— Как украинским протестантам пришла идея создать учебное заведение для «внешних» людей?

— «Реалис» возник вначале как центр, который ищет возможности и способы построения коммуникационных мостов между церковью и обществом. Учебные программы были частью нашей работы и всегда были направлены на подготовку фундамента для строительства таких мостов. «Реалис» появился в результате работы одной из самых первых христианских миссий в нашей стране, которая возникла на волне Перестройки, еще до развала Советского Союза. Эта миссия называлась «Свет Евангелия». Её вдохновителем был пастор церкви г. Ворзеля Киевской области Франц Шумейко. А создавали её молодые люди, такие как я в то время, 30-ти с небольшим лет.

Эта миссия направила меня на учебу в США, в Денверскую семинарию. И когда я вернулся, то одной из моих задач было организовать учебный проект для руководителей разных миссионерских организаций, которые возникли за это время. Так появился в 1996 году проект обучения руководителей или, как его тогда знали, «Проект ОР». Студентами этой программы стали 50 человек из разных церквей бывшего Советского Союза. Одной их моих главных задач тогда было находить лучших преподавателей в разных странах мира. Я координировал учебный процесс и преподавал сам. К 2001 году «Проект ОР» вырос в полноценную семинарскую программу, которая получила полную аккредитацию от Ассоциации богословских школ в Северной Америке (ATS) и Ассоциации колледжей и университетов средних штатов США. Аккредитационная комиссия рекомендовала нам не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше. Мы приняли эту рекомендацию, как призыв от Бога.

Аккредитованная программа была магистратурой практического богословия в области межкультурных исследований (MA in Intercultural Studies). Она имела миссионерскую направленность и была посвящена, с одной стороны, изучению Библии и культуры древних народов, о которых идет речь в библейских книгах, а с другой стороны, изучению культуры современного общества. Эта первая аккредитованная программа просуществовала 15 лет и завершилась в 2011 году. За это время было подготовлено более ста магистров международного уровня образования. Кроме того, множество выпускников этой программы получили сертификаты об её успешном окончании.

— Как получилось объединить усилия «Реалиса» с Национальным педагогическим университетом им. Николая Драгоманова и создать в этом вузе богословскую магистерскую программу?

— Я думаю, что это было Божьим промыслом. У нас с самого начала было две совместные программы с университетом имени Драгоманова. Первая программа называлась «Социально-политическая этика и богословие», т.е. программа, которая старается с богословской точки зрения сформулировать и расширить понимание принципов подхода христиан к активному служению в обществе. И вторая программа — «Психологическое консультирование для капелланов».

Во многих церквах Украины в 2014-2015 годах остро стоял вопрос: как христиане должны относиться к поточному кризису в нашей стране и вооруженному конфликту на востоке? Какие существуют богословские подходы к пониманию библейского учения об устройстве мирского общества и о политике? Понятно, что у христиан есть разные, иногда даже противоположные взгляды на вопросы социальной этики и политики, но на чем конкретно при этом они основывают эти взгляды? Как определить, какие взгляды больше соответствует учению Библии? Можно ли сформулировать общие для всех христиан принципы подхода к политическим вопросам? Вот этим как раз и занимается политическое богословие.

Еще в 2015 году мы планировали открыть такую программу в «Реалисе». О наших планах узнал один из преподавателей университета им. Драгоманова. Он заинтересовался и попросил меня рассказать подробнее о программе. А через некоторое время я получил письмо, подписанное ректором университета, с предложением о сотрудничестве.

Примерно в это же время в Украину приехала Наоми Пейджет, профессор факультета подготовки капелланов в Денверской семинарии и директор Калифорнийской капелланской программы по оказанию помощи при бедствиях. Она проводила семинары для волонтеров-капелланов в Киеве и на востоке Украины. Я сопровождал её на встрече с двумя офицерами Вооруженных сил Украины (ВСУ), которые занимались тогда составлением учебной программы для капелланов в Украине.

Оказалось, что с одним из офицеров, полковником Русланом Куханчуком, я был уже давно знаком. И вместо того, чтобы иметь небольшую встречу-знакомство, мы провели вместе с ним и доктором Пейджет несколько часов, беседуя о задачах капелланства в Украине в условиях вооруженного конфликта. Ближе к концу встречи профессор Пейджет обратилась к нашему собеседнику: «Полковник, для Ваших капелланов, когда они будут возвращаться из зоны боевых действий, будут крайне нужны христианские психологи-консультанты. Ни ваши военные психологи, ни священники-пасторы для этого им не подойдут, потому что им нужны именно христианские консультанты. А «Реалис» уже давно занимается подготовкой таких консультантов. Я вам очень советую обратиться к «Реалису» за помощью».

В результате мы начали обсуждать, как организовать подготовку христианских консультантов-психологов для капелланов ВСУ. Оказалось, что полковник Куханчук был хорошо знаком с профессором, который предложил мне организовать программу по политическому богословию в университете им. Драгоманова. В тот вечер у нас родилась идея организовать вторую программу магистратуры в этом университете: «Психологическое консультирование для капелланов в кризисных ситуациях». Руководство университета поддержало идею, и в результате уже в 2015 году на программу подали заявление более 70 человек. 

Что бы еще хотелось сделать?

«Реалис» уже не раз открывал совершенно новые в нашей стране программы. Сейчас, например, мы работаем над новой программой, которая называется «Цифровое богословие». Эта программа предназначена для исследования задач, возникающих перед церковью в сегодняшних стремительно меняющихся условиях жизни, во многом определяемых цифровыми технологиями. В то время как окружающий мир стремительно меняется под влиянием всепроникающих цифровых устройств и роботов, вместе с ним меняется и восприятие мира у новых поколений молодых людей. И если мы не будем учитывать перемены в восприятии информации у молодежи, то мы не сможем эффективно передавать Евангелие уже сегодня подрастающему поколению. Мы уже говорили о важности исследования окружающей культуры для проповеди Евангелия, а ведь новая окружающая культура – это уже во многих аспектах цифровая культура.

Как протестанты создали богословскую магистерскую программу в государственном вузе Украины

В подготовке этой программы мы сотрудничаем с Даремским университетом – одним из ведущих университетов Англии. Мы планируем открывать программу обучения с сентября 2019 года. Кстати, с 25 по 28 марта в Украине будет находиться ректор колледжа святого Иоанна Даремского университета Дэвид Вилкинсон, большой энтузиаст программы цифровой теологии. Профессор Вилкинсон является не только известным теологом, но и ученым астрофизиком, членом Королевского астрономического общества. Пользуясь случаем, приглашаю вас на его открытую лекцию в университете им. Драгоманова 26 марта в 11:00. Лекция называется: «Бог, Большой Взрыв и Стивен Хокинг: космология и теология в диалоге».

Чему «Реалис» научились за время сотрудничества с университетом им. Драгоманова?

Один из основных моментов — мы часто слишком узко смотрим на возможности сотрудничества нас как христиан с людьми разных деноминаций и конфессий. Среди наших студентов есть много православных священников, есть католики и греко-католики, верующие разных евангельских направлений (пятидесятники, пресвитериане). Были также и братья из адвентистов.

Мы научились понимать, что у нас есть гораздо больше общего, чем мы думали. Особенно когда мы размышляем о том, как мы должны являть Христа окружающему обществу, то находим, что у нас больше общего, чем разного.

У нас ведь когда-то слово «экуменизм» было почти ругательным словом. Но я сейчас говорю не об экуменизме. Я не думаю, что мы должны слиться в одну аморфную массу, но полагаю, что для нас действительно важно в такое время, как сейчас, быть ближе друг ко другу.

Уже в начале 1980-х годов, когда я был еще молодым человеком, у христианской молодежи существовало некое межденоминационное сотрудничество. В то время я сотрудничал с адвентистами (Михаил Кулаков с друзьями бывал у меня дома), с православными и католиками. Нас объединяла единая цель – евангелизация в условиях конспирации...

Но, когда сейчас мы встречаемся с Вами, когда я разговариваю со многими студентами, я думаю, что ведь мы все — Божьи дети. А Бог гораздо больше и шире каждого из нас, как бы мы ни думали, что, может быть, мы лучше Его понимаем, чем другие. Ведь Он использует каждого из нас, чтобы продолжать Свою работу.

Вопросы задавал Николай Ковжогин, бакалаврант богословия


Теги: