25 декабря обычно называют "католическим Рождеством". Но в этот день встречали светлый праздник и 11 из 15 автокефальных Православных Церквей. 7 января Рождество празднуют только Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская Церкви, а также монастыри Афона. 

Приводим выдержки из рождественских обращений предстоятелей Православных Церквей: 

Патриарх Константинопольский Варфоломей: 
altНебо и земля днесь соединяются, днесь Христос на землю сходит, а человек поднимается на небо. Отдаление между Богом и человеком, вызванное грехом человеческим, уничтожилось, когда Единородный Сын и Предвечное Слово Божие принял человеческую природу в ее целостности. По благоволению Божию, то есть по воле Его, Воплотившийся Сын Его уничтожает всякое разделение, объединяет небо с землею и связывает творение с Творцом! С воплощением, вочеловечением Слова спасение рода человеческого уже наступило. Ибо те, кто верует в Иисуса, живут согласно заповедям и учению Иисуса, этой богоугодной жизнью возвышаются и становятся друзями и причастниками Бога! Это случается только в Церкви, где человек рождается во Христе и усыновляется Отцом через святое Крещение, а после через святые Таинства и воспитание добродетели исполняется Божией благодати и Духа Святаго и возрастает в "мужа совершенна", в меру полноты Христовой, да скажет вместе с апостолом Павлом: "Уже не я живу, но живет во мне Христос". 


Патриарх Иерусалимский Феофил
От недр Матери всех Церквей патриаршески и отечески благословляю всех чадЦерковь всегда, а тем более в эти праздничные дни, возвещает своим чадам и всему человечеству, тайну, открытую Богом в Священном Писании, тайну, которой она живет и которая ее исполняет. Церковь оглашает ту истину, в которой причина ее существования и источник ее радости. Таинство, начинающееся на небесах, продолжается и долу, на земле. Его цель – человек, и потому оно берет его себе в соработники и соучастники. Дева от Назарета пошла на сотрудничество, зачав во Духе Святом, носив во чреве и родив в Вифлееме Христа во времена Августа кесаря. Даже бездушная природа и бессловесные животные не исключены из этого таинства, но земля отворяет свою утробу и дает своему Творцу приют в пещере… 
Но не все одинаково отзываются на Божий человеколюбвый призыв к соучастию и сотрудничеству. Волхвы и пастухи идут поклониться, но царь Ирод, услыхав о Новорожденном Царе, впадает в безумный гнев и избивает невинных младенцев. Он преследует Христа, Который, будучи человеком, отвергает всякое насилие и бежит в Египет. Так и днесь люди преследуют Христа в лице меньших братьев Его – слабых, бездомных, беженцев, бедняков. Якобы ища мира, люди, жестокие и неумолимые как Ирод, объявляют войны, во имя Бога и религии учиняют террор, избивая невинных. Города разделяют один от другого, как Вифлеем отделен от Иерусалима. Это отпадение человеческое – источник зла, несправедливости и неравенства в мире. 
Но вопреки этому Церковь с глубокой верой и надеждой проповедует, что "неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив" (Рим. 3, 3 —4)). Она страдает вместе с человеком от трагичности и безысходности этой жизни и укрепляет его всеми силами, как заботличая духовная матерь, проповедуя воплотившегося Богочеловека, и давая покой "всем труждающимся и обремененным" (Мф. 11 : 28). От этой отмеченной Богом Пещеры, от недр Матери всех Церквей я патриаршески и отечески благословляю всех чад вверенной мне паствы". 


Патриарх Антиохийский Игнатий IV: 

От недр Матери всех Церквей патриаршески и отечески благословляю всех чадРождество Христово дает нам возможность обновить свою веру в Того, Кто воплотился через Духа Святого и Марию Деву. Рождество Христово означает, что Бог пришел к нам и ради нас. А мы, со своей стороны, должны быть готовы вершить волю Его. В этот день мы молим Всемогущего Бога открыть нам глаза, чтобы мы увидели наших братьев и осознали, что Бог, создав нас, создал и их, что они, как и мы, имеют право существовать. В противном случае вера наша будет напрасна. Давайте на Рождество вглядимся в наш мир и попросим Бога быть милостивым к нам и дарить нас Своею благодатью. И здесь, и повсюду есть люди, которые умирают, есть миллионы людей, изгнанных из своих домов. Пусть Господь ниспошлет им утешение и мир. Я молю Младенца, Родившегося в Вифлеемской пещере, простить нам грехи и поглядеть на каждого из нас со Своей неизмеримой любовью и бесконечной милостью". 


Патриарх и Папа Александрийский Феодор II: 
От недр Матери всех Церквей патриаршески и отечески благословляю всех чадС древности и до сего дня небо – пространство духовных исканий и поле научных исследований. Люди всех веков, от мифического Икара до современной эпохи коммуникаций, когда человеческие сообщения поднимаются до небесной сферы и оттуда возвращаются на землю, всегда подымали свои взоры ввысь в поисках ответа на мучительные вопросы бытия. В Церкви о небе всегда говорили как о неизменной богословской реальности. Небо, столько раз упоминающееся в Священном писании, - это место, где воля Божия – несомненный факт, и где ангелы, небесные силы и святые пребывают с нею в гармонии. Тело Церкви устремляет свои духовные взоры сюда, ища решения из житейской безысходности, и не устает громко, с непрестанной молитвой и настоянием, молить, чтобы воля Божия воцарилась и на земле. Библейские слова: Слава в вышних в Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" или "Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли" – раскрывают конечную цель спасительного дела Вочеловечившегося Бога: "вонебесить" мир, освободить людей от заблуждений и зла, дать им познать истину и добродетель, чтобы не было разницы между землей и гармонией, царящей на небе, по слову св. Иоанна Златоуста. Наша цель – это всегда Царствие Божие, а Рождество Господв – рассвет дня грядущего, когда человеческая природа участвует в Божией славе – той, которую воспевали ангелы в ту тихую ночь над скромной вифлеемской пещерой".

Теги: