zadachi-usloviya-obrazovani/ дата доступа: 10. 10. 19.)

2 Исаев И. Отчет о состоянии КДА в 1870/1871 г. // ТКДА. 1871 Октябрь. Т. III. С. 20.

3 Протоколы заседаний совета КДА за 4 июня 1871 г. // ТКДА 1871. Ноябрь Т. IV. Сс. 14–15.

4 Протоколы заседаний совета КДА за 4 июня 1871 г. // ТКДА 1871. Ноябрь Т. IV. Сс. 19–20.

5 Протоколы заседаний совета КДА за 19 ноября 1871 г. // ТКДА 1872 Апрель Т. II. С. 23.

6 Протоколы заседаний совета КДА за 17 августа 1871 г. // ТКДА 1871. Декабрь Т. IV. Сс. 24–25.

7 На Совете КДА от 30 декабря 1872 г. было заслушано сообщение ректора Академии архимандрита Филарета о том, что А. Гассиев не получил назначение «по крайней мере о назначении в своем крае не имеется сведений. Поэтому заведено с вышеупомянутым Обществом переписка (от 21 истекшего ноября за № 624) о том, нет ли препятствий к назначению Афанасия Гассиева преподавателем богословских наук в Смоленской семинарии; но ответа о сем доселе не получено» (Протоколы заседаний совета КДА за 30 декабрь 1871 г. // ТКДА 1872 Июнь Т. II. С. 4).

8 Слушали: Отношение члена, управляющего делами Совета общества восстановления христианства на Кавказе, от 4 Февраля 1872 г. за № 92, на имя Ректора Киевской Академии: «Вследствие отношения Вашего, от 24 ноября 1871 г. за № 654, имею честь сообщать Вашему Высокопреподобию, что воспитаннику Киевской духовной Академии Афанасию Гассиеву не могло быть предоставлено соответственное правом его академического образования место ни по обществу, ни по епархиальному ведомству, за неимением вакансий в духовно-учебных заведениях, а потому, с соизволения Его Императорского Высочества, Августейшего председателя Общества, Гассиев назначен преподавателем в Тифлисскую Ея Высочества Великой Княгини Ольги Феодоровны женскую гимназию, в том предположении, что, служа там, он может быть полезным и Обществу в его деятельности по переводу священно-церковных книг на осетинский язык и составлению элементарных учебников для городских школ, содержимых Обществом» (Протоколы заседаний совета КДА за 6 марта 1872 г. // ТКДА. 1872 Август Т. III. Сс. 14–15).

9 Протоколы заседаний совета КДА за 6 марта 1872 г. // ТКДА. 1872 Август Т. III. С. 16.

10 «Справка 1. Афанасия Гассиева, по получившего назначения на службу, Совет Академии имел в виду назначить на вакантную в Смоленской духовной семинарии кафедру основного и нравственного богословия после того, как оказалось, что рекомендованный Советом Академии от 9 ноября 1871 г. на эту кафедру кандидат богословия Николай Высоцкий уже определен преподавателем в Орловской семинарии. Но поелику Афанасий Гассиев был стипендиатом общества восстановления христианства на Кавказе, то Ректор Академии, от 24 ноября 1871 г. за № 654, предварительно вошел с Советом сего общества в сношение о том, не имеется ли препятствий к назначению Гассиева в Смоленскую семинарию на должность преподавателя» (Протоколы заседаний совета КДА за 6 марта 1872 г. // ТКДА. 1872 Август Т. III. С. 15.).

11 «Справка 2. Правление Смоленской семинарии телеграммою, от 27 декабря 1871 г. за № 713, просило Ректора Киевской Академии приостановиться избранием кандидата вместо Н. Высоцкого, если только таковой кандидат не избран еще, так как семинарское Правление имеет своего кандидата; при чем просило сообщить по сему предмету ответ телеграммою, которая оплачена. На это Ректор Академии телеграммою, от 28 того же декабря за № 3381, сообщил следующее: «избран Гассиев, стипендиат Кавказского Общества распространения христианства. Общество доселе не ответило о согласии на это избрание»» (Протоколы заседаний совета КДА за 6 марта 1872 г. // ТКДА. 1872 Август Т. III. С. 15.).

12 «Справка 3. По получении 17 Февраля сего года отношения управляющего делами Совета Общества восстановления христианства на Кавказе, отношением Ректора Академии от 19 того же февраля за № 74 сообщено Правлению Смоленской духовной семинарии как о содержании оного отношения, так и о неимении другого кандидата вместо А. Гассиева. Кроме того, на основании 6 п. указа Св. Синода от 19 мая 1871 года за № 75, академический диплом и другие документы А. Гассиева высланы в Совет Общества восстановления христианства на Кавказе для приобщения их к делу об определении Гассиева на службу». (Протоколы заседаний совета КДА за 6 марта 1872 г. // ТКДА. 1872 Август Т. III. Сс. 15–16.).

13 Протоколы заседаний совета КДА за 2 сентября 1871 г. // ТКДА 1872 Январь. Т.I. С. 30.

14 История Моздокского духовного училища // Владикавказские Епархиальные Ведомости. 1910. 1 октября, № 19. С. 15.

15 Цаллаев X. К. Отец и сын. // «Социалистическая Осетия», 1989, 9 декабря. С. 6

16 Уроки Афанасия Гассиева // режим доступа: http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=205 дата доступа 16. 10. 19.

17 Подобные примеры наложения отпечатка опыта обучения в духовных школах на творчество можно встретить в мировой литературе: Ирландский писатель Джеймс Джойс частично описывает свою биографию в произведении «Герой Стивен», где он нелестно вспоминает о принципе обучении в иезуитской школе.

18 Гассиев А. А. Новейший философский реализм об основах религии и нравственности // Христианское чтение. 1876. № 10. С. 352.

19 Гассиев А. А. Основы религии и нравственности по учению философа Герберта и его школы // Христианское чтение. 1878. № 5. С. 617.

20 Дзалаева К. Р. Осетинская интеллигенция (вторая половина XIX – начало XX вв.). Владикавказ 2012. С. 154.

21 Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 355.

22 Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 11.

23 Дзалаева К. Р. Осетинская интеллигенция (вторая половина XIX – начало XX вв.). Владикавказ 2012. С. 157.

24 Алагир — город в республике Северная Осетия-Алания (статус города дан в 1938 г.; до этого времени — поселение Алагир). В 1905 г здесь произошло восстание, подавленное правительством.

25 Геворкян О. С. Отец фотонаборной техники. Владикавказ: Алания. 1992. // режим доступа: http://iriston.com/nogbon/news.php?newsid=440 дата доступа: 20. 10. 19.

Фото pugachev-studio.ru

Теги: