В Государственном архиве Киевской области (ГАКО) хранятся архивные документы об общественных организациях дореволюционной России. Основная масса их находится в фонде Ф-10 «Киевское губернское по делам об обществах Присутствие».

До 1905 г. в самодержавной России нелегально существовало несколько партий левого толка. Революция 1905 г. вынудила царизм опубликовать 17 октября 1905 г. императорский манифест, в котором царь обещал дать народу «незыблемые основы гражданской свободы: действительную свободу совести, слова, собраний и союзов».

Союз русского народа. Антисемитское движение в Украине, 1905-1917

После выхода манифеста по всей Российской империи массово создаются политические партии и общественные организации. Для надзора за их деятельностью на основании «Временных правил об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года создаются губернские по делам об обществах Присутствия. В компетенцию Присутствия входило: рассмотрение вопросов об открытии, регистрации, закрытии, запрещении обществ и союзов, утверждение их уставов. Общества и союзы считались открытыми после их регистрации, т.е. внесения в реестр, форма которого устанавливалась министром внутренних дел по согласованию с министром юстиции.

Несомненно, интерес исследователя вызовут документы фонда, содержащие сведения о деятельности Союза Русского Народа на территории Киевской губернии.

Союз Русского Народа возник в ходе революции 1905 г. После “кровавого воскресенья”. 9 января 1905 г. по всей России прокатилась волна революционных выступлений. Царскому правительству стало ясно, что одними полицейскими мерами, посылкой карательных отрядов российское самодержавие не может сохранить себя. При помощи правительства в 1905 г. начинают создаваться политические партии правого толка - в их числе и Союз Русского Народа.

Основал Союз в Петербурге доктор Дубровин, который был редактором газеты монархической направленности «Русское Знамя» и принимал активное участие в организации погромов. Его заместителем, а затем председателем Союза был Владимир Пуришкевич, позже принимавший участие в убийстве Григория Распутина. Базой «Союза Русского Народа» стали черносотенные дружины.

Идеология Союза была выражена в девизе вышитом на его стяге: «За Веру, Царя, Отечество».


Руководители Союза претендовали на особую роль в политической жизни России. Так, в уставе Союза записано: «Союз Русского Народа не есть политическая партия, - это сам русский народ, объединенный на вековых устоях, - православии, самодержавии, народности» (1). Характерной особенностью Союза был ярко выраженный национализм, направленный против малых народов, входивших в состав Российской империи. Его устав гласил: «Членам Союза могут быть только природные русские люди обоего пола всех сословий и состояния… Все лица некоренного русского происхождения и инородцы могут быть приняты в члены Союза не иначе, как по постановлению общего собрания членов Союза» (2).

Еще одна особенность Союза - "махровый" антисемитизм, что подтверждает следующая выдержка из устава: «Евреи в члены Союза никогда допущены быть не могут, даже в том случае, если они примут христианство» (3).

Союз русского народа. Антисемитское движение в Украине, 1905-1917

Киев начала XX века

Наибольший расцвет деятельности Союза приходится на конец 1905 - начало 1906 гг. В это время по всей империи создаются отделы Союза Русского Народа.

Организационное заседание Киевского Союза Русского Народа состоялось 29 апреля 1906 г. Состав его учредителей насчитывал 60 человек, канцелярия располагалась на ул. Глубочицкой,30 и на ул. Львовской,52. В прошении на имя Киевского губернатора от 16 июля 1906 года содержится просьба «… не отказывать в скорейшем утверждении проекта устава… При этом считаем долгом сообщить, что началом фактического существования Союза мы считаем 23го декабря 1905 года, когда Его Императорское Величество Государь Император соизволил принять экземпляр устава и возложить как на себя, так и Августейшего сына Наследника Цесаревича, знаки Союза для ношения на груди и выразить свое Монаршее благословение, пожелав единения и процветания» (4).

Свое особое отношение к Союзу самодержец Всероссийский Николай II выразил в телеграмме на имя Председателя Союза Русского Народа Дубровина: «Передайте всем председателям отделов и всем членам Союза Русского Народа, приславшим Мне проявления одушевляющих их чувств, Мою сердечную благодарность за их преданность и готовность служить престолу и дорогой Родине. Уверен, что теперь все истинно верные и русские, беззаветно любящие своё Отечество, сыны сплотятся еще теснее и, постоянно умножая свои ряды, помогут Мне достичь мирного обновления нашей святой и великой России и усовершенствования быта ея народа. Да будет же Мне Союз Русского Народа надежной опорой, служа для всех и во всём примером законности и правопорядка. Николай» (5).

Как правило, Союз возглавляли представители местной власти – становые, приставы, земские начальники, духовенство, зажиточные крестьяне, в городах Союз опирался на мещан и люмпен-пролетариат. Многие из них были не в ладу с законом. В частности, в списке лиц, вошедших в состав правления Лебединского отдела Союза, подписанном уездным исправчиком, из 12 человек несколько характеризуются так:

«Председатель Лаврентий Тимофеев Швагер – служил волостным писарем и удален за неисправность и неблаговидное поведение, имеет наклонности к доносам. Раньше служил сельским писарем и привлекался к административному дознанию за нарушение обязательного постановления Генерал-губернатора от 24 июля 1906 г.
Товарищ председателя крестьянин Кондрат Матвеев Майтала – был изобличен в поджогах и кражах и находился в административной ссылке в Олонецкой губернии два года… Известен за доносчика.
Член совета крестьянин Фока Корнеев Шепель – известный подстрекатель крестьян к забастовкам и отобранию помещичьей земли, за что отбывал тюремное заключение по приговору Окружного суда в 1907 г. Был изобличён в порочном поведении и в принадлежности к шайке анархистов, совершивших убийство урядника, за что был сослан в Нарынский край на три года…» (6).

Аналогичные примеры есть и по другим отделам Союза: кражи леса, тёлок, колёс от плуга, наклонность к пьянству и т.д.

Члены Союза Русского Народа выступали как активная контрреволюционная сила, участвовали в погромах, монархических демонстрациях, избиении бастующих рабочих и прочее.

Приводим выдержку из корреспонденции в газете «Русь» от 12 декабря 1906 года:

«Киев. Белая гвардия. 5 декабря состоялось конспиративное заседание боевой дружины местного союза русского народа, на котором было доложено, что местным университетом … завладели разные «освободители» и изо дня в день устраивают там «самые опасные для государства сходки», а потому и необходимо сейчас же принять энергичные меры «для очистки университета от крамольных поползновений».

«Меры» эти вылились в особый «приказ», который, в главных своих чертах, сводится к следующему:

1. Члены боевой дружины… обязаны ежедневно собираться к 12 ч. дня на ближайших к университету улицах…
2. По данному … сигналу все должны быстро входить в здание университета и следовать в аудиторию, где происходит «освободительная сходка».
3. «Предводитель» «непременно в категорической форме предлагает «освободителям» немедленно разойтись, причём переписывает всех участников. Список этот впоследствии передаётся «надлежащим ведомствам для расследования».
4. Председатель сходки немедленно арестовывается и под особым конвоем препровождается в полицейский участок.
5. Если же «освободители» окажут нежелание разойтись… то боевая дружина немедленно должна приступить к употреблению физической силы...
6. При употреблении физической силы действовать специальными резиновыми тростями, которые будут выдаваться в главном штабе Союза русского народа.
7. Там же можно получать для беспрепятственного входа в университет студенческие билеты и форменное студенческое одеяние, как-то: шапку и тужурку.
8. Огнестрельное оружие ни в коем случае не употреблять.

Из этого приказа вполне ясно, что у нас, по примеру Одессы, образовалась особая студенческая фракция «белой гвардии», и теперь нужно ожидать таких же её славных деяний, как и в Одессе, т.е. зверских избиений беззащитной учащейся молодежи». (7)

Союз русского народа. Антисемитское движение в Украине, 1905-1917

Еврейский погром в Одессе. 1905 год

Деятельность Союза в Киевской губернии находилась под пристальным вниманием и покровительством властей. Об этом свидетельствует циркуляр Киевского губернатора А.Ф. Гирса от 24 февраля 1912 г., на имя уездных исправников (цитируется по "Союз русского народа по материалам чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, 1917 г."):

«Союз русского народа имеет в высочайше вверенной мне Киевской губернии свои отделы в местечках и селах, носящие на своем стяге девиз «За веру, царя и отечество»; отделы этой партии, согласно своему уставу, стоят настраже величия святой православной церкви и державных прав русского самодержца. Объединенный святой задачей, союз, естественно, встречает поддержку всех органов правительства в деле укрепления в сознании народа высокопатриотических идей. Поддержку эту должны бы оказать отделам и местные полицейские власти, но, как усматривается из имеющихся у меня сведений, чины полиции не всегда относятся отзывчиво к лучшим проявлениям деятельности отделов союза, допускают порою недружелюбное к ним отношение, которое я не могу признать нормальным.

В виду сего, прошу иметь в виду, что, поскольку отделы союза направляют свою работу в строгом согласовании с требованиями закона, придерживаясь правил своего устава, поскольку они работают на благо русскому патриотическому делу в губернии, чинам полиции следует оказывать им полное и всестороннее содействие, а отношение их к представителям должно быть предупредительное и корректное.

Сообщая об изложенном к руководству, я, с другой стороны, обязываюсь отметить то обстоятельство, что в последнее время некоторые из лиц, входящих в состав отделов, позволяют себе часто, прикрываясь ложными задачами союза, проявлять деятельность, клонящуюся к распространению среди русских крестьян смуты, к внушению необходимости насильственных действий против инородцев и к сеянию в умах доверчивых крестьян разных вздорных и преступных идей, грозящих нарушением спокойствия и печальными последствиями экономических и аграрных волнений. Подобная вредная и опасная деятельность, какими бы высокими девизами не прикрывалась, не может быть терпима и в корне подрывает симпатии к союзу и доверие к нему населения. Поэтому, отмечая указанные нетерпимые явления в среде отдельных представителей отделов, я призываю зорко следить за попытками лиц распространять под знаменем союза волнение и смуту среди населения губернии. При обнаружении чинами полиции случаев явно вредной деятельности подобных «союзников», направленной в ущерб общественному спокойствию и интересам мирных обывателей, следует по точном выяснении обстоятельств дела, представлять мне о сем дознания на предмет исходатайствования высылки виновных из пределов губернии. Что же касается тех «союзников», которые будут уличены в распространении ложных, волнующих слухов, или в подстрекательстве к стачкам и забастовкам, то о них надлежит составлять протоколы установленным порядком и таковые представлять мне для наложения в административном порядке взысканий, согласно обязательным постановлениям начальника края от 5 ноября 1910 года.

От начальников полиции я в праве ожидать вдумчивого и серьезного отношения к изложенным здесь крайне важным указаниям. От них же будет зависеть и направление деятельности подведомственных им чинов полиции по отношению к организациям и членам союза в каждом отдельном случае» (8).

В делах фонда Ф-10, относящихся к деятельности Союза Русского Народа на территории Киевской губернии, есть и другая полезная для исследователей информация. Широко представлены документы о создании отделов Союза и списки его членов (д.316, 439,520,522,715,717,719,720,780). Как правило создание Союза проходило в центре населённого пункта при большом стечении народа, ему предшествовал торжественный молебен, а по окончании на имя Государя Императора отправлялась телеграмма с выражением верноподданнических чувств.

В деле 317 содержится переписка начальника управления Юго-Западных железных дорог Штукенберга с киевским губернатором о вредных для дисциплины действиях Киевского отдела Союза Русского Народа, когда наказание за должностные нарушения (опоздания на работу, провоз пассажиров без билетов и т.д.) пояснялись Союзом тем, что «Юго-Западные дороги захвачены жидами, поляками и разной масти революционными элементами, которые преследуют русских служащих» (9).

Здесь же секретное сообщение № 334 о закрытии отдела Союза на Юго-Западных железных дорогах. В делах имеются материалы расследования о злоупотреблениях в деятельности Союза в приюте Великомученицы Варвары, где в члены Союза записывали даже душевнобольных людей; о неблаговидном поведении архимандрита Михайловского монастыря Адриана, возглавлявшего некоторое время отдел Союза в г. Киеве, который за счет средств Союза растратил 100 руб. на поездку в Москву и 70 руб. на выкуп из ломбарда шубы и шапки, а своими высказываниями на съезде в Москве вызвал недовольство делегатов; жалоба председателя звозопромышленного отдела Союза на киевскую полицию; об открытии в Киевской губернии отделов русского народного Союза им. Михаила Архангела (дело 138); о киевском отделении партии правового порядка, целью которой, как определено в её уставе, было «утверждение в Русском Государстве конституционного монархического строя и порядка на основе права…» и проведение своих кандидатов в Государственную Думу и Государственный Совет (дело 18).

Документы фонда интересны для исследователя и тем, что большинство из них оригинальны, типичными их особенностями являются многочисленные фирменные печатные бланки, разнообразные реквизиты, служебные грифы, печати, штампы, заверительные подписи и т.д., наличие регистрационных номеров, входных и выходных фиксаций.

В целом, документы фонда являются ценным источником для изучения процессов зарождения политических организаций правового направления в период І-ой русской революции.

После спада революционных выступлений и поражения революции начинается постепенный распад Союза Русского Народа. Часть его членов переходит в Союз Михаила Архангела, Союз русских людей, многие отходят от активной деятельности.

Окончательно Союз распался после свержения самодержавия в феврале 1917 года.

________________
1 Государственный архив Киевской области (ГАКО), фонд 10, опись 1, дело 316, стр.10
2 Там же, стр.5 оборот3 (ГАКО), Фонд 10, опись 1, дело 316, стр.5
3 (ГАКО), Фонд 10, опись 1, дело 316, стр.5
4 ГАКО, Фонд 10, опись 1, д.17, стр.15
5 ГАКО Фонд10, опись 1, дело 316, стр.2
6 ГАКО, Фонд 10, опись 1, д.522, стр.6, 6 об.
7 Союз русского народа по материалам чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, 1917 г., Москва-Ленинград, 1992 г. стр.378-379
8 Союз русского народа по материалам чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, 1917 г., Москва-Ленинград, 1992 г. стр.. 379-380
9 ГАКО, Фонд 10, опись 1, д. 317, стр. 5.

Про автора

Даниленко Владимир Петрович, член Правления Союза архивистов Украины (САУ), в прошлом - директор Государственного архива Киевской области.

Теги: