Исключительная ценность монографии Шолема состоит в том, что, во-первых, это едва ли не единственный и обзорный, и основательный по содержанию труд по данной теме. Во-вторых, текст лишен какой-либо подчеркнутой конфессиональной направленности. В-третьих, текст сугубо научный, т.е. не содержит пикантных измышлений, грубых передергиваний и популистских "откровений", которыми переполнены, в большинстве своем, тексты о "тайнах Каббалы.


Интересная разница: иудейские ортодоксальные теологи (как и мы, православные) считают, что мир сотворен Богом из ничего, т.е. из несуществующего. Однако, еврейские мистики (каббалисты) вкладывают в термин "НИЧТО" иной смысл:
"Это НИЧТО, из которого произошло все, отнюдь не является чистым отрицанием, оно только для нас лишено каких-либо атрибутов, ибо оно неуловимо для интеллектуального познания. На самом же деле это НИЧТО, пользуясь словами одного каббалиста, бесконечно реальнее любой другой реальности. Лишь, сбросив с себя все путы, и, выражаясь языком мистики, спустившись в глубины НИЧТО, встречает душа Божественное. Ибо это НИЧТО заключает в себе богатство мистической реальности, хотя оно и не поддаётся определению. "Un Dieu defini serait un Dieu fini" (определить Бога - значит покончить с Ним). Одним словом, НИЧТО - это Само Божество в Его наиболее непроницаемом облачении. И, действительно, творение из ничего с точки зрения многих мистиков - это просто творение из Бога, "творение из ничего", таким образом, становится символом эманации, т.е. идеи, которая в истории философии и теологии наиболее далека от идеи "творения из ничего".
Это к слову о разнице между каббалой и ортодоксальным иудаизмом.

Теги: