Гетман Мазепа как зеркало российско-украинских отношений
Все началось с осторожного интервью архимандрита Кирилла (Говоруна) интернет-сайту «Интерфакс-религия», в котором он предложил отделить в «деле Мазепы» политику от богословия и взвешенно разобраться во всех аспектах этого непростого дела. Интервью отца Кирилла вызвало шквал негодования в российских церковных и политических кругах. Дошло до того, что даже представитель МИД РФ высказался о недопустимости снятия анафемы с «предателя Мазепы». Украинская сторона в долгу не осталась. За пересмотр отношения к гетману Мазепе выступили несколько известных церковных деятелей. Особо весомыми стали публикации митрополита Черкасского Софрония и ректора Ужгородской Украинской богословской академии протоиерея Виктора Бедя, которые заняли последовательно украинскую патриотическую позицию. Стало очевидно, что «дело Мазепы» рано списывать в архив.

Не желая учитывать истинную природу Церкви, российские политические элиты мечтают превратить Украинскую православную Церковь в безусловного проводника интересов Кремля во враждебном, как им представляется, антироссийском окружении. Украинская Церковь, сохраняющая единство с Московским патриархатом, как бы по определению должна послушно следовать российским интересам. Однако разве в этом назначение Церкви? Спаситель создал ее не с той целью, чтобы одно государство, нация, тип политического устройства или национальной культуры получили в ней безусловное преимущество. Церковь призвана соединить и преобразить во Христе разные идентичности, не ассимилируя одну в другой, а возвысить и преподнести Христу достойнейшее и лучшее в каждом — сколь это возможно — общественном организме из всего многообразия типов обществ и национальных культур.
Уже как бы отвечая сегодняшним попыткам посредством “дела Мазепы” создать напряжение и противостояние в украинском православном сообществе, предстоятель УПЦ митрополит Владимир (Сабодан) в своем докладе на Архиерейском соборе РПЦ в июне 2008 г. прямо отметил, что в Украине реально присутствуют “два полюса украинской культуры, две различные цивилизационные орбиты: восточная и западная”. Но, подчеркнул митрополит, эти две общности “различны, но нераздельны”. И разжигание огня противостояния, особенно руками гражданах других государств, является серьезным проступком перед Церковью.
Да, в своем мировоззрении украинское православие, как и украинское общество в целом, далеко не однородно, что и показала недавняя дискуссия по «делу Мазепы». И это неудивительно.
Можно сказать, что сегодня существует два видения или две модели существования православной Церкви в Украине. Первая модель предполагает, что Украинская православная Церковь в своей общественной позиции принимает реалии украинского общества, становится подлинно Церковью своего народа и избавляется от ярлыка «пятой колонны Москвы» в Украине, что, кстати, вовсе не препятствует ей хранить молитвенное и каноническое единение с Русской православной Церковью. Такая модель вполне вписывается в экклезиологический принцип единства в многообразии — многообразии в том числе культурном, языковом и даже общественно-политическом. Следование этому принципу должно стать предпосылкой для постепенной консолидации всех православных в Украине на основе Украинской православной Церкви.
Вторая модель предполагает, что Украинская православная Церковь остается в глазах значительной части украинцев той самой пресловутой «пятой колонной», ориентированной на интересы определенных политических сил внутри России. При этом желательно, чтобы другие общественно-политические ориентации устойчиво ассоциировались с расколом. Проводником именно такой модели развития Церкви в Украине целенаправленно и систематически выступает портал «Интерфакс-религия». Однако эта модель неизбежно приведет к расколу самой Украинской православной Церкви, поскольку она (модель) фактически выталкивает за церковную ограду весьма значительную “украиноцентричную” часть православного сообщества, желающую видеть свою Родину независимым, самодостаточным и процветающим государством, и при этом не противопоставляющую свой украинский патриотизм дружбе с Россией.
Последовательная реализация этой модели может привести к тому, что патриотически настроенная часть украинского православного сообщества, не желающая входить в раскольнические сообщества, послужит базой для создания в Украине канонических структур Константинопольского патриархата. А появление таких структур может выступать долгосрочным фактором дестабилизации церковной жизни как в самой Украине, так и мировом православии в целом.
Поэтому, наблюдая из Киева публичные антиукраинские заявления некоторых (около)церковных личностей (и не только по делу Мазепы), нельзя не предположить, что истинной целью такой политики является не стремление к церковному единству, не консолидация и упрочнение украинского, а вместе с тем и Вселенского православия (напомним, что общее количество приходов всех религиозных сообществ, именующих себя православными, в Украине составляет более 17 тыс., а с учетом декларирующих свою восточно-христианскую традицию УГКЦ около 21 тыс., что делает Украину наиболее христианской страной Восточной Европы), а раскол Украины по религиозному и цивилизационному признаку.
Также не лишены оснований опасения, что в случае выхода из УПЦ ее собственно проукраински настроенной паствы права УПЦ будут сильно урезаны Москвой и редуцированы до прав Экзархата, существовавшего до 1990 года. И неудивительно, что радикальные приверженцы второй из указанных моделей уже призывали к подобной редукции.

Согласно альтернативной позиции, визит патриарха должен быть ориентирован исключительно на ту часть украинской православной паствы, для которой Россия дороже, чем Украина, и которая именно из-за ностальгии по России (точнее, по Советскому Союзу) связывает себя с Московским патриархатом в Украине.
В результате все высказывания о «деле Мазепы» являются, на самом деле, декларациями приверженности различных церковных деятелей одной из двух указанных моделей. Личность несчастного украинского гетмана (который и так уже 300 лет лишен церковного поминовения в Русской Церкви) вновь оказалась вынесенной за скобки. При этом все прекрасно понимают, что спор ведется о будущем цивилизационного проекта «Украина». Вполне очевидно, что за последние четыре года в России отношение к этому проекту заметно изменилось. Негативная информация об украинской жизни стала практически нормой в российских СМИ. И антиукраинские настроения в России, как свидетельствуют социологические опросы, сегодня заметно усиливаются.
Кремль ныне занимает последовательно жесткую позицию в отношениях с Украиной. На этом фоне визит патриарха Кирилла в Украину мог бы стать определенной альтернативой этой жесткой линии. Патриарх как церковный лидер с куда большим успехом, нежели российские политики, мог бы исполнить примиряющую и консолидирующую роль. Однако «мазепиана», по своим методам мало отличавшаяся от недавней «газовой войны», рождает серьезные сомнения в том, что патриарху удастся сыграть именно эту роль. Если до заострения дискуссии о гетмане Мазепе отношение к патриарху Кириллу в светском украинском обществе колебалось от благожелательного до нейтрального, то сегодня все больше заметно настороженное, если не прямо отрицательное отношение к главе Русской Церкви. Думается, что такое ухудшение отношения к патриарху Кириллу, вкупе с весьма прискорбной эскалацией противостояния двух «партий» внутри Украинской православной Церкви, создает весьма напряженный и нерадостно-эмоциональный фон грядущего визита.
Впрочем, сам патриарх воздержался от каких-либо комментариев по «делу Мазепы». А значит, у него еще есть шанс изменить к лучшему ситуацию в украинском православии.
Теги:
MichaelWeP написал: